10 мин.

Обрадович и пустота, последняя попытка этого ЦСКА. Истории, которые определят «Финал четырех»-2019

Самое интересное в этом году.

1. Обрадович еще никогда не был в такой сложной ситуации

Желько Обрадович – величайший тренер современности. Волнительно осознавать, что даже у него что-то бывает впервые.

Перед «Финалом четырех» «Фенербахче» больше напоминает руины Красного замка после налета психанувшей Дайнерис, чем лучшую команду регулярного сезона и главного претендента на титул.

Практически вся передняя линия турецкого клуба, словно Золотые мечи в пламени Дрогона, была сожжена дотла в попытках сдержать врага. Форварды Луиджи Датоме и Жоффре Ловернь точно пропустят «Финал четырех» из-за травм. Участие в нем двух других «больших» – Яна Веселы и Николы Калинича – находится под большим вопросом.

Отсутствие лидеров заставило Обрадовича проявить чудеса смекалки. В последних матчах чемпионата Турции он предпочитал использовать на задней линии Бобби Диксона и Мелиха Махмутоглу, на позиции третьего номера – номинального разыгрывающего Эрика Грина, а на четверке и пятерке – еще одного защитника Марко Гудурича и турецкого центрового Ахмета Дювериоглу. Если учесть, что последний проводит в Евролиге по 10 минут за матч, чаще всего на центре будет оказываться форвард Николо Мелли. Большие минуты со скамейки получит и другой защитник «Фенера» Костас Слукас, которому дают передышку во внутреннем чемпионате.

Не исключено, что в «Финале четырех» мы увидим на паркете уникальную пятерку, состоящую из одних защитников. В чемпионате Турции Обрадович уже обращался к такому варианту.

«Вы не можете представить себе, как тяжело справляться без «больших» на практике, – говорит тренер «Фенербахче». В прошлом мы теряли Веселы и Ловерня, но зато у нас были здоровые Датоме и Калинич. Благодаря этому удавалось закрывать некоторые позиции. Теперь же нет их всех. Впервые в карьере я вынужден выпускать одновременно пять защитников. Пять самых настоящих защитников. Это что-то абсолютно новое. Есть надежда, что кто-то из «больших» восстановится к решающим матчам, но даже если этого не случится, у нас нет времени плакать и отвлекаться».

Понаблюдать за работой кризисного менеджера Обрадовича – величайшая привилегия. Круче с такого рода работенкой справляется только мистер Вульф из «Криминального чтива». Хотя кого я обманываю…

2. ЦСКА идет в поход за трофеем, последний поход для этой команды

Вечно можно смотреть на три вещи – смех Кавая Ленарда, его же баззер в седьмом матче с «Филадельфией» и провалы ЦСКА в «Финале четырех».

В прошлом году команда Димитриса Итудиса превзошла даже самые шокирующие перформансы. Поражение от «Жальгириса» в матче за третье место – команды, чей бюджет почти в четыре раза меньше «армейского» – это было сильно.

В межсезонье (хочется верить) клуб сделал выводы – сохранил всех лидеров и добавил к ним Дэниэла Хэккетта, Алека Питерса и Джоэла Боломбоя.

Срок годности ЦСКА нынешней сборки подходит к концу. У ключевых баскетболистов заканчиваются контракты, а судьба главного тренера напрямую зависит от выступлений в «Финале четырех». Слишком много шансов получали Димитрис Итудис и его бойцы в последние годы. Настало время давать результат.

У команды есть все для победы – баскетболисты первой и второй символической пятерки Евролиги (Уилл Клайберн и Нандо Де Коло), вечно недооцененный, но от этого только выигрывающий Кори Хиггинс, элитный защитник Кайл Хайнс и главный иск-фактор Никита Курбанов.

«Реал» – удобный соперник для ЦСКА. Только российский клуб дважды побеждал действующих победителей Евролиги в регулярке – 93:88 и 82:78. Лучшая атака турнира на дистанции совершенно точно сильнее лучшей обороны. В одном же матче может случиться все, что угодно.

Козырь «Реала» – подвижная защита на периметре, но в играх с ЦСКА система Пабло Ласо не работала. Особенно это было заметно по матчу первого круга. Команда Димитриса Итудиса попала 15 из 26 трехочковых с процентом 57,7%. Де Коло – 4/6, Питерс – 3/4, Клайберн – 2/4 и Хиггинс – 4/7.

Скорее всего, в полуфинале ЦСКА также сделает ставку на дальние броски и постарается как можно шире растягивать оборону соперника. Лезть в краску под лучшего защитника Евролиги, 221-сантиметрового Эди Тавареша – самоубийство. У «армейцев» довольно много стабильных опций на периметре – перекрыть их все испанцы не в состоянии. Даже возможное отсутствие травмированного Серхио Родригеса не меняет расстановку сил в этой паре.

В атаке «Реалу» может помочь лишь кураж Факундо Кампаццо. Зная, как «удачлив» ЦСКА в «Финалах четырех», этого нельзя исключать.

Российский клуб в очередной раз выйдет на игры «Финала четырех» с мыслью не столько о победе, сколько о том, как бы опять не опозориться на глазах у всей Европы. Этот триллер – зрелище уровня финальной серии «Игры престолов».

3. «Эфес» – самая симпатичная команда «Финала четырех»

Турки выступят в роли прошлогоднего «Жальгириса». Спустя 19 лет они неожиданно для всех вернулись в «Финал четырех». Пока самые богатые клубы Европы решают, кто же самый достойный и могущественный, «Эфес» попытается тихо увести у них трофей.

Три великана Вун Вуна против маленькой и храброй Лианны Мормонт. Если ей и суждено погибнуть в этой схватке, то она непременно унесет за собой жизнь врага.

В «Эфесе» прекрасно все – самый прогрессирующий игрок Евролиги Василие Мицич (12,1 очка и 5,7 очка по регулярке), лучший баскетболист четвертьфиналов Шейн Ларкин (19,6 очка по плей-офф) и один из двух лучших защитников лиги Брайант Данстон (8,8 очка, 5,6 подбора и 1,8 блокшота в серии с «Барселоной»).

За химию в команде отвечает Эргин Атаман. Тренер по ходу сезона не только снова показал умение выстраивать симпатичные команды с нуля, но и открыл в себе хорошие скиллы кризисного менеджера, способного выстраивать отношения со звездами.

В начале сезона Атаману не нравилось, как самый высокооплачиваемый игрок «Эфеса» Ларкин отдается процессу. Турок не постеснялся ограничить игровое время разыгрывающего до 10-18 минут и наблюдал за реакцией. Сначала баскетболист оставлял язвительные твиты по поводу Эргина, но затем опомнился и пришел в себя. Благодаря жестоким воспитательным мерам тренер пробудил в Шейне монстра, который в плей-офф в одно лицо убил «Барселону».

«Я играю за Эргина Атамана, – говорит Ларкин. – В начале регулярки я получал мало игрового времени. Когда я переходил в «Эфес», то ожидал совсем другого. К середине сезона мы заиграли гораздо лучше – тренер просто отдал мне мяч. Он встретился со мной и сказал: «Ты играешь очень хорошо. И я хочу, чтобы ты выходил чаще. Я дам тебе игровое время, а ты должен будешь взять на себя ответственность и вывести нас в «Финал четырех». В концовке регулярки и плей-офф я выполнил свою миссию. Гораздо легче работать, когда тренер доверяет тебе и позволяет ошибаться. Мне хочется отплатить ему тем же».

Символ «Эфеса» – Догуш Балбай. Изначально 30-летний разыгрывающий – воспитанник «Фенербахче», но уже в 17 лет он осознал всю бренность турецкой системы подготовки баскетболистов и укатил за океан. Догуш захотел научиться играть в баскетбол и решил, что сделать это можно только в США. Поскитавшись по подготовительным школам, он на три года осел в «Техасе». В Остине Балбай тренировался с Кевином Дюрантом, который приезжал в родной университет летом, а в одной команде играл с Эвери Брэдли, Тристаном Томпсоном, Кори Джозефом и Ди Джеем Огастиным.

В 2011-м году Балбай вернулся в «Эфес», чтобы стать легендой клуба и всего турецкого баскетбола. О его человеческих качествах на родне складывают легенды. В «Анадолу» Догуш взял под крыло Джеди Османа, поселился с ним в одну комнату и начал учить юную звездочку жизни. Под присмотром Балбая Осман дорос до НБА и стал одним из самых перспективных европейских баскетболистов.

Хайлайт сезона для «Эфеса» – победный трехочковый Балбая в матче с «Химками» через руки Алексея Шведа.

4. Голос «Басконии» прощается с Евролигой

«Финал четырех» – не только про тренеров и баскетболистов, но и про людей, которые обслуживают этот праздник.

Если бы кто-то создавал пантеон журналистов, освещающих Евролигу, то радиоведущий Radio Vitoria Рафа Мунтион был бы в первом эшелоне.

На протяжении 30 лет баск не только вел свою собственную передачу на радио, но и работал диктором на домашней арене «Басконии». Его путь в профессии включает и 19 сезонов в Евролиге.

На домашних матчах с Рафой фанаты фотографируются чуть ли не чаще, чем с игроками или тренерами.

Голос Мунтиона сопровождал 450 матчей Евролиги. Вместе с «Басконией» он налетал расстояние, эквивалентное 24 кругосветным путешествиям.

Рафа стал одним из первых спортивных журналистов Испании, который всегда ездил на выезды вместе со своим клубом. До этого корреспондентов отправляли в командировки только при большой необходимости.

«Журналист всегда должен быть на месте событий, – считает Мунтион. – Присутствие на матче дает тебе уникальные знания, которые нельзя получить по телевизионной трансляции. Я счастлив, что 30 лет назад Radio Vitoria решила следить за местной баскетбольной командой на каждой игре. А ведь тогда «Баскония» еще не играла в Евролиге и была очень скромным клубом».

Благодаря близости к команде Рафа стал близким другом для многих баскетболистов. По его признанию, особенные отношения у него сложились с аргентинцами.

«Я очень быстро сближался со всеми аргентинцами. Не знаю, почему так вышло. Ближе всего я общался с Фабрисио Оберто и Хьюго Сконочини. Помню, как по их просьбе бегал за сигаретами в магазинчик недалеко от отеля. Тренировал команду тогда Душко Иванович, поэтому это была очень опасная и рискованная операция. В первую очередь я был для ребят простым парнем, а не журналистом. После общекомандного ужина мы с группой игроков часто отправлялись на настоящий ужин, где могли позволить себе гораздо больше. В тот момент я был для них другом, и они полностью доверяли мне».

Мунтион пользовался таким уважением, что даже сам Этторе Мессина спрашивал его мнение о Зоране Планиниче перед тем, как подписать хорвата в ЦСКА. А ведь итальянец даже никогда не тренировал «Басконию».

«Я впервые встретился с Рафой в 2001 году, когда мы играли против «ТАУ Керамики», – говорит Мессина. – Он сразу произвел впечатление очень профессионального парня. Он задавал очень грамотные вопросы о баскетболе. После этого мы начали близко общаться, и я понял, что он не только профессионал, но и очень хороший, честный человек».

«Когда мы побеждали в важном матче Евролиги, то счастливый Рафа сидел с пивом в холле отеля. Так мы понимали, что все хорошо, – рассказывает бывший баскетболист «Басконии» Фернандо Сан-Эметерио. – Когда дела шли плохо, тот же Рафа сидел грустный, уставившись в пол. Он был зеркалом, термометром. Смотря на него, мы понимали, что чувствуют наши болельщики».

Предстоящий «Финал четырех» – последний шанс услышать над «Фернандо Буэса Ареной» легендарный голос диктора Рафы Мунтиона. После этого сезона он уходит из профессии.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; globallookpress.com/Matthias Balk/dpa, Alfredas Pliadis/Xinhua, Seskimphoto; twitter.com/fullmuntion; baskonia.com