3 мин.

Дай-менеджмент

Совсем скоро стартует 16-й международный теннисный турнир St. Petersburg Open. И без того донельзя скромный состав участников может стать слабейшим за все годы — Михаил Южный из-за вирусной инфекции может пропустить соревнование. Почему турнир, получивший в 1999 году награду в номинации «Зрительский интерес», рискует этот интерес вовсе утратить? Начнем издалека.

Давайте поближе познакомимся с президентом компании «Открытый Санкт-Петербург. Спортивный менеджмент и маркетинг», директором турнира Михаилом Рыдником. Предложение заняться организацией теннисного турнира поступило ему в 1998 году — от брата. Предложение он принял и тут же приступил к работе. Причем, небезуспешно. На турнир приезжали такие звезды, как Андре Агасси, Марат Сафин, Густаво Куэртэн и др. Вскоре Рыдника стали называть «лучшим спортивным менеджером города» и «бизнесменом новой формации».

Портрет бизнесмена новой формации в современной России можно изобразить парой штрихов. Штрих первый: Михаил Рыдник — глава Фонда развития спорта Петербурга. В 2005 году губернатор Матвиенко «попросила» 100 крупнейших предприятий города помочь развитию спорта. «Силком никого тянуть не будем», — сказал Рыдник. Размер фонда в 2006 году составил 15 миллионов долларов. Деятельность фонда направлена в том числе на проведение крупных международных соревнований. Ну и штрих второй: наше время, год 2010, Валентина Матвиенко снова вежливо попросила бизнес скинуться, на этот раз на стипендию спортсменам. Дело хорошее, 66 миллионов рублей в год пойдут на нужды спортсменов и тренеров. Примечателен был комментарий Михаила Рыдника: «Валентина Ивановна сделала достаточно серьезные предложения нашему бизнесу. Как отреагировали бизнесмены? Думаю что, так, как любой бы отреагировал на просьбу губернатора». Надеюсь, теперь стало понятно, что такое «бизнесмен новой формации».

В начале и середине нулевых Рыдник не скупился на «стартовые» и приглашал звезд — это было частью позиционирования турнира: нужно тратиться настолько, насколько позволяет бюджет. А бюджет позволял: генеральным спонсором был «Газпром». К тому же, турнир традиционно проходит под патронажем губернатора Матвиенко, что - рискну предположить - тоже не самым плачевным образом отражается на бюджете турнира.

Однако с каждым годом состав турнира становился слабее. До сих пор в памяти слова Марата Сафина «Я даже со стула за эти деньги не встану» в ответ на скромное финансовое предложение Рыдника. Игорь Андреев тоже покушается на кусок денежного пирога? Отказать. Приглашать за деньги игрока уровня Вердаско? «Незачем, а то без денег сюда вообще никто не приедет», — был ответ (2008 год). Прошло всего два года, а предсказание уже сбылось: в этом году действительно никому денег не заплатили.

При этом Михаил Рыдник каждый год с каким-то завидным упорством повторяет, что велись переговоры с Федерером, Надалем, Марреем, Роддиком. Однако турниру пока не хватает средств, чтобы их пригласить. «Зачем тогда вести переговоры, если бюджет не позволяет?» — резонно заметите вы. Но давайте успокоимся и вспомним Довлатова: «Бескорыстное вранье — это не ложь, это поэзия».

До сих пор остается непонятным, почему произошло такое резкое изменение в политике турнира. Что, у турнира кончились деньги? Михаил Рыдник писал, что по прогнозам специалистов, объем рынка спортивного спонсорства в России к 2010 году должен превысить 12 млрд. руб. Генеральный спонсор турнира — по-прежнему «Газпром», Валентина Матвиенко до сих пор периодически играет в теннис (что, по словам Рыдника, резко увеличивает посещаемость vip-трибуны). Более того, на днях прошло подписание контракта с «Пежо» (правда, победителю не суждено прокатиться на французском авто). В общем, турнир благодаря компании «Открытый Санкт-Петербург. Стратегический менеджмент и маркетинг» как бы растет и ширится, а на состав участников без слез взглянуть невозможно. Вот такая убедительная, в рамках отдельно взятого теннисного турнира, победа маркетинга над здравым смыслом.