4 мин.

Быть человеком

Все уже, наверное, видели горячую – и для многих убедительную – колонку нашего польского корреспондента на Евро Дениса Романцова о варшавских событиях, национальной гордости и мере толерантности. Я вообще не собирался ничего писать на эту тему – мне казалось, что все всем более-менее очевидно, и фраза «сейчас модно стыдиться и казнить самих себя» обязана соседствовать с рассуждениями про мировой заговор против России и генетически неполноценных «пшеков». Оказалось, показалось. Не соседствуют.

Мне с коллегой спорить невероятно сложно сразу по нескольким причинам. Я не шел по Варшаве 12 июня, не был ни жертвой, ни очевидцем того, как сзади налетают пятеро и гасят ногами. Я еще и «немножко иностранец» и «в целом не русский», так что, если для кого все это имеет принципиальное значение, – клик на «Закрыть вкладку» и скроллим ленту дальше.

Не закрыли? Тогда поехали.

За четыре дня до варшавских событий десять тысяч российских болельщиков добрались до стадиона во Вроцлаве без совместных шествий – без скандалов, оскорблений и отлавливания фашиствующими местными жителями мирных гостей. В Варшаве же без марша почему-то никак нельзя было обойтись. Именно в столице Польши, именно в День России, именно перед матчем с хозяевами турнира – и потому мне сложно поверить, что он был сугубо функциональным. Сложно поверить, что российским мирным болельщикам нужно было шествие таких масштабов, которое нужно согласовывать за несколько недель, за которые вся Польша успеет встать на уши и обсудить: что это – праздничная демонстрация или плевок в лицо?

Марша 12 июня не должно было быть. Его нельзя было проводить там, где и без того существуют два взрывоопасных фактора – предфутбольная горячка и взаимные национальные предрассудки. Его не должен был организовывать ВОБ – хотя бы потому что поляки тоже умеют пользоваться Гуглом, а по запросу Szprygin на первой же странице выдачи появляется его фото с Пауком, гологрудой девицей и фашистским приветствием (окей, «римским», если вы стесняетесь так же, как Шпрыгин). Сам Шпрыгин не должен был оправдывать тех, кто избил стюардов во Вроцлаве за три дня до этого, а министр спорта Мутко не имел ни малейшего права сверкать своим абсолютно гротескным популизмом и вторить подчиненному – опять же потому, что у поляков тоже есть Гугл Транслейт (а кто-то еще не забыл русский). В конце концов, марш не должен была разрешать варшавская мэрия – но там побоялись тех же аргументов, которыми оперируют сейчас у нас: чем россияне отличаются от шведов и голландцев, которым можно? С юридической точки зрения – ничем. Так и быть, идите.

Все те ужасы, которые мы увидели в Варшаве, были предсказуемы

Я ни в коем случае не пытаюсь оправдывать польских националистов. Я пытаюсь сказать, что все те ужасы, который мы увидели в Варшаве, были предсказуемы. Пытаюсь сказать, что когда одни и те же люди рассуждают о том, что «правильно мы поляков давили, жаль недодавили» и тут же делают невинное лицо «мы просто хотели пройтись перед матчем» – это выглядит лицемерно. Я готов допустить, что в колонне российских болельщиков таких было меньшинство (хотя комментарии к новостям по теме постепенно убеждают меня в обратном) – но надо понимать, что для готовившихся к «русскому маршу» польских отморозков никакой разницы не было. А время накрутить себя и друг друга – было. Что там говорить, если в польской прессе всерьез обсуждались теории, будто из России специально по распоряжению Путина на шествие отправят сотрудников ФСБ в штатском.

Конечно, обо всем этом легко рассуждать, когда тебя не били наотмашь по затылку на мосту через Вислу, – только вот рассуждать об исторических комплексах другой страны, когда твоя страна ни разу в таком положении не оказывалась, честное слово, ничуть не сложнее. Сами виноваты, что оказывались? Ну так сами виноваты, что маршем пошли. 1:1.

Не нам рассуждать о том, должен ли поляков оскорблять марш россиян по Варшаве. Это ровно то же самое, что решать, имеют ли армяне право обижаться на слово «хач», раз уж это не более чем сокращение от прекрасного имени Хачатур, означающего «креститель». Если хозяев дома, в котором вы находитесь в гостях, оскорбляет какая-то из ваших совершенно естественных привычек – потерпите до порога собственной квартиры. Правда, в наших краях ограничить себя ради кого-то чужого означает слабость. К великому сожалению, в этом смысле края у нас с поляками одни и те же – и для некоторых из них потерпеть наш марш означало проглотить обиду.

В наших краях ограничить себя ради кого-то чужого означает слабость

Слова о «стране победившего национализма» после драки звучат горячо и убедительно, но ничему другому, кроме превращения собственной страны в такую же, не способствуют. В то время как большинство поляков вынесли из варшавского побоища урок о том, что ксенофобия и слепой национализм – это плохо, мы выносим для себя совершенно противоположный: кругом враги, поляки – уроды, надо уповать на силу и бить первым. Принципы драки просты – это животный мир в самом нейтральном смысле слова, ты или тебя. Именно поэтому эти принципы нельзя транспонировать на весь остальной мир – иначе начинаешь жить в мире животном, где главные различия – видовые, а главный источник выводов – условный рефлекс. Все лисы едят зайцев, каждый крокодил – враг каждой антилопы. Исключений из этого правила не бывает, именно поэтому они лишь сюжеты для сказок.

Я не хочу жить ни в сказке, ни в животном мире. Мне хорошо среди людей – особенно если они готовы сделать усилие над собой и оставаться венцом эволюции даже тогда, когда это сложно. И даже когда это физически больно.

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

Обыкновенный фашизм. Реплика Дениса Романцова о варшавских беспорядках