8 мин.

Герой поневоле

Среда, 24 октября 1956 года, в 18:00 ученик академии «Манчестер Юнайтед» Дэвид Гаскелл сидел на кровати своего дома в Стретфорде, и строил планы на вечер.

Плотно пообедав, молодой вратарь был обеспокоен вопросом, сможет ли он даже с двумя пересадками добраться на автобусе до «Мэйн Роуд», стадион на котором сыграют «Юнайтед» и «Сити» в рамках Charity Shield.

Проведя весь день на «Олд Траффорд» за уборкой террас и чисткой бутс для Данкана Эдвардса и Билли Уэлана, которые, между прочим, были его соседями по комнате, молодой Гаскелл чувствовал усталость, к тому же игру транслировали по телевидению.

К счастью для него, преданность «Юнайтед» перевесила усталость. В последний момент он решился на поездку до Moss Side, а уже через пару часов вышел на поле.

Находясь у себя дома в Рексхэме, Гаскелл готовится к тому, чтобы в это воскресенье прокатиться до «Уэмбли» в качестве почетного гостя на мачте Community Shield между двумя манчестерскими клубами.

И все благодаря аналогичному матчу, имевшему место 55 лет назад, Гаскеллу теперь 70 лет и он до сих пор остается самым молодым игроком, дебютировавшим в составе «Юнайтед», на тот момент его возраст составлял 16 лет и 19 дней. Он будет представлен обеим командам до стартового свистка.

Собственно сам Гаскелл может представить свою историю лучше любого рассказчика.

«Мне было всего-то 16 лет, и я только стал игроком «Юнайтед», – рассказывает Гаскелл в интервью для Daily Mail. «По существу я был четвертым голкипером команды».

«Я тренировался с основной командой в день перед игрой и, если честно, был немного измотан. Поэтому пошел садиться в автобус, думаю, кто-то из «Юнайтед» заметил меня».

«Вскоре я уже стоял у кромки поля, а еще несколько минут спустя Рэй Вуд (вратарь «Юнайтед») получил травму. Тренер команды, Берт Уолли, нашел меня и повел за собой в раздевалку. Он сказал – ты будешь играть».

«У кого-то я одолжил бутсы, у других шорты и майку. Я вышел на поле, а Данкан Эдвардс в это время стоял у ворот. Когда я пробежал мимо него, он спросил – «Какого черта ты тут делаешь?».

Я сразу ответил: «Думаю, я буду играть, мистер Эдвардс». После этих слов воспоминания как будто размыты, мы победили 1-0. А я сделал пару отличных сейвов».

Гаскелл, конечно, скромен в оценке того матча. В соответствии с архивными записями, Деннис Вайолетт забил победный гол, но настоящей звездой матча стал юный вратарь.

«После матча я сидел там с медалью в руке и думал, что в принципе я не должен ее держать», - добавил Гаскелл. «Это было как-то неправильно. Я был еще ребенком и не знал что делать. Я отдал медаль Рэю, который тоже уже переодевшись сидел рядом, и он сразу же ее забрал. После я тихо переоделся и улизнул».

«Когда я стоял в толпе и ждал автобуса, дабы вернуться в Стретфорд, я слышал, как болельщики хвалили Рэя Вудса за отлично сыгранный матч. И мне не хотелось говорить им, что на самом деле на воротах стоял я».

«Скорее всего, по телевизору никто тоже не заметил подмену. Когда я встретил Кеннета Уолстенхолма, комментатора той встречи, несколько лет спустя, он признался, что был не в курсе той замены».

«Во время своего репортажа он то и дело продолжал твердить, что Рэй Вудс снова напоминает себя лучшего образца. Даже не подозревая, что ворота защищает 16-летний юнец».

«В те времена только вводилось использование прожекторов на матчах, и различить игроков было действительно трудно. По громкоговорителю также не объявили о замене».

«Когда я вернулся обратно, владелец дома еще не спал и все продолжал рассказывать об игре. Я не хотел говорить ему, что играл. Я даже не мог позвонить родителям, потому что у них не было телефона. Чувствуя себя немного смущенным, я просто пошел спать».

«Но Данкан и Билли пару часов спустя вытащили меня из кровати и заставили все рассказать. Следующим утром я как будто ничего не произошло, убирался и чистил бутсы».

«Мэтт Басби и Джимми Мерфи (помощник Басби) велели мне поднятся наверх, в их кабинет, после они сказали мне, что хотят, чтобы я стал вратарем команды резервистов».

«Это было просто невероятно – сюжет, которому позавидует любая книга».

Дэвид Гаскелл провел в составе «Юнайтед» 119 игр за более чем 13 лет и выиграл Кубок Англии с набирающей ход командой Басби в 1963 году.

Однако уже тогда с ним рядом нельзя было увидеть ту команду, к которой присоединился Дэвид в тот вечер на «Мэйн Роуд», и наверяка вы догадываетесь почему. Семеро из них – Роджер Бирн, Эдди Колман, Данкан Эдвардс, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тэйлор и Билли Уэлан – погибли в мюнхенской авиакатастрофе меньше чем 16 месяцев спустя.

Сам Гаскелл мог бы быть там. Виза с печатью появились в его паспорте еще за неделю до выезда. Однако подписание Гарри Грегга означало, что 17-летний парень остается.

«Я помню тот день, когда домой вернулись гробы вместо игроков», – вспоминает Гаскелл. «Мы должны были перенести их в спортзал. Можете верить или нет, но я 17-летний парень переносил окровавленные гробы. Я помню, как нес гроб Марка Джонса над своей головой. От него ничего не осталось, а он был ростом за 190 сантиметров».

«На следующий день я должен был передать все вещи Билли Уэлана его родителям, когда они приехали на похороны. Все то, что он хранил в своей спальне».

«Я поехал домой к родителям в Уиган, поскольку мне тяжело было справиться с переживаниями. Я каждый день был в пути. Я был в полной растерянности».

«Это происшествие повлияло на меня в будущем. Все эти воспоминания о похоронах и тому подобное. Я был еще слишком мал, чтобы перенести такие потрясения. И только позже, я осознал всю чудовищность этого, и это осознание захватило меня на какое-то время».

«На кого-то это оказало слишком пагубное влияние. Марк Пирсон был хорошим парнем, но в этот период он стал очень нервным и порою кидался на людей. Каждый перенес это по-своему».

«Каждого из тех футболистов я вспоминаю с трепетом, а особенно Данкана. Он был на два или три года старше меня, но вот статью он прилично выделялся на моем фоне. Я жил вместе с ним, но я не мог назвывать его другом. Я чистил его бутсы! А когда в тот вечер, я вышел на поле, я называл его мистер Эдвардс. Он для меня был просто партнером по команде. По сравнению со мной он добился очень многого, все они».

20-летняя карьера, которая включила в себя также «Уиган», «Рексхэм», клубы из Южной Африки и Кувейта, оказала пагубное влияние на здоровье Гаскелла. Мало того, что он получал повреждения ахилла (шесть раз), пальцев, рук, шеи, колена и терял зрение на один глаз, он на какое-то время даже разлюбил футбол. Возможно, именно поэтому некоторые черты современного футбола его раздражают.

«Я ненавижу, когда футболисты «ныряют»…это самый настоящий обман», – говорит он. «Сегодня я не смотрю много футбола. Я чаще просто перематываю матчи».

Тем не менее, он очень горд тем, что поедет на «Уэмбли» вместе со своей очаровательной женой Барбарой в воскресенье утром.

«Две недели назад телефонный звонок застал меня  врасплох», – признался Гаскелл. «Я думал это какие-нибудь торгаши и уже собирался повесить трубку. На другом конце был помощник руководителя «Манчестер Юнайтед». Я не мог в это поверить».

«Это большая честь для меня. Я очень польщен тем, что меня попросили оказать такую услугу».

Будучи одним из птенцов Басби, Гаскелл  именно тот, кто может поделиться воспоминаниями о человеке заново построившем «Манчестер Юнайтед».

«Довольно забавно, но Мэтт не придавал большого значения тактике», – рассказывает Дэвид. «Конечно, было и немного тактических занятий, но командные встречи по пятницам были чем-то большим. Там Мэтт рассказывал нам о каждом игроке, с которым мы потом встречались на поле».

«Он говорил примерно так: «Майк Ингланд, центральный полузащитник…хорош на втором этаже, и внизу тоже, хорошая правая, хорошая левая, отличный пас…но совсем не умеет играть». Что-то в таком роде».

«Джимми Мерфи, конечно, был другим. Мне было 16 лет, и мы играли против резервистов «Дерби». Центральный нападающий вытряс из меня всю душу за одну ночь».

«За несколько минут до конца мы вели 1-0, я выбил мяч, а ногой зацепил какого-то парня. Судья увидел это, и они сравняли счет с пенальти».

«Джимми поставил меня напротив стены в раздевалке и был в шаге от того, чтобы хорошо долбануть меня. «Никогда, больше никогда не исполняй этот трюк таким образом», – говорил он мне. «Делай так, чтобы тебя не заметили».

«Моя последняя игра была против «Тоттенхэма» и, когда я возвращался после нее, то прочитал в газете, что «Юнайтед» заключил контракт с Алексом Степни.

«Мэтт хотел, чтобы я его натаскивал, но у меня не получалось и это закончилось не очень хорошо».

«Закончилось все тем, что я, играя в рэгби за «Оррелл» по субботам, ждал, когда истечет мой контракт с «Юнайтед».

Карьера игрока «Юнайтед», начало которой запомнилось всем, а вот конец остался в тени.

Иан Лэдимэн, Daily Mail