4 мин.

Прощай, Дуда!

Когда он пришел, мир перевернулся. Сейчас это, может, и слишком пафосно звучит, но тогда это был человек с другой планеты. Тот, который Евролигу выигрывал! На него все смотрели снизу вверх. И он очень умело этим пользовался. Всегда давил авторитетом. Но никто не смел по этому поводу шутить. Это сейчас можно про Ивковича сказать «извините, что я ваш нимб из гримерки взял», но тогда… Боже упаси.

Мне отрадно вспоминать, что первое интервью на Земле русской Ивкович дал мне. Пять с половиной лет назад это было большой удачей. Сейчас я стараюсь избегать встреч с грозным сербом. Не потому, что у меня есть причины для этого. Просто рядом с ним всегда нужно быть сконцентрированным. Внешний вид, разговоры, а иногда и мысли должны соответствовать высоким требованиям серба.

Кстати, тогда в ЦСКА он попал в общем-то случайно. Долго вели переговоры, но Ивкович не давал четкого ответа. Он рассматривал все возможные варианты – исключал риски и искал «журавля в руке». Сергей Кущенко честно признался, что у Ивковича было два предложения – НБА и второе, «экзотическое». Все же Россия не была на тот момент баскетбольной сверхдержавой.

Кущенко еще говорил, что они с Ивковичем думают одинаково. Но целый месяц летних переговоров Кущенко и Ивкович думали одинаково, но о разном. Руководителю армейского клуба нужен был определенный ответ, а тренер все еще надеялся на работу в «Денвер Наггетс». ЦСКА приготовил и обсудил контракт с другим коучем. Про Ивковича забыли. Кущенко уже в руках держал билет на самолет, который доставит его на подписание контракта с новым главным тренером ЦСКА. И тут из штатов звонит Ивкович:

- Сергей, я хотел бы еще раз встретиться. Надо обсудить все тонкости и нюансы, чтобы принять верное решение.

Но еще месяц переговоров не входили в планы Кущенко. Он был резок:

- У меня нет времени на встречи и лишние перелеты. Если хотите, Душан, прилетайте. Я сейчас в Ницце.

Результат этой беседы все знают. Тогда все оказались в плюсе. Кущенко получил авторитетного тренера, под которого можно собирать топ-команду. А Ивкович вернулся в струю европейского баскетбола и получил возможность реализовывать свои амбиции.

Первый год Ивковича – мой любимый. Сонгайла, который был настоящим бульдозером. Хряпа и Моня, не требующие отдельных комментариев. Крис Гэтлинг – просто икона с лейблом ALL STARS NBA. Впервые я увидел его с диском «Белые не умеют прыгать». Этого уже было достаточно. Потом, правда, оказалось, что Крис приехал доигрывать. В общем, не подошел. Но идеально вписался Виктор Александер – тот, который сначала топтал защиту, а потом мягонько, средним броском добивал. Эх, вот это была команда! Или просто я смотрел на ту команду слишком восхищенно?..

…Первый сезон Ивковича в Москве. Выездной матч Евролиги в Загребе. Выхожу из гостиничного номера в сторону обеда. В лифте ехал вместе с Ивковичем. Он критически осмотрел меня (шорты, майка с надписью «СССР» и кроссовки): «На тренировку собрался?»

Если бы не улыбка и дружелюбная интонация, я бы решил, что Ивкович недоволен. На обеде на меня смотрела вся команда. А потом помощник Душана Павел Гооге подробно рассказал мне о неписаных правилах внешнего вида каждого, кто входит в состав делегации.

Сергей Моня в более неофициальной обстановке рассказал, как пришел на обед в футболке без рукавов. Ивкович месяца два напоминал об этом проступке.

Это потом модно стало говорить о диктатуре Ивковича. Но я уже тогда стал избегать встреч с тренером. Просто ментально я по-другому устроен. Не мог понять, как можно в теплой Хорватии на обед ходить в вечерних нарядах. Впрочем, и сейчас не понимаю. Поэтому с командой на обеды больше не хожу.

Ивкович отлично говорит по-русски. Но фиг что скажет прилюдно. Вот, скажем, познания Мессины в великом и могучем куда скромнее. Не стесняется же! Но нет. Сравнивать – дело неблагодарное. А в данном случае, и не выгодное. Для Душана, конечно.

И еще: я очень сомневаюсь, что он любит Россию так сильно, как говорит об этом. Вот почему он выиграл Кубок УЛЕБ, но вылетел в первом раунде плей-офф чемпионата России? Просто было деление на важные игры и не очень. Или я опять ошибаюсь?

Негатива можно найти много. Но, простите, мы же прощаемся с ним. Так что, давайте о хорошем. Вместе с ним ЦСКА вышел на новый уровень. «Динамо» почувствовало вкус больших побед. Это – главное.

Он свое дело сделал. Он может уходить. А с учетом того, что Ивкович очень ревностно относится к тому, что о нем пишут, скажу только одно: спасибо тебе, Душан, и прощай.

Никита ЗАГДАЙ