9 мин.

Самые богатые клубы мира, часть 2: от «Арсенала» до «Ювентуса»

Обсуждение источников доходов клубов, занявших в Football Money League места с 6-го по 11-е, предварим ссылкой на первую часть исследования и двумя оговорками: 1) Все команды отрейтингованы по доходам, не включающим в себя трансферную деятельность; 2) Все суммы взяты из исследования Deloitte по итогам сезона-07/08 и приведены в евро.

6. «Арсенал» – 264 млн

Динамика за последние 5 лет: 174 – 171 – 192 – 264 – 264 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 88,8 млн (34% от доходов клуба) Билеты и абонементы: 119,5 млн (45%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 56,1 млн (21%) Посещаемость и вместимость: 60 000 (60 100)

Спортивные результаты: третье место в чемпионате Англии после «МЮ» и «Челси», поражение в четвертьфинале Лиги чемпионов от «Ливерпуля».

Положение вещей: если до строительства «Эмирэйтс» «Арсенал» стабильно замыкал десятку самых высокодоходных клубов мира, то сейчас он – явный претендент на топ-5. Новая суперарена удвоила доходы клуба от билетов и абонементов; больше на этом зарабатывает только «Манчестер Юнайтед» со своим легендарным 76-тысячником. «Арсенал», к слову, тоже мог бы предусмотреть вместимость повнушительнее: лист ожидания на сезонные абонементы команды на данный момент насчитывает почти 50 000 имен. Телетрансляции – другой ключевой источник доходов клуба, по которому в последние годы был достигнут заметный рост, но это характерно для всех клубов английской премьер-лиги.

В то же время, новый клуб Андрея Аршавина изрядно отстает от соседей по Football Money League в части доходов от спонсорства и мерчандайзинга, несмотря на неплохие контракты с Emirates и Nike. Реализация футболок и всей прочей атрибутики, вроде изображенной на фото, в сезоне-2007/08 принесла «канонирам» всего 16,5 млн евро – тогда как «Баварии» 41 млн. Отчасти, конечно, такое отставание связано с тем, что клуб не практикует покупку раскрученных звезд.

Эксперты Deloitte исключили из своего отчета доходы, извлеченные «Арсеналом» от продажи жилья, возводимого на месте старого арсенальского стадиона «Хайбери» (19,2 млн евро), хотя в клубном бюджете они фигурируют.

7. «Ливерпуль» – 211 млн

Динамика за последние 5 лет: 140 – 181 – 176 – 207 – 211 Телетрансляции: 96,4 млн (46%) Билеты и абонементы: 49,5 млн (23%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 65 млн (31%) Посещаемость и вместимость: 43 500 (45 400)

Спортивные результаты: четвертое место в чемпионате Англии, поражение в полуфинале Лиги чемпионов от «Челси».

Положение вещей: сравнив цифры соседствующих в делойттовской двадцатке английских клубов, вы еще раз отметите, как много значит арена. Построив новую, «канониры» стали зарабатывать на продаже билетов и абонементов в 2,5 раза больше «Ливерпуля». Разницу предопределяет не только размер арены, но также количество и уровень корпоративных лож, приносящих клубам до 25-35 процентов стадионных сборов. К слову, если в связи с кризисом и ожидается некоторое снижение доходов клубов от билетов/абонементов – то именно за счет этих, дорогих секторов. Вполне вероятно, что не все компании смогут оплачивать ложи по расценкам 1-7 тысяч фунтов за человеко-матч. Серьезного падения спроса на билеты со стороны обычных болельщиков пока не зафиксировано – скорее всего, его и не будет. Уж в Ливерпуле точно: здесь в листе ожидания фигурируют более 60 000 человек!

«Ливерпуль» давно начал подготовку к возведению новой арены на 60 000 зрителей (с возможностью последующего расширения до 73 000), выбрал для нее место по соседству со старым добрым «Энфилдом», утвердил проект и даже запланировал сыграть на ней матч открытия сезона-11/12. Но уже наверняка не сыграет: банки в нынешней ситуации не готовы кредитовать столь дорогое (400 млн фунтов) строительство. Более подробно о клубе и его экономике мы писали совсем недавно.

8. «Милан» – 210 млн

Динамика за последние 5 лет: 206 – 215 – 220 – 229 – 210 Телетрансляции: 122,5 млн (58%) Билеты и абонементы: 26,7 млн (13%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 60,3 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 55 900 (80 100)

Спортивные результаты: пятое место в серии А, поражение в первом раунде плей-офф Лиги чемпионов.

Положение вещей: для кого-то, возможно, это главная новость нынешнего реестра Deloitte: впервые за все время его существования в топ-7 нет итальянцев. Тогда как еще по итогам сезона-05/06 серия А была представлена в семерке самых доходных клубов мира сразу тремя – «Юве», «Миланом» и «Интером». А в сезоне-04/05 «Милан» и «Юве» входили в топ-4, отставая от «Реала» и «МЮ» по выручке не так уж сильно.

8-процентное падение доходов «Милана» по сравнению с прошлогодними показателями тут не самое неприятное: все-таки годом ранее «россонери» выиграли Лигу чемпионов, в которую на этот раз не попали вовсе (забавно, к слову, что при всем при этом средняя посещаемость матчей команды выросла на 9000). Неприятна стагнация. Посмотрите на динамику последних 5 лет: доходы «Милана» не растут. Кроме того, на протяжении всех последних сезонов клубный бюджет более чем наполовину наполняется за счет продажи телеправ. Все сказанное здесь, в главке про «Милан», в равной степени относится к «Интеру» с «Юве» и частично к «Роме». Зависимость этих клубов от телевизионных контрактов с Mediaset не может не пугать болельщиков в связи с грядущим в 2010-м году переходом на коллективную продажу прав. Серия А будет реализовывать права всех 20 клубов одним пакетом (как это делают сейчас премьер-лига и бундеслига) и распределять доходы между ними согласно некоей формуле. Многое зависит от формулы, конечно. Но едва ли «Милан», «Юве», «Интер» и «Рома» будут теперь получать от телевидения десятикратно больше «торино» с «аталантами» (доходы английских топ-клубов от телевидения превышают доходы аутсайдеров не более чем в 3 раза). Эта перемена должна укрепить экономику середняков и аутсайдеров, но итальянские суперклубы, скорее всего, зарабатывать на продаже телеправ станут меньше.

Им ничего не остается, кроме как выправлять положение с продажей билетов и абонементов. Положение прискорбное: на данный момент ситуация с активными, стадионными болельщиками в Италии чем-то напоминает российскую, когда болельщик – не столько потребитель, лелеемый и ценимый, сколько обуза, от которой не избавишься. При равной вместимости стадионов «МЮ» за 6 матчей собирает столько же, сколько «Милан» за весь сезон – включая и чемпионат, и кубки.

Потеря позиций в Football Money League уже вынудила итальянцев выходить на европейский трансферный рынок с корзинкой поскромнее. Но если ситуация будет развиваться в том же духе, «Милану» и Ко придется периодически выставлять на этом рынке самое дорогое. Не случайно в офисе на виа Турати были морально готовы даже к продаже Кака.

9. «Рома» – 175 млн

Динамика за последние 5 лет: 97 – 120 – 115 – 145 – 175 Телетрансляции: 105,7 млн (60%) Билеты и абонементы: 23,4 млн (13%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 46,3 млн (27%) Посещаемость и вместимость: 36 200 (72 700)

Спортивные результаты: второе место в серии А, победа в Кубке Италии, поражение в четвертьфинале Лиги чемпионов от ее победителя – «МЮ».

Положение вещей: «Рома» – единственный итальянский клуб, последовательно наращивающий доходы на протяжении последних лет, и «большая тройка» в Италии, кажется, превратилась в «четверку». Второй год кряду выручка команды растет более чем на 20%, тогда как «Милан», «Интер» и «Юве» стоят на месте или даже деградируют. Mediaset уже отнес «Рому» к грандам, выписав ей контракт по тарифам суперклуба, и это – главная причина роста бюджета «джиалоросси», наряду с выходом в четвертьфинал Лиги чемпионов два года подряд. Контракты с титульным (Wind) и техническим (Kappa) спонсорами у «Ромы» относительно скромны: в сезоне-07/08 они принесли 7 млн и 4,8 млн соответственно.

Зарабатывать на продаже билетов и абонементов у «Ромы» получается неважно. Выручка римлян с каждой игры составляет в среднем лишь 870 тысяч евро, что более чем в пять раз уступает «Манчестер Юнайтед» при сопоставимой вместительности стадиона. Несмотря на яркое выступление в сезоне-07/08, средняя посещаемость матчей «Ромы» лишь слегка превысила отметку в 36 тысяч человек. У всех других клубов из делойттовской топ-10 она выше, а из топ-20 по посещаемости «Роме» уступают лишь «Юве» и «Тоттенхэм» с их небольшими стадионами. В Риме сетуют на устаревшую арену, что во многом правда (хотя «Стадио Олимпико» примет финал нынешней Лиги чемпионов), и поговаривают о строительстве новой.

10. «Интер» – 173 млн

Динамика за последние 5 лет: 152 – 161 – 188 – 177 – 173 Телетрансляции: 107,7 млн (62%) Билеты и абонементы: 28,4 млн (17%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 36,8 млн (21%) Посещаемость и вместимость: 53 300 (80 100)

Спортивные результаты: в сезоне-07/08 «Интер» взял третье кряду скудетто и дошел до финала Кубка Италии, но завершил борьбу в Лиге чемпионов уже в первом раунде плей-офф – второй год кряду.

Положение вещей: «Интер» и «Милан» могут быть антиподами на поле, но с точки зрения экономики их проблемы и перспективы совершенно идентичны – перечитайте еще раз главку о «россонери». Здесь приведу лишь суммы контрактов «Интера» с титульным (Pirelli) и техническим (Nike) спонсорами – 8,4 млн и 7,5 млн евро соответственно.

11. «Ювентус» – 168 млн

Динамика за последние 5 лет: 199 – 212 – 231 – 141 – 168 Телетрансляции: 106,6 млн (64%) Билеты и абонементы: 12,5 млн (7%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 48,4 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 21 800 (25 400)

Спортивные результаты: в свой первый после возвращения из ссылки в серию B сезон «Юве» стал третьим, в еврокубках не выступал.

Положение вещей: несмотря на возвращение в серию А, «Юве» пока не удается вернуться к прежнему уровню доходов, который еще в сезоне-05/06 позволял клубу быть в тройке лидеров реестра Deloitte. И одним возвращением в Лигу чемпионов, состоявшимся в сезоне-08/09, прежних позиций в Football Money League уже не вернуть. Из контрактов с телевидением, а также титульным и техническим спонсорами клуб выжимает максимум: Nike приносит «Ювентусу» 12,4 млн евро в год, New Holland Group – 11 млн евро в год (сравните с цифрами «Ромы»). Но доход «Старой синьоры» от билетов/абонементов остается ничтожным (лишь 7% бюджета). «Юве» уже решился на строительство нового стадиона, уступив за 75 млн евро 12-летние права на его название и использование нескольких корпоративных лож концерну Sportfive. Планировалось, что новый туринский 40-тысячник должен быть готов к сезону-11/12. Успеют ли?

Продолжение следует.