8 мин.

Финансы серии А. Часть первая

 КАК известно, бюджет любого клуба состоит из расходной части и доходной. Естественно, для получения прибыли доходная часть должна быть больше расходной. Но на деле – если говорить о серии А – доходными клубы бывают очень редко. Например, два сезона назад единственным доходным клубом в Италии была «Сампдория». И то при доходной статье в 35-40 млн евро. На фоне, скажем, нынешних 400 млн евро, заявленных Барселоной или Реалом, - это капля в море.

Доходы клубы получают, в основном, из четырех источников – продажа телевизионных прав, реализация билетов, продажа игроков, спонсорство и мерчендайзинг.

Продажа телевизионных прав пока что осуществляется каждым клубом по отдельности. Со следующего сезона 2010-11 итальянцы планируют продавать телеправа пакетом, где все клубы будут представлены вместе. И серия А надеется выручить на этом 900 млн евро. В сезоне 2011-12 хотят получить на 30 млн евро больше.

Из-за желания серии А зарабатывать больше и оптимизировать распределение телевизионного куша, клубы серии В не на шутку возмутились. Дело в том, что раньше элитные клубы выплачивали в свою вторую лигу 80 млн евро компенсации как раз с продажи телеправ. Недавно вроде бы удалось договориться на 60 млн, что все равно очень много. На дальнейшее снижение этой суммы серия В категорически не согласна, потому что добровольно отказаться от дармовых денег очень сложно, да и телеправа самой серии В продаются натужно. А 60-80 млн евро, если их раскидать по 22 клубам второго дивизиона, - уже от трети до половины их годового бюджета. Можно расслабиться и вместо того, чтобы искать путь дополнительного заработка, доить своих успешных собратьев.

Во многом поэтому в верхах итальянского футбола возникла идея о создании отдельной лиги – наподобие АПЛ. При этом, как и в 1992 году в Англии, старший дивизион отцепляет от себя балласт и становится отдельной и самостоятельной структурой. Есть данные и о том, как будут делиться телевизионные деньги между командами этой премьер-лиги. Надо сказать, довольно запутанная структура распределения дохода, в отличие от той же АПЛ, где в основе лежит равноправие: 50% денег одинаково делится на всех, остальные 50% - по итогам чемпионата. В Италии же и тут не обошлось без лоббирования интересов гигантов – 40% денег поделят поровну, 30% будет роздано по итогам выступлений за несколько предыдущих сезонов, 25% распределят на основании соцопросов о популярности клубов в стране, и 5% поделят, опираясь на численность населения в городах, которыми представлены клубы.

Как можно видеть, лишь 70% теледенег будет поделено по нормальному, спортивному принципу. Да и то не по выступлениям в данном сезоне, а по итогам нескольких лет. Остальные 30% - почти треть – снова пойдут в пользу богатых, и без того успешных, клубов. Те же Кьево и Ливорно, команды с минимальными бюджетами, вряд ли популярны по всей стране, да и народу в этих городах поменьше, чем в Милане или Риме.

Итак, в сезоне 2010-11, если серия А осилит выручить 900 млн евро, поровну будет поделено 360 млн евро. И каждый клуб сразу получит по 18 млн евро. Еще какую-то часть каждый возьмет из 270 млн, положенных за качество выступления в серии А. На оставшиеся 270 млн большинству особо смотреть не стоит – популярность команд за пределами большой тройки (Ювентус, Милан и Интер) крайне мала. А 45 млн, которые будут распределены в зависимости от населения городов, вряд ли составят значимый вклад в бюджет.

Даже начальные 18 млн евро за телеправа – серьезное укрепление для того же Кьево, который ранее зарабатывал на этом пункте всего 5 млн. А в целом, примерно половина клубов, получив даже эту стартовую сумму, уже, как минимум, не проиграет на нововведении. С учетом 270 млн за выступления в чемпионате, самый слабый его участник заработает за сезон никак не меньше 25 млн. Представьте, какой это шаг вперед для Ливорно и Кьево, тратящих сейчас на зарплаты и трансферы по 15 млн евро.

Вообще, летом каждый из половины клубов серии А пустил на зарплаты и трансферы менее 35 млн евро. Очевидно, что для них новая система деления теледенег позволит только телевизионной доходной статьей покрывать большую часть всей расходной статьи бюджета. И это без учета продажи игроков, билетов, атрибутики и места под рекламу на широкой груди своих футболистов. Также повысится и привлекательность клубов, что даст возможность искать крупных инвесторов и новых владельцев. Вдобавок, быстрее будут отдаваться долги.

Иными словами, средний класс серии А получит отличную финансовую подпитку, что позволит больше тратить на покупки игроков и, чем черт не шутит, на строительство и модернизацию стадионов. Кстати, по некоторым данным, реформы коснутся и способа владения стадионами. Говорят, что арены могут быть переданы муниципальными властями непосредственно клубам. Но даже если и так, то здесь еще многое стоит уточнить:  какую «долю малую» клубам придется внести на счет города за этот великодушный жест и как это скажется на их затратах. Плюс в том, что не придется платить всякие сборы и аренду, которая достигает 10-15 млн евро в год. Минус – арены морально устарели и все равно, хочешь или не хочешь, придется думать о новом стадионе. Опять же, оба миланских клуба продолжат делить «Джузеппе Меаццу», хотя каждый из них, при средней посещаемости в 52-55 тысяч, запросто мог бы рассчитывать на 60-тысячную арену.

 Удивительно, но на телеправах в АПЛ много зарабатывает только МЮ – столько же, сколько Интер, Ювентус, Милан и Рома, т.е. около 110 млн евро. Зато в доходах МЮ это почти 35%, а у итальянцев – более 60%. В денежном выражении Арсенал получает за телеправа примерно на четверть меньше, Астон Вилла и Манчестер Сити – около половины этой суммы. Полная сводка о доходах АПЛ.

 Что касается итальянских  грандов, то их теледоходы точно снизятся. На сколько - точно сказать пока что нельзя. Но если прикинуть, как примерно распределятся доходы, то вряд ли больше, чем на четверть. 

Реализация билетов – тоже поле непаханое. Например, «Рома», играя на огромном «Олимпико» не зарабатывает с матча и миллиона евро. Миланские клубы получают побольше, но с АПЛ их доходы и сравнивать нечего: МЮ имеет с каждой домашней игры почти 4,5 млн евро. Местами даже смешно: Интер, Милан и Рома всего около 15% своих доходов снимают с билетов и абонементов. У Ювентуса, самой популярной команды Италии, еще хуже: 7%! А у АПЛ? Подкачал только Ливерпуль – 23%. МЮ, Челси и Арсенал зарабатывают на этом около 40% доходной статьи бюджета. И это при том, что доходы итальянских клубов примерно на треть ниже, чем у английских.

В Англии здорово разработана система снятия сливок с богатых людей, желающих с комфортом наблюдать за матчами любимых клубов. Там и специальные места, и крупные взносы только за само право посидеть в VIP-зоне, и очень большая стоимость абонементов. Маркетинг изумительный.

Что касается спонсорства, то в среднем команда серии А получает за это почти 4 млн евро за сезон. В лидерах те же три клуба, имеющие около 10 млн евро спонсорских денег. Меньше других получает, как ни удивительно, Удинезе и Дженоа – по миллиону евро. Без спонсоров сидят только Лацио, Бари и Болонья.

Доходы от мерчендайзинга определить сложно, но совершенно очевидно, что больше зарабатывают все те же три-четыре популярных и известных клуба.

Полные доходы Интера, Милана, Ювентуса и Ромы.

Выводы:

1) Продажа телевизионных прав – первый шаг к грамотной финансовой политике, а, значит, к благосостоянию итальянских команд. Обнадеживает тот факт, что в 1992 году англичанам было почти нечего предложить – футбол был в упадке, и даже толковых легионеров в родившейся тогда АПЛ еще не было. У итальянцев же есть идеальная стартовая площадка – кальчо давно стал конкурентоспособным продуктом, а это самое главное: им есть, что продавать. Поэтому,  образно выражаясь, не нужно будет 15 лет ждать, пока итальянские команды смогут занять три из четырех мест в полуфинале Лиги чемпионов. А с помощью умного маркетинга продажи серии А можно довольно просто увеличить. Законы рынка везде одни и те же, и даже с помощью продуманной выкладки товара продажи поднимаются на 20% - сам был тому свидетелем. Тогда за место в серии А будет жаркая борьба, и постепенно деньги польются и в серию В.

2) Реализация билетов, спонсорство и мерчендайзинг – все эти позиции непосредственно опираются на качество игры, безопасность стадионов и маркетинг. Иными словами, зависят от имиджа и образа футбола в стране и за ее пределами. Из этого лишь безопасность во время, до и после матчей – серьезная проблема. Но меры уже принимаются: арены модернизируются, и вводится паспорт болельщика, который станет пропуском на матч для нормальных людей, а нарушителей спокойствия можно будет заносить в черный список и вытеснять со стадиона. Это ключ к безопасности, потому что для отмороженных фанов главное – показать себя во время матча. Вне стадиона их пыл, скорее всего, поутихнет – бить друг другу лица и витрины баров станет не так интересно. Эмоции не те, что во время игры на бушующем стадионе. Да и в баре или на подходах к арене вычислить виновных проще, чем в людском море на трибунах. Система паспортов должна быть введена уже с января 2010 года.

В следующей статье – про расходы клубов, а также некоторые итоговые умозаключения.