5 мин.

Грустно, очень грустно

Вроде бы за межсезонье в «Формуле-1» изменилось очень многое: ушли одни команды, пришли другие, в большинстве своем поменялись составы пилотов, вступил в силу новый спортивный регламент, сменилось руководство как в ФИА, так и в ФОТА. А у меня после гонки в Бахрейне такое впечатление, что мы начали новый чемпионат примерно там же, где закончили предыдущий – в арабской стране, на трассе, не особо располагающей к обгонам, и с невзрачной гонкой…

Вероятно, те, кто активно противился запрету дозаправок по ходу дистанции, предсказывая скучные Гран-при и падение числа обгонов, сейчас сидят, потирают руки и напоминают: «А я говорил, я говорил, что так будет!» Я же всегда в принципе поддерживала идею, которая в идеале должна стимулировать борьбу на трассе, а не в боксах, поэтому прямо вот так сразу сдаваться и признавать поражение не готова. Хотя нужно признать, что в прошедшее воскресенье минусы нового формата значительно перевешивали те аргументы, которые можно было бы найти в его защиту. Да и когда новый президент ФОТА сразу после гонки призывает к принятию срочных поправок к регламенту, есть от чего задуматься.

С одной стороны,–и это аргумент в защиту – гонка лишь первая, а «Бахрейн Интернэшнл», вообще-то, не та трасса, по которой следовало бы делать какие-то глобальные выводы. Был бы первым Мельбурн, где ошибок больше, и опять же сэйфети-кары время от времени скрашивают картину, было бы, наверное, веселее. У арабов как-то традиционно скучно, да и организаторы в этом году постарались, прямо скажем, на славу, сделали все, чтобы круг стал длиннее и унылее. Помню, как Адриан Сутиль критиковал трассу в Абу-Даби – мол, мы, гонщики, любим быстрые повороты, от их прохождения мы получаем настоящее удовольствие, а нам все чаще предлагают медленное и безопасное. Этот «аппендикс», появившийся в Бахрейне, – как раз пример медленного, узкого и в противовес к заявлениям организаторов, не располагающего к обгонам участка. Круг стал безумно длинным, в гонке это вылилось во время более 2-х минут, пелотон растянулся, и наверстать упущенное время стало еще сложнее.

С другой стороны, даже несмотря на недостатки трасс, которые не так давно критиковали инженеры «Макларена» да «Уильямса», именно на них списывая проблемы со зрелищностью, невозможно не заметить, что некоторые аспекты гонки обернулись вовсе не такими, какими мы их себе представляли до старта чемпионата. В первую очередь это аспекты стратегического плана, такие, как количество пит-стопов или компромиссы с выбором резины в третьем сегменте квалификации.

Самым интересным мне всегда представлялось противостояние тактик с одной и двумя остановками в зависимости от того, как пилот обращается с шинами. Такой сценарий разнообразил бы стратегические подходы, как это раньше иногда случалось с двумя-тремя дозаправками. Но не тут-то было – в Бахрейне команды вполне единодушно пришли к общему знаменателю и одному пит-стопу. А минус одна остановка – минус дополнительные возможности перестановок в пелотоне, и по-прежнему не слишком активное противостояние на трассе.

Аналогичный общий знаменатель вывелся и в третьем сегменте квалификации, где только «Форс-Индия» для Адриана Сутиля выбрала основные покрышки, а остальные, все как один, пошли на «суперсофте», этим выбором дополнительно убивая варианты с различиями гоночных стратегий по времени пит-стопа. С Сутилем же все было просто: как в прошлом году те пилоты, кто не особо претендовал на места выше десятого, заливались топливом посильнее, так и сейчас немец сделал свой консервативный выбор. К сожалению, его разворот в стартовой сутолоке помешал посмотреть, что бы из этого вышло. Можно просто предположить, что ничего особенного.

В добавок к этому, стратегии сейчас стали более прозрачными. Или не совсем так – команды и раньше хорошо считали круги пит-стопов соперников. Сейчас же стало проще не столько предсказать расчеты в соседнем гараже, сколько контратаковать в ответ. В прошлом видит гоночный инженер, что его пилота пересиживают круга на два-три, да сделать уже ничего не может. Сейчас заехал преследователь в боксы – можно ответить остановкой на следующем круге. И если разрыв был невелик, сохранить позицию. Например, в Бахрейне, смена шин на свежие далеко не всем пилотам принесла существенное преимущество – Хэмилтон сразу улучшился на три секунды, а Феттель с Росбергом всего на одну.

Естественно, проблема обгонов на трассах, это в первую очередь проблема самих болидов. Есть достаточная разница в скорости – есть успешная атака, что время от времени демонстрировали пилоты в хвосте пелотона. Нет разницы – получите паровозик. Например, как в случае с Нико Росбергом и Льюисом Хэмилтоном. И вроде «Макларен» быстрее «Мерседеса» себя зарекомендовал, и на отметке максимальной скорости англичанин привозил немцу до 8,5 км/ч преимущества, а все равно этого мало. Даже когда чемпион-2008 после пит-стопа вырвался вперед, он только ближе к финишу начал отрываться от Нико более чем на секунду на круге. А нет секунды разницы, как ее, очевидно, не было на первых 15-ти кругах, нет возможности для атаки даже по скромным теоретическим подсчетам…

Но черт с ней, с конструкцией болидов. На мой взгляд, если кто и внес наибольший негативный вклад в бахрейнскую гонку, так это шины. Были предсказания накануне чемпионата, связанные уменьшением передних шин и, как следствие, смещением отношения между механическим и аэродинамическим сцеплением болида в сторону последнего. Что вкупе с двойными диффузорами не есть хорошо. Но это лишь один из минусов. Второй – повышение износоустойчивости резины, над которой в «Бриджстоуне» работали специально под новые тяжелые болиды. Доужесточали называется. Когда в жарком Сахире «супер-софт», по словам Мартина Уитмарша, мог продержаться 25+ кругов, начиная при этом с загруженной под завязку машины, то есть более первой половины дистанции, это просто ненормально. И когда в теории различающиеся на два шага шины на деле «почти не различаются», это тоже не слишком вдохновляет. Естественно, в такой ситуации, хорошо, что на один (собственно, обязательный) пит-стоп остановились – так, глядишь, можно и всю гонку было бы не меняться.

Почему-то, «Макларен» в лице Уитмарша настаивает на введении второй принудительной смены шин. Как от нее станет лучше – я пока ума не приложу. Вот задуматься над составами шин стоит уже давно, да кто ж его, «Бриджстоун», заставит в последний год что-то менять по ходу сезона?