10 мин.

«Просто меня неправильно поняли». Как футболисты и тренеры отказываются от своих слов про договорняки

Четыре характерные истории и две – не очень.

Вячеслав Грозный

04.09.2013

Главный тренер ужгородской «Говерлы» Вячеслав Грозный после поражения от «Ворсклы» (1:2) в 8-м туре чемпионата Украины в клубной раздевалке обвинил игроков в сдаче игры.

По данным «Чемпиона», 57-летний специалист имел в виду матч с львовскими «Карпатами», который завершился минимальным поражением его команды (0:1).

Кроме того, Грозный сообщил команде, что уходит в отставку, но после встречи с руководством клуба согласился остаться еще на пару туров.

04.09.2013

«Ума не приложу, кому выгодно распространять информацию подобного рода.

Я не обвинял игроков в сдаче матча, а всего лишь подчеркнул, что их настрой на встречи с лидерами не должен отличаться от настроя на поединки с другими командами премьер-лиги».

Сергей Даду

20.02.2015

– «Алания» была из тех клубов, которых часто подозревали в договорных матчах. Вы принимали участие в таких играх?

– Я лично не принимал. Была один раз такая история: нужно что-то отдать за прошлый год. Я сказал: «Ребята, извините, я не буду принимать участие в этой херне. Мне неинтересно. Будет момент, я забью. Ставить или нет в состав – решайте сами». Я никогда не делал ставки, не играл в договорных матчах. Стыдно сказать, но я не понимаю ничего, когда говорят про ставки 1 к 6 или 1 к 5 – не знаю, что это.

– Что это была за игра?

– Мы уступили 1:2. Играли с «Торпедо» в первой лиге, в 2008 году (тот матч обслуживал арбитр Александр Евстигнеев, осужденный в 2014-м за подкуп и мошенничество на 3,5 года).

– Как отнеслись к вашим словам в команде?

– Да они просто знали, что я не по этим делам. Если бы меня не поставили в основной состав, то возникли бы большие подозрения – а они уже до игры возникли. Я им тогда сказал просто: «Выйду в любом случае. 10, 20 минут дайте сыграть, можете поменять. Если у меня будет момент, забью». Так и получилось: был момент – я забил. В перерыве меня заменили.

– Кто вам предлагал сдать этот матч?

– Тренерский штаб (в тренерский штаб «Алании»-2008 входили Станислав Цховребов, Адам Чернов и Александр Яновский).

21.02.2015

«Хочу опровергнуть информацию о том, что мы играли договорной матч с «Торпедо». Да, был такой матч, мы проиграли 1:2.

Был один матч в том сезоне, когда мне предлагали это сделать, все как описано в истории. Этого я не буду отрицать.

Также меня возмутило, что многие издания написали от моего имени, что мне предложили сдать матч конкретные тренеры, в числе которых уважаемый мной Станислав Цховребов.

В интервью я говорил, что предложил сделать это «тренерский штаб», на личности я не переходил, конкретных имен не называл.

Еще небольшое уточнение: это были люди не из тренерского штаба, о которых не могу говорить – просто меня неправильно поняли. Я говорил абстрактно, с тренерами у меня были исключительно лучшие отношения, они профессионалы своего дела».

Владимир Лютый

24.02.2015

«Когда мы работали в «Ростове» с Протасовым в сезоне 2010 года, нас заставили сдать игру «Амкару». И мы «естественно» ее проиграли 0:1. Но до этого был еще один случай: мы играли с «Сибирью», пришел спортдиректор и сказал, что договорняк и «Сибирь» должна слить игру. Сказал открыто всей команде, мы проиграли 0:2. Теперь думайте, в России все делают или деньги, или ложь!!! Слава Украине!!!».

http://s5o.ru/storage/simple/ru/edt/28/23/55/83/rue30386c5bc7.jpg

24.02.2015

– Что вы можете сказать о матче «Амкара» и «Ростова»?

– Да ничего там не было. Я сделал себе рекламку просто.

– То есть?

– Я все сказал. Смотрите Facebook.

Дмитрий Тарасов

25.12.2015

«Встреча на выезде против кавказской команды. Ношусь весь первый тайм и не понимаю, почему никто из наших не обостряет игру.

В перерыве подошел один опытный игрок: «Ты что, не видишь, что происходит?» «Теперь вижу».

Тут же отправился к тренеру: наплел, что мне плохо, и на второй тайм не вышел. Не дай бог, когда-либо предложат сыграть договорняк».

27.12.2015

«В интервью речь шла о матче, который был очень давно. Мне и 20 лет на тот момент не исполнилось.

Мне неизвестно, имел ли тот матч неспортивный характер. Домыслы, догадки – возможно. Но их нечем было подкрепить, это не предметный разговор.

Меня никто не посвящал, ничего мне не рассказывал».

***

Как ведут себя футболисты из дальнего зарубежья, когда затевают разговор о договорняках в российском футболе.

Эрик Хаген

В апреле 2014-го норвежец заявил, что один из матчей «Зенита» на групповой стадии Кубка УЕФА был договорным.

02.11.2014

«Один из игроков был знаком с арбитром. Уже это само по себе выглядело сомнительно...

У нас были очень хорошие бонусы в еврокубках – 12 тысяч долларов за победу. Перед матчем этот футболист сказал, что все должны скинуться по 3 тысячи в качестве бонуса судье.

Я встал и сказал, мол, что за ерунда, мы и так сильнее. Тем не менее, футболисты согласились поступить так, как было предложено.

В итоге в том матче «Зенит» забил 4 гола после странных решений судьи, не замечавшего офсайдов. Соперник был в ярости, я тоже. В раздевалке после игры я разбил два зеркала и сломал дверь.

Последние десять матчей чемпионата – Господи... Все решения судей были в нашу пользу. Честно говоря, было очень некомфортно. А сезоном ранее все было с точностью до наоборот».

Хаген не стал отказываться от своих слов и дал показания комиссии УЕФА.

09.04.2014 

«За время, что я выступал в «Зените», был только один договорной матч. Ничего подобного больше никогда не повторялось».

Позже Николай Толстых сообщил, что никто из УЕФА не обращался в РФС по этому вопросу. А дело действительно заглохло.

Любопытно, что сразу после слов Хагена последовала реакция Жайме Пашеку – экс-главного тренера португальской «Витории Гимараэш», с которой «Зенит» встречался в групповом турнире Кубка УЕФА в 2005 году. Совпадение?

– Вы верите, что подкуп судьи действительно был?

– Если это правда, то мне очень жаль, что такие вещи могут происходить в футболе. Я очень хорошо помню тот матч в Санкт-Петербурге. Уже тогда «Зенит» был очень сильной командой, играли Кержаков и Аршавин.

К нашему ужасу, арбитр свистел лишь в пользу соперника. Сначала назначил несправедливый пенальти в наши ворота, затем удалил игрока и отменил забитый мяч. Мы, конечно, были возмущены, очень расстроены, но обвинять никого не собирались. Ведь не думали, что арбитр может специально нас засуживать.

Знаете, как бывает, то футболисты плохо играют, то тренер ошибется с составом. А в этот раз я подумал, что это был не день судьи. И если не ошибаюсь, даже кто-то из русских признавал, что арбитр плохо отработал матч.

– А если УЕФА откроет расследование по тому матчу, поддержите Хагена, выступите с заявлением?

– Во-первых, мне бы очень хотелось, чтобы эти слова были неправдой. Но если докажут обратное, это позор. Арбитры должны судить честно и не втаптывать в грязь достоинство одной из команд. Если УЕФА действительно откроет дело, то я помогу всем, чем смогу. Но жестко критиковать арбитра тоже не могу, нет доказательств.

Затем администратор «Витории» Угу Фрейташ рассказал, как претензии португальцев отказались принимать во внимание в середине нулевых.

– Мы все помним эту игру, было много странных судейских решений. «Виторию» просто засудили. Но меня больше поразило другое. На нас было давление со стороны ФИФА.

– Почему именно ФИФА? И что за давление?

– Мы подали жалобу на судейство в УЕФА. Но ее рассматривать отказались. Мы считаем, что это были указания от ФИФА.

Одновременно с Хагеном заговорил и другой норвежец Йорген Ялланд, который выступал за «Рубин».

02.04.2014

«Таких матчей было много, когда ты выходил на поле и понимал, что результат уже определен, независимо от того, как ты будешь играть.

Один раз мы играли на выезде. Соперник был выше нас в таблице, и матч должен был получиться упорным. Вместо этого мы очень легко открыли счет в самом начале игры, а потом заработали дешевый пенальти и удвоили преимущество. В итоге, выиграли 5:1.

Атмосфера в раздевалке после матча была довольно странной. Обычно после побед все воодушевлены, а тут все было тихо, никто не мог понять, что произошло.

Один из легионеров, приехавший в «Рубин» раньше меня, рассказывал, что как-то перед одним матчем, им сообщили, что нужно падать в штрафной соперника. Один из игроков казанцев сделал это дважды. И в обоих случаях были назначены пенальти.

Еще была игра на Кавказе. Мы отдыхали в гостинице, как вдруг вошли наш капитан и вице-капитан. В руках у них были пачки свежих долларов. Деньги были от команды, которая очень хотела, чтобы мы этот матч выиграли. Мы победили, и все, кто выходил с первых минут, получили по 7 тысяч, запасные, среди которых был и я, — по 4 тысячи.

И все же, даже учитывая такие случаи, я бы не стал долго думать, появись у меня еще одна возможность поиграть в России. Уровень футбола там намного выше, чем в Норвегии. Да и в целом я получил позитивный опыт».

В следующий час и даже в следующий день Ялланда не посетило раскаяние в сказанном, как это бывает с футболистами, которые материально зависимы от системы российского футбола.

03.04.2014

– Ситуация с договорными матчами в российском футболе действительно столь плачевна?

– Могу судить только по собственному опыту. Большинство матчей проходили нормально, не происходило ничего необычного. Но иногда случались моменты, когда я чувствовал, что судья делал все, чтобы одна из команд победила.

– Сколько подобных случаев можете вспомнить?

– В «Рубине» я провел два года, и подобное повторялось вряд ли больше пяти раз.

– Вы принимали участие в договорняках?

– Нет. Я не передавал никому никаких денег, я не вовлечен в какие-то подковерные дела. Говорю лишь, что чувствовал помощь судей. А кто за это ответственен – клуб или дельцы, имеющие отношение к тотализаторам, – не имею ни малейшей идеи. Мне просто казалось, что игра идет не всегда честная.

– Разговаривали об этом с партнерами по «Рубину»?

– Да, и они признавались, что чувствуют то же самое. Им тоже казалось, что не все честно. Легионеры, выступавшие в клубе дольше меня, говорили, что им давали очень легкие пенальти и раньше.

– Готовы ли вы помочь расследованию, которое УЕФА может начать после ваших с Хагеном слов?

– Готов, потому что считаю, что подобные вещи очень опасны для футбола. Если смогу чем-то помочь, обязательно помогу. Но на самом деле, думаю, мне особо нечего им предложить. Я не видел передач денег, не знаю деталей. У меня есть только то, что я чувствовал на поле

Позже Ялланд сказал, что ни из УЕФА, ни из «Рубина» его по этому вопросу не беспокоили.

По материалам sovsport.rutass.rueurosport.ru

Фото: vk.com/fcgoverla1925; РИА Новости/Саид Царнаев, Антон Денисов; Gettyimages.ru/Michael Steele, Alexey Maishev/Pressphotos

Мой твиттер

http://i59.fastpic.ru/big/2014/0407/ce/_9e3b991ce8ac0da913687d170edebfce.gif?noht=1