9 мин.

Почему милдронат не допинг

Для того, чтобы любой человек мог понять о чём идёт речь в данной публикации, мне придётся начать с азов. А именно, – с энергетической основы движения тела человека.

Как это ни удивительно, но источником энергии для всех процессов в организме служит одна-единственная молекула. Это молекула аденозин три-фосфорной кислоты (далее АТФ). Она состоит из трёх компонентов:

1. Рибоза (пятиуглеродный сахар)

2. Аденин (соединение атомов углерода и азота)

3. 3 – фосфат (три фосфатные группы)

Сокращение мышечного волокна происходит при одновременном расщеплении молекулы АТФ , в результате чего выделяется энергия, которая идёт на осуществление сокращения. При выделении энергии молекула АТФ проходит ряд трансформаций. Сначала, при помощи  специального коэнзима, отделяется один из трёх фосфатов, при этом выделяется 10 калорий энергии и получается молекула аденозин дифосфата (АДФ). Если энергии требуется больше, то отделяется следующий фосфат, формируя аденозин монофосфат  (АМФ). В экстренных случаях может быть использована и последняя фосфатная группа, тогда молекула упростится до аденозина (связки аденина и рибозы).

Во время отдыха происходит обратная реакция – при помощи  фосфагена и гликогена фосфатная группа присоединяется к молекуле АДФ. Вновь созданный АТФ готов к следующему использованию.

                                                                                ФОРМУЛА РАБОТЫ

                                                                       АТФ → АДФ + Р + Е (энергия)

                                                                       АДФ → АМФ + Р + Е (энергия)

                                                                       АМФ → А + Р + Е (энергия)

 

                                                                      ФОРМУЛА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

                                                             креатинфосфат + АДФ → креатин + АТФ

                                                             креатинфосфат + АМФ → креатин + АДФ

                                                             креатинфосфат + А → креатин + АМФ

По сути АТФ работает как молекулярный аккумулятор, сохраняя энергию, когда она не нужна, и высвобождая в случае необходимости.

В организме человека АТФ синтезируется из инозина (рибоксина). Рибоксин широко применялся в 70-е годы ХХ века для повышения работоспособности и физических показателей организма. Однако последующие исследования показали, что применение рибоксина в спорте не приводит к улучшению показателей и увеличению мышечной массы.

Запасов АТФ в организме человека достаточно только на несколько первых секунд двигательной активности. Далее необходим синтез новых молекул АТФ, вернее, восстановление АТФ из АДФ. Для этого существуют специальные системы, которые включаются в работу последовательно одна за другой, в зависимости от продолжительности нагрузки.                   

                                                                       1. Фосфагенная система

Эта система работает при коротких (менее минуты) и интенсивных нагрузках. АДФ восстанавливается до АТФ при соединении с креатинфосфатом. Этот способ ещё называется анаэробно алактатным, - без участия кислорода и без образования молочной кислоты (лактата), за счёт энергетических фосфатов.

                                                                               ФОРМУЛА РАБОТЫ

                                                                      АТФ → АДФ + Р + Е (энергия)

 

                                                                       ФОРМУЛА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

                                                             креатинфосфат + АДФ → креатин + АТФ

 

                                                          2. Система гликогена и молочной кислоты

Эта система медленнее чем фосфагенная и является основной в диапазоне нагрузок до 1,5 – 2 минут. Данный способ энергообеспечения называется анаэробно-лактатным гликолизом, - без участия кислорода, с образованием молочной кислоты при окислении гликогена и глюкозы.

                                                                               ФОРМУЛА РАБОТЫ

                                                                       АТФ → АДФ + Р + Е (энергия)

 

                                                                        ФОРМУЛА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

                                                        Гликоген (или глюкоза) +Р + АДФ → АТФ + лактат

 

Лактат (молочная кислота) – химическая формула С3Н6О3

Химическая реакция: С6Н12О6 + 2 Н3РО4 + 2 АДФ → 2 С3Н6О3 + 2 АТФ + 2 Н2О

 

                                                                                 3. Аэробное дыхание

Если мышечная работа длится более двух минут, в работу включается аэробная система. Мышцы получают АТФ сначала из углеводов, потом из жиров и наконец из аминокислот (белков). При аэробном дыхании производство АТФ происходит наиболее медленно, но энергии получается достаточно, чтобы поддерживать физическую активность в течении нескольких часов.

                                                                                  ФОРМУЛА РАБОТЫ

                                                                          АТФ → АДФ + Р + Е (энергия)

 

                                                                           ФОРМУЛА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

                                         Гликоген (глюкоза, жирные кислоты) +Р + О2 + АДФ → СО2 + Н2О + АТФ

Накопление энергии в клетках происходит за счёт поступления в организм энергетически ценных продуктов животного и растительного происхождения. При этом углеводы обеспечивают  60%, жиры 25%, белки 15% энергии необходимой для выполняемой работы.

Аэробное окисление глюкозы происходит  в соответствии с химической реакцией: С6Н12О6 + 6 О2 + 38 Н3РО4 + 38 АДФ → 6 СО2 + 38 АТФ + 44 Н2О

 

Тип доминирующей системы энергообеспечения зависит не только от времени, но и от интенсивности нагрузки. Различают четыре «зоны мощности».

1 – максимальная мощность, где время работы составляет не более 20-30 секунд, лимитируется ресурсами креатин фосфата в мышечных клетках.

2 – субмаксимальная мощность, время работы составляет 3-5 минут, источником энергии является анаэробный гликолиз.

3 – зона большой мощности, длительность 20-30 минут, проходит при смешанном аэробно-анаэробном процессе.

4 – зона умеренной мощности, длительность нескольких часов, источник энергии – аэробное дыхание.

Ключевым элементом систем гликогена – молочной кислоты и аэробного дыхания, является гликолиз. Гликолиз – процесс распада одной молекулы глюкозы с присоединением фосфатной группы к молекуле АДФ.

Он бывает анаэробным (без потребления кислорода):

                                          С6Н12О6 + 2 Н3РО4 + 2 АДФ → 2 С3Н6О3 + 2 АТФ + 2 Н2О

И аэробным (с потреблением кислорода)

                                    С6Н12О6 + 6 О2 + 38 Н3РО4 + 38 АДФ → 6 СО2 + 38 АТФ + 44 Н2О

Как я уже отмечал, при аэробном окислении одна молекула глюкозы (С6Н12О6) «заряжает» в 19 раз больше молекул АДФ, чем при анаэробном (38 против 2).

Циклический биохимический процесс аэробного окисления белков носит название Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот) – ключевой этап дыхания всех клеток, иначе – окисления углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды. Высвобожденная энергия запасается в химических связях макроэргических соединений (АТФ) и используется по мере необходимости.

Ну а теперь, когда вы имеете общее представление о процессе энергообеспечения двигательной деятельности человека, можно перейти собственно к «допингу» под названием МИЛДРОНАТ.

Сначала рассмотрим фармакодинамику этого лекарства. Основной его функцией является замедление процесса переноса жирных кислот через митохондрии клеток тела человека. Подобное замедление позволяет клеткам производить более полное окисление жиров, таким образом значительно уменьшая накопление в клетке токсичных продуктов неполного распада жиров. В результате – продлевается жизнь клетки. Прежде всего, это важно для клеток мышечных тканей сердца. Применение милдроната снижает риск развития ишемической болезни сердца, в том числе, такой её клинической формы как инфаркт миокарда.

Одновременно с замедлением метаболизма жирных кислот, увеличивается скорость гликолиза в клетках тканей. То есть, сокращение аэробного окисления жиров компенсируется анаэробным восстановлением молекул АТФ по системе гликогена и молочной кислоты. Таким образом, энергетические источники организма смещаются от зоны более эффективного аэробного процесса, в сторону менее эффективного – анаэробного. При этом, в мышцах происходит рост накопления молочной кислоты, понижая эффективность их работы. Но зато, мышечным тканям теперь требуется меньше кислорода. А значит и количество крови, прокачиваемой сердцем в единицу времени, тоже уменьшается. Снижение интенсивности сокращений сердечной мышцы, благотворно действует на этот важнейший орган нашего организма.Из всего вышесказанного становится очевидным, что двум основным критериям определения допинга мельдоний не соответствует:

- он не повышает физические возможности спортсмена

- он не наносит вреда здоровью спортсмена.

Наоборот, употребление милдроната в период интенсивных занятий спортом, уменьшает нагрузку на сердце спортсмена, тем самым сохраняя его здоровье.

 

Нам осталось лишь поговорить о последствиях и моральном аспекте включения этого лекарства в Prohibited – List WADA.

Для людей, хорошо представляющих себе основные аспекты проблемы допинга в современном спорте и работу служб, долгом которых является решение этой проблемы, эпопея с милдронатом отчётливо «пахнет серой». Прежде всего, она доказывает полную зависимость верхушки WADA от англо-саксонского лобби. Ради выполнения заказа главы USADA Тайгерта на милдронат, руководство всемирного антидопингового агентства пошло на нарушение процедуры включения препарата в PL, прямую ложь и, в конце концов, выставило свою организацию на посмешище всего спортивного мира.

Напомню, что согласно регламента кодекса WADA подозрительный препарат сначала попадает в предварительный список. Затем, в течении года он проходит изучение, и если признаётся отвечающим хотя бы двум критериям из трёх, включается в PL WADA. В отношении мельдония  было сделано лишь первое действие. Изучение препарата никто не проводил. Но это не помешало Дэвиду Хоумену лгать в официальном блоге WADA: «Мы провели всестороннее надёжное исследование милдроната перед тем как он был добавлен в список запрещённых препаратов».  Однако ссылок на результаты этого исследования так и не было предоставлено.

Но если, обычно одна ложь порождает другую, то в случае с милдронатом, она произвела на свет настоящее шапито, - цирковое представление под названием: «Определение сроков вывода мельдония из организма». Вдруг оказалось, что надёжное советское лекарство оставляет след на экранах «допинг-локаторов»  долгие 9 месяцев, а не анонсированные WADA 48 часов (привет свидетелям секты св. Макларена, с их сказкой про пятидневное окно обнаружения «дюшеса Родченкова»).

Когда ответ на вопрос: Кто виноват? – получен. Встаёт вопрос: Что делать? По моему мнению, необходимо в судебном порядке добиваться исключения мельдония из запретного списка. Почему это придётся делать именно в суде? Тут всё просто, - кодекс WADA не оставляет другого пути. Вот, что написано в пункте 4.3.3. «Решение WADA о включении той или иной субстанции или метода в Запрещённый список, классификация субстанций по категориям в Запрещённом списке, и классификация по субстанциям, запрещённым всё время или только в Соревновательный период, является окончательным и не может быть предметом обсуждения со стороны Спортсмена или иного Лица на основании того, что данная субстанция или метод не являлись маскирующим агентом, не могли улучшить результаты, не несли риск для здоровья или не противоречили духу спорта».

Почему не махнуть рукой на всё это? – спросите вы. Ведь опасность для спортсменов топ-уровня практически миновала. На мой взгляд, есть две важные причины этого не делать.

Во первых, спортсменов постсоветского пространства лишили простого и доступного средства профилактики сердечно-сосудистой системы. Речь конечно не о первом эшелоне, а о гораздо более массовом – втором. Тех, кто выступает на соревнованиях внутрироссийского уровня, и конечно, о детско-юношеском спорте. Вот уж кому точно не по карману покапать втридорога зарубежные аналоги милдроната.

Во вторых, эта «охота на ведьм» отвлекает мировое спортивное сообщество от действительно насущных антидопинговых проблем. Уверен, что WADA делает это намеренно, уводя научный потенциал антидопинговых структур от исследований в области эргогенного эффекта креатин фосфатов и нейтрализации молочной кислоты. Для чего это нужно WADA? Всё просто. Американцы всегда были лидерами в создании препаратов срочного ресинтеза АТФ. Их, нашпигованные взрывной энергией креатин фосфатов легкоатлеты, пловцы, гимнасты обеспечивают доминирование США на мировых спортивных аренах, оставляя остальным странам технические, не допингоёмкие виды спорта.

Вот пожалуй и всё, что я хотел рассказать о допинге мнимом и реальном. Хочу пожелать пользователям биатлонного раздела вдумчиво относиться к весьма непростой проблеме допинга в спорте, анализировать многочисленную информацию по данной теме, стараясь при этом сохранять объективность и здравый смысл.