7 мин.

Наше лучшее супергеройское кино. «Движение вверх» – прекрасный фильм

Рецензия Павла Хрусталева.

Сразу к сути: «Движение вверх» – прекрасный фильм.

Без недостатков и некоторых недостоверностей не обошлось, но подробно о большинстве из них говорить нет никакого смысла, потому что кинорецензия не должна быть похожа на весы, на одной чаше которых «плюсы», а на другой – «минусы». И вот какая из них поднимется выше, таков, значит, и фильму будет вынесен вердикт. Прочитав массу умных книг о кинематографе, посмотрев множество классических лент, я пришел к прекрасному выводу о том, что кино может либо «зайти», либо «не зайти», и это единственный критерий оценки.

Снять фильм, основанный на реальных событиях, очень тяжело, особенно, если речь идет о спорте. Смотреть такие картины, как правило, без мучений практически невозможно, достаточно вспомнить хотя бы вышедшие в последнее время голливудские «Жертвуя пешкой», «Борг/Макинрой» или «Битву полов». Вроде и актеры часто задействованы хорошие, а иногда и вовсе гениальные, но от монотонности, клишированности и предсказуемости происходящего нестерпимо хочется куда-нибудь деться и в прямом смысле слова все это «развидеть». Бывают обратные примеры, но в целом биографии спортсменов и отдельные спортивные события переносятся на экран с большим трудом, оставляя после себя лишь разочарование.

Учитывая все сказанное выше, особенно приятно, что фильм про самое значимое баскетбольное событие в истории нашей страны действительно удался. Именно так должно выглядеть героическое и в чем-то даже супергеройское кино, которое вдохновляет, окрыляет и пробуждает чувство гордости. Душевные раны всех тех, кто верит в российское массовое кино, еще не зажили после февральских «Защитников», которые вроде бы должны были стать российским ответом Голливуду и лично Тони Старку с Бэтменом, и мы заслужили подобный подарок на главный национальный праздник – Новый год. Баскетбол всегда был и будет игрой людей с суперспособностями, развлечением титанов, которые стремятся в небо, восхищая простых смертных.

В «Движении вверх» у каждого своя роль:

• Главный тренер – Владимир Гаранжин (Кондрашин), который и собирает всю эту компанию супергероев с человеческими лицами, умеющий рационально мыслить в самые безумные моменты и иногда даже читать мысли своих игроков и соперников, идеальный профессор Ксавьер;

• Сергей Белов, основной супергерой, на которого всегда можно положиться в трудную минуту, Супермен и Капитан Россия в одном лице;

• Мистер Фантастик с невероятным прыжком и длинными руками – Александр Белов;

• Зураб Саканделидзе, он же Флэш, человек, который добежит от одного кольца до другого быстрее, чем тренер успеет взять тайм-аут;

• Модестас Паулаускас в роли притягательного и противоречивого положительного героя, который вроде бы готов предать и кинуть, но в последний и решающий момент возвращается и бьется «за своих» в стиле Хана Соло из самого старого эпизода «Звездных войн»;

• Иван Едешко или Робин, всегда готовый помочь ребятам набрать очки с помощью точных передач и принимающий свою вспомогательную функцию;

• Алжан Жармухамедов, волшебным образом решивший свои проблемы со зрением и использующийся в качестве пробивной силы, немного напоминает Циклопа из «Людей Икс».

Сравнение с фэнтэзийным миром голливудских людей с безграничными способностями может показаться странным, но патриотический жанр сам по себе подразумевает определенное возвеличивание главных действующих лиц.

«Кино – это жизнь, с которой вывели пятна скуки», – так говорил гениальный Альфред Хичкок, и только вооружившись этим высказыванием и можно оценивать «Движение вверх».

Понятно, что никто из игроков советской и американской сборной не мог вколачивать «данки» в стиле Уэстбрука и Леброна, что Сергей Белов тоже иногда промахивался, что Саканделидзе все-таки не был Андре Игудалой.

Гиперболизация очевидна, но я готов простить этот художественный прием создателям, потому что они стремились к популяризации баскетбола в нашей стране, и весьма логичным решением было показать его с максимально зрелищной стороны. В погоне за излишней достоверностью при съемках игрового кино есть риск убежать в кино документальное, которое живет по совсем другим законам.

Невозможно залезть в чужие головы и снять действительно «истинное» кино про реально существовавших людей, что открыто и заявлял великий Дэвид Финчер при съемках «Социальной сети» – одного из лучших биографических фильмов в истории: «Я не знаком с Цукербергом, я не знаю, что у него за душой, и не считаю, что вправе гадать».

Несмотря на то, что фильм «Движение вверх», разумеется, проект далеко не авторский, а результат работы целой команды, значительно превосходящей по численности баскетбольную, во время просмотра ни на секунду не возникает ощущение недоработанности сценария. Каждая сцена плавно переходит в следующую, и как только возникает риск того, что зрителя может утомить душный и тесный баскетбольный зал, нас аккуратно переносят то на асфальты Гарлема, то в солнечную Грузию, иногда добавляя и безотказный прием в виде любовной линии.

Большое количество клише есть и тут, совсем без них нельзя обойтись, но за исключением, на мой взгляд, совершенно ненужного и быстро надоедающего эффекта замедленной съемки при показе тех самых «трех секунд» в финальном матче, все очень к месту. Ведь сюжетные приемы и превращаются в это не самое приятное слово «клише» именно по той причине, что работают, поэтому совсем отказываться от них глупо, тем более в жанровом кино.

Советские граждане приехали в Америку – вот вам сувенир в виде ковбойской шляпы; начинается разговор про дружбу – пожалуйста, у нас есть несколько штампов, которые мы повторим несколько раз; видите крутого мужика, который обладает властью – это, естественно, Сергей Гармаш и его волевой подбородок. Да, многое из этого мы уже видели, но сделано все ровно с тем расчетом, чтобы путем таких повторов не вызывать у зрителей раздражения.

Один из главных признаков отличной картины – убедительные истории второстепенных персонажей и их воплощение на экране, и в этом смысле сделано все практически эталонно, в отличие от той же «Легенды №17» с совершенно картонными фигурами Бориса Михайлова, Владимира Петрова и Аркадия Чернышева.

В фильме про командный вид спорта все действие не должно крутиться вокруг одного человека, и на сей раз с помощью использования как юмора, так и трагедии, создатели фильма заставили поверить в историю абсолютно каждого персонажа – от противного бюрократа Марата Башарова до главного тренера сборной США в исполнении блестящего актера Джона Сэведжа.

Отдельный поклон за создание достоверного образа великой баскетболистки Нины Ереминой, комментировавшей финальный матч. Никакой прямой телетрансляции этой игры в СССР не было, матч показали лишь на утро следующего дня, но искренний женский возглас Ереминой, вырвавшийся из застегнутого на все пуговицы сюртука советского репортажа, после решающего броска Александра Белова все равно сумел навсегда изменить подход к репортажу и комментарию на советском телевидении.

Большое количество локаций, разнообразных как географически, так и хронологически фильму нисколько не мешает, а, напротив, придает ощущение баскетбольного и человеческого единства. Пожалуй, это и есть главное позитивное впечатление от картины – в нем полностью отсутствует агрессия и нетерпимость к другим странам и их представителям, что уже само по себе невероятное достижение, особенно с учетом того, что это гиперболизированное патриотическое кино.

Обычно ведь в фильмах (неважно какой страны) происходит так, что в левом углу хорошие супергерои, а в правом – какой-то плохо прорисованный враг с невнятной мотивацией, обидевшийся на то, что кто-то там у чьей-то мамы фантик украл. Да и в целом, глядя на спортивные и околоспортивные скандалы вокруг нашей страны, при всей искренней любви к баскетболу и радости от того, что наконец-то этот прекрасный вид спорта взглянет на всю страну с большого экрана, было очень боязно за то, что фильм будет одет в латы, лязгая которыми, он более двух часов будет враждебно и со сдвинутыми бровями грозить всему миру.

«Там такие же оболтусы, как и вы», – говорит с экрана Машков в раздевалке в перерыве финального матча.

Колено Сергея Белова помогает подлатать американский студент, о чем впоследствии жалеет, но из злости лишь спортивной, а не общечеловеческой.

Александра Белова от уникальной болезни лечат в американской больнице, и даже литовско-немецкие друзья несостоявшегося перебежчика Паулаускаса показаны отличными людьми, готовыми на многое ради дружбы.

Кажется, что весь этот железный ледяной занавес способны полностью растопить кавказское радушие и искреннее пение Михаила Коркия.

Признаюсь, что во многом именно своей удивительной для нашего непростого спортивного времени риторикой – одновременно победоносной и миролюбивой – «Движение вверх» меня и покорило. Оценку по десятибалльной шкале пусть поставят настоящие кинокритики.

Фото: kinopoisk.ru; russia.tv/Sergey K.Korotkov, russia.tv (3-6)