14 мин.

Перестройка в «Бостоне» после сезона-катастрофы: самый хитрый генменеджер НБА уходит, получив за 18 лет один титул и два инфаркта

Его заменит тренер-ботаник, который тоже устал от своей работы.

В НБА ничто не вечно. Однажды трехочковые выйдут из моды. В неопределенно далеком будущем главной звездой «Далласа» будет не белый европеец. Когда-нибудь завершит карьеру Леброн. Когда-нибудь уйдет даже Попович! «Сакраменто» обязательно выйдет в плей-офф, «Финикс» станет чемпионом, а у «Лейкерс» будет целое десятилетие без финалов НБА. Когда-нибудь.

Существует такой особенный момент, в который ломается любая система.

И все же новость об уходе Дэнни Эйнджа из «Бостона» стала неожиданной. Дэнни работал в команде генменеджером (с более громким титулом «президент по баскетбольным операциям») с 2003 года. Даже один неудачный сезон не мог пошатнуть его позиции в руководстве – именно Эйндж после провальных 90-х смог вернуть клубу чемпионство. Правда, только одно – после титула-2008 и еще одного финала-2010 «Селтикс» больше не претендовали на кубок, хотя четырежды за следующие 10 лет доходили до финала конференции с самыми разными составами.

И если игроков «трейдер Дэнни» перебирал множество, то в остальном «Селтикс» были образцом стабильности. С момента своего назначения Эйндж назначил только двух постоянных тренеров: Дока Риверса (9 лет в команде) и Брэда Стивенса ему на замену в 2013-м (8 лет в команде).

Для сравнения, за тот же срок:

  • в «Лейкерс» было 3 генменеджера и 7 тренеров;

  • в «Уорриорс» – 3 генменеджера и 6 тренеров;

  • в «Нетс» – 5 генменеджеров и 11 тренеров;

  • в «Никс» – 7 генменеджеров и 13 тренеров;

  • в «Сиксерс» – 10 генменеджеров и 10 тренеров…

…и так далее. Только «Сперс» (тандем Бьюфорд-Попович работает с 2002-го), «Хит» (кроме президента Пэта Райли, тренировали команду еще лишь двое) и «Мэвс» (два ГМа: отец и сын Нельсоны, и три тренера, один из которых – Нельсон-старший) могут сравниться с бостонцами в плане постоянства.

18 лет в одной команде НБА – огромный срок для менеджера. Именно поэтому даже в династиях иногда происходит оптимизация офиса. В «Сперс» последние два года под гендиректором Бьюфордом и президентом Поповичем работает номинальный ГМ Брайан Райт, в «Хит» правой рукой Райли давно является Энди Элисбург, в «Далласе» Донни Нельсон работает в тандеме с владельцем Марком Кьюбаном, нетипично глубоко погруженным в операционную деятельность своего клуба.

«Бостону» было сложнее провести оптимизацию, потому что не так много фигур, которые можно переставить. У «Селтикс» – традиционно самый маленький штаб в НБА: с Эйнджем работали его сын Остин, вице-президент и главный помощник Майк Заррен, глава скаутской службы Дэйв Льюин, плюс в кадровых вопросах всегда имел голос главный тренер – вот и все менеджеры, занятые баскетбольной стороной деятельности клуба.

Экс-игрок «Селтикс» Эйндж воспитывался патриархом клуба Редом Ауэрбахом (и им же был когда-то отправлен в обмене в «Кингз», когда сам Дэнни предложил Реду обменять Берда и Макхейла и уйти в перестройку), поэтому и свой офис он выстраивал по олдскульной модели, где есть один босс и ограниченное число его замов. Но даже из такой эксклюзивной школы менеджеров выходили выпускники: экс-помощники Эйнджа Крис Уоллес, Дэрил Мори, Райан Макдоно перебирались на пост генменеджера в других клубах НБА, Док Риверс какое-то время поработал президентом «Клипперс».

За время работы Эйнджа в команде у «Селтикс» 6-й лучший результат по победам в регулярке и 3-й – в плей-офф. Действующая серия по выходам в плей-офф – 7 сезонов, только у «Портленда» она длиннее, а за последние 14 лет «Бостон» лишь однажды пропустил плей-офф – и это вообще лучший результат в НБА.

Так почему уходит Эйндж?

После чемпионства Дэнни считался идеальным наследником Реда Ауэрбаха – во-первых, учился и играл у него, во-вторых, как и Ред, тоже когда-то был рыжим, но поседел, а потом и начал лысеть (но, кажется, скрывает это под париком). А еще, как и Ауэрбах, считался одним из самых хитрых сукиных сынов в НБА – и эта репутация была у Эйнджа еще во время игровой карьеры.

 

Хотя, конечно, по хитрости с Редом не мог сравниться никто:

10 способов подавить соперника от Реда Ауэрбаха

Казалось, Эйндж тоже останется в команде до самой смерти, в какой-то момент просто став почетным президентом и самостоятельно выбрав себе помощника. Но потом стало ясно, что Дэнни не Ред. Второй титул к «Селтикс» так и не пришел, а затем проявились и главные отличия Эйнджа от Реда – если Ауэрбах стремился к построению клуба через драфт и до последнего (иногда действительно зря) держался за легенд клуба, то его наследник был готов обменять кого угодно когда угодно, если считал это выгодным.

Он пришел в команду, достигшую потолка, и тут же начал обновлять ее, менять ветеранов и собирать драфтпики. Через несколько лет дождался оптимального момента и молодежь, собранную на этих драфтпиках, толкнул на суперзвезд: Эл Джефферсон, Джефф и Джеральд Грины, Делонте Уэст и Райан Гомес превратились в Кевина Гарнетта и Рэя Аллена (хитрейший Дэнни при этом сохранил в составе Рондо).

Второй шедевр тоже нельзя было представить во времена Реда: когда Гарнетт и Пирс состарились, везучий Эйндж пристроил их в «Бруклин» за новый сундук драфтпиков. В 2013-м его резко критиковали за тот ход, в 2015-м соглашались, что это было лучшее решение для развития клуба, в 2020-м начали восхищаться, когда благодаря тому обмену «Селтикс» получили свое будущее и настоящее: Джейсона Тейтума и Джейлена Брауна.

А в 2021-м «Бруклин» выбил «Бостон» из плей-офф и отправил Эйнджа на пенсию.

По крайней мере, так эта история про карму-судьбу-иронию подается в медиа, но на самом деле Эйндж еще несколько месяцев назад принял решение об уходе. В сезон, полный травм, ковидных протоколов и негативных эмоций Эйндж просто устал. У него все-таки было уже два сердечных приступа на работе в «Бостоне». И в очень похожих ситуациях.

В 2009 году прямо перед плей-офф случился первый – спустя несколько дней после объявления, что Кевин Гарнетт точно пропустит весь плей-офф. Доминировавший до травмы Кевина «Бостон» выпал из чемпионской гонки и не смог защитить титул, а Дэнни слег в больницу.

В 2019 году «Бостон» во второй раз за время работы Эйнджа выступил ниже предсезонных ожиданий – суперсостав, где в старте не было места для Брауна, Хэйворда и Розира завершил сезон на 4-й строчке на Востоке. В команде не могли распределить роли на паркете, а Кайри Ирвинг играл спустя рукава, потому что дома была новенькая глаженная джерси «Бруклина». Приступ случился прямо во время вылета от «Бакс» во втором раунд плей-офф.

В сезоне-20/21 от «Бостона» не ждали выхода в финал НБА, как в 2009-м или 2019-м, но и итог оказался еще хуже – поражений столько же, сколько побед, разгром в плей-офф от «Нетс» и того самого Кайри, который еще и лепрекона потоптал.

Фанаты в Америке сошли с ума: плюют в игроков, бросают в них бутылки и устраивают душ из попкорна. Они очень скучали по плей-офф

Эйндж разумно поставил свое здоровье выше работы.

Конечно, если бы в Бостоне все были довольны работой Дэнни, его можно было бы убедить остаться, но только никто и не пытался убеждать. Пресса и болельщики любят упрекать Эйнджа в том, что свою коллекцию драфтпиков он побоялся обменять на доступных звезд, а на драфте набрал всякий мусор.

Это миф – разве Кайри не звезда, и разве его Дэнни не за один из своих пиков получил? Дэвиса в принципе из-за тонкостей правил НБА нельзя было получить до того момента, как агенты продавили его обмен в «Лейкерс». А все другие доступные звезды, за которых пришлось бы отдать не только пики, но и Тэйтума/Брауна – Батлер, Пол Джордж, Кавай, снова Батлер – в итоге побросали те команды, которые их выменяли. Они вряд ли вывели бы «Селтикс» на чемпионский уровень («Торонто»-2019 был в намного лучшей форме, чем «Бостон»-2019, кроме того, «Сперс» требовали тогда за Кавая звезду, а не перспективу), так что тоже ушли бы.

По репутации Эйнджа в мире НБА бьет не работа с обменами, а как раз это – неумение удержать звезд в команде. Ирвинг, Хорфорд, Хэйворд были громким усилением, но ушли из «Бостона» при первой же возможности. Последним статусным игроком, который продлил контракт с «Селтикс», не будучи молодым ограниченно свободным агентом, был Гарнетт в 2012-м.

За последние 7-8 лет Эйндж доказал, что хорошие игроки все-таки могут переходить в «Бостон» как свободные агенты, он идеально реализовал свои высокие пики и намного лучше, чем считают болельщики, использовал средние (Терри Розир под 16-м, Роберт Уильямс под 27-м, Пэйтон Притчард под 26-м). Но клубы НБА не могут развиваться в таком вакууме, как во времена Ауэрбаха, всегда нужны обмены.

А с Эйнджем сейчас никто из коллег не хочет обмениваться – «а вдруг нас разводят?». У Эйнджа в резюме ведь не только создание большого трио в 2007-м и тот самый обмен его остатков в «Бруклин». Ведь после этого он еще и получил Айзейю Томаса на уцененном контракте за торговое исключение. А когда он разменял первый пик на третий в 2017-м? Так делают, чтобы получить менее талантливого игрока с довесками. А Эйндж получил Джейсона Тэйтума вместо Маркелла Фульца. У Тейтума за 4 года уже 2 Матча звезд, у Фульца – 200 пропущенных игр.

Стоит ли упоминать, что после обменов Гарнетта, Томаса, пиков «Бруклина», Тейтума генменеджеры тех команд вскоре были уволены?

Не просто так коллеги в ежегодном голосовании за Менеджера года практически никогда не дают Эйнджу своих голосов, зато анонимно в разговоре с журналистами признают уровень Дэнни.

В НБА репутация успешного торговца может и навредить.

И в таких случаях перезагрузка «витрины» клуба, его фронт-офиса, может перезагрузить и отношения с другими командами. Эйндж больше не будет ввергать партнеров по сделке в панические сомнения.

Вместо него руководить обменами, переходами, контрактами, выборами на драфте теперь будет Брэд Стивенс.

Стоп, тот самый тренер со внешностью учителя правоведения, которого мы когда-то называли главной угрозой Леброну и династии ГСВ?

Верно. И он больше не собирается тренировать.

Почему Стивенс переходит на новую должность?

Как и Эйндж, Стивенс устал от своей прежней работы. Это проявилось еще в прошлогоднем пузыре, а эффект можно было оценить в этом сезоне – было заметно, что Брэд потерял контакт с игроками и уже не так вовлечен в разработку комбинаций и стратегий, как раньше. Ему как минимум нужна пауза в карьере. Уходить на работу в студенческий баскетбол Стивенс не хочет – зимой отказался от предложенного контракта на десятки миллионов долларов в университете Индианы – крупнейшей и самой культовой программе своего родного штата.

Если это не работа его мечты, значит, Стивенсу действительно комфортно именно в «Селтикс». Просто больше не в роли главного тренера.

Но после этого назначения возникает два вопроса.

Во-первых – хватит ли у Стивенса опыта?

Переживать не стоит: тот же Грегг Попович еще меньше работал в НБА, прежде чем стать генменеджером «Сперс» – правда, он потом сам себя назначил тренером и передал менеджерские функции помощнику. Шон Маркс, который наверняка станет Менеджером года-2021, один год поработал у Поповича в тренерском штабе и еще три – в менеджменте «Сперс», а Стивенс в «ударной группе» фронт-офиса «Селтикс» уже несколько лет.

Вряд ли Стивенс разбирается в нюансах потолка зарплат и вряд ли до конца понимает, как вести переговоры с агентами и командами-конкурентами. Но ему это сейчас и не нужно знать. И у Эйнджа, и у Стивенса, и у всех остальных президентов, гендиректоров и генменеджеров есть опытные помощники, которые направляют их.

И тут возникает вопрос номер два: почему боссом делают все-таки Стивенса, а не повышают Майка Заррена? Ассистент ГМа «Селтикс» работает в клубе уже 14 лет, считается одним из лучших экспертов НБА в плане документации и потолка зарплат, а еще отказывал в переходе на руководящие должности в других командах, потому что с детства – за «Бостон»

Возможно, Майк все-таки получит повышение – «Селтикс» не собираются отдавать Стивенсу все должности Эйнджа. Брэд в своей вступительной речи намекнул, что офис должен остаться прежним: «Майк Заррен, Остин Эйндж и все остальные облегчат мой переход на новый пост, потому что они специалисты очень высокого уровня. Очень жду возможности поработать с ними, опереться на их опыт».

А «Селтикс» ищут нового генерального менеджера – человека, который будет подотчетен Брэду и будет заниматься рутинной работой: переговорами, цифрами, бумагами. Именно тем, чем в штабе Эйнджа и занимался Заррен.  Сам Стивенс сконцентрируется на общей стратегии, на работе с прессой, на драфте и оценке талантов, на подборе тренерского штаба.

Новый главный в «Селтикс» – кандидатов очень много

Ах да, нужен же теперь не только кто-то, кто будет работать вместе со Стивенсом, но и кто-то, кто будет работать вместо Стивенса…

Прямо сейчас только в «Селтикс» открыта вакансия главного тренера – так что всех безработных тренеров (или ассистентов, готовых к повышению) будут прочить в «Бостон». В традициях «Бостона» назначить молодого и перспективного тренера, у которого уже есть опыт работы главным. Таким был Риверс, таким был Стивенс.

Именно поэтому в прессе редко упоминают самый логичный вариант – первого ассистента Джея Ларраньягу, который пришел в клуб даже раньше Стивенса, еще в штаб Риверса, из тренерской семьи, но самостоятельно работал только в Лиге развития и сборной Ирландии. В слухах чаще всего мелькают имена Джейсона Кидда (который утверждает, что исправился) и Ллойда Пирса, экс-тренера «Атланты», который хорошо знаком со всеми лидерами «Бостона» по сборной США, где помогал Поповичу на прошлом ЧМ.

Но это может быть кто угодно. И Кидд, и Ларраньяга. И Чонси Биллапс (которого также в лиге рассматривают как будущего ГМа). И Бэкки Хэммон или кто-то еще из плодовитого тренерского древа Поповича.

Одно точно – в «Бостоне» все всегда знают, чего хотят, здесь не делают поспешных ходов, какими бы резкими они ни казались: владельцы через год после покупки клуба назначили Дэнни Эйнджа, а потом много раз заранее продлевали контракты менеджеров и тренеров. Сам Дэнни уже на второй год работы назначил Риверса и устроил чистку состава, выстраивая многолетние планы конкретных действий. Уже нарицательный «План Дэнни Эйнджа» не всегда сбывался, но иногда действительность, наоборот, обгоняла ожидания – как после ускоренного превращения в звезд Айзейи Томаса или Джейсона Тейтума.

Что такое «План Брэда Стивенса», нам лишь предстоит узнать.

Неизвестно, уходит ли теперь Дэнни на пенсию или когда-нибудь объявится в руководстве другого клуба (уже сейчас его прочат в «Джаз», ведь его сын Тэннер – видный политик, председатель комиссии округа Юта, будущий сенатор от штата). Но он покидает «Бостон» и, возможно, НБА с одним титулом, двумя сердечными приступами и внушительным наследием.

Он первым в XXI веке додумался, что сливать сезон можно не просто ради высокого пика, но ради омоложения команды, чистки платежки и накопления активов для будущих обменов.

Он первым понял силу звездных объединений и собрал «Большое Трио», после чего и игроки поняли рецепт для мгновенного чемпионства – и стали собираться в дримтимы уже самостоятельно, как свободные агенты, в обход работы менеджмента (и это в итоге вывело самого Дэнни из игры).

Он первым решился на полное, до самого фундамента, разрушение экс-чемпионской команды.

Он первым доверился студенческому тренеру, хотя сам приходил в команду, разрушенную таким.

И он первым стал собирать сундуки с бесконечными драфтпиками.

В 1981 году Ред Ауэрбах судился с бейсбольным «Торонто», за который его новичок Дэниэл Эйндж уже три года бегал и отбивал в МЛБ. Вряд ли тогда Ред знал, что Дэнни суждено стать вторым лучшим генменеджером и его наследником.

Бейсбольный контракт Эйнджа выкупили, Дэнни провел почти восемь лет в форме «Селтикс», стал двукратным чемпионом, любимцем бостонских болельщиков и злодеем – для всех остальных, одним из лучших снайперов 80-х и даже как-то умудрился попасть на Матч всех звезд. Вернулся в клуб в 2003-м, собрал чемпионскую команду для Пола Пирса, драфтовал Эла Джефферсона, Рондо, Тэйтума, Брауна, выменивал Гарнетта, Аллена, Томаса, Ирвинга, подписывал Шиди Уоллеса, Шака, Хорфорда, Хэйворда, Уокера.

№44 – совсем скоро под сводами «Бостон Гардена».

Фото: Gettyimages.ru/Tim Bradbury, Mike Lawrie, Elsa, Maddie Meyer; East News/AP Photo/Michael Dwye, AP Photo/Peter Southwick, AP Photo/Benoit, GETTY IMAGES NORTH AMERICA/AFP