4 мин.

Валентина Чеботарева – «обладательница» мегаталантливых и меганестабильных учеников

С каждым турниром все больше вопросов возникает к тренеру Валентине Михайловне Чеботаревой, имеющей в своей группе двух талантливых учеников, которые иногда радуют нас блистательными выступлениями, но все чаще огорчают грубыми ошибками и грязными прокатами.

Вопрос, на который сложно получить ответ: это ученикам не повезло с тренером или тренеру не повезло с учениками?

С одной стороны, конечно, нельзя отрицать заслугу Чеботаревой в становлении этих спортсменов, ведь именно она вывела их на такой высокий уровень.

Но с другой стороны, не ее ли вина в том, что из раза в раз происходит одно и то же: сегодня идеальный прокат, а завтра полностью заваленная программа. Или наоборот.

Станислава Константинова очень талантливая фигуристка, имеющая в своем арсенале все тройные прыжки (за исключением акселя) и дорогие каскады, сложные заходы, взрослое катание и эмоциональность. Еще так год назад отзывалась о ней Татьяна Анатольевна Тарасова: «Такая девочка в любой другой стране готовилась бы стать олимпийской чемпионкой. Посмотрите, как она сложена — ни грамма лишнего. Это моя любимая фигуристка. Потрясающая совершенно девочка — настоящее украшение сборной». Затем последовал провальный Чемпионат мира с итоговым 19 местом и Чемпионат Европы, на котором у наших фигуристок не было особой конкуренции, но из-за нескольких ошибок в короткой программе, где Станислава заняла 11 место, она не попала на пьедестал и отстала от финки, занявшей 3 место, почти на 5 баллов. Самое обидное в этой ситуации, что сначала Константинова показывает неплохие результаты, по праву заслуживает место в сборной, и в итоге не пользуется своей возможностью, с каждым разом показывая, что доверия она оправдать не может.

Если в случае Станиславы не так обидно смотреть на все это, ведь с талантливыми одиночницами у нас, к счастью, проблем нет, и всегда можно найти достойную замену, то с мужчинами у нас все гораздо плачевнее.

Из главной надежды в главную боль

 На данный момент, Михаил Коляда является самым сильным российским одиночником. Он обладает артистизмом, блестящей техникой, прекрасно владеет коньком, да и судьи никогда его не обделяют. При чистых прокатах Миша вполне может бороться за место на пьедестале на Чемпионате мира. Но что-то идет не так и уже три года подряд Миша не выдает сразу две программы без серьезных ошибок. Смотреть его прокаты становится с каждым разом все больнее, так как вместо того, чтобы наслаждаться фигурным катанием, перед каждым прыжком замирает сердце и невольно проносится мысль: «Упадет или не упадет?». Порой кажется, что Миша даже не хочет бороться за элементы и после первого заваленного прыжка он хочет поскорее откатать программу и уйти со льда. Это уже отмечают и отечественные эксперты. Короткую программу на Олимпиаде Татьяна Тарасова прокомментировала так: «На это тяжело даже смотреть. Он не боролся, не катался. Он так всегда делает, он никогда не борется.»

В ноябре о Михаиле очень жестко высказался Алексей Ягудин: «Я не знаю, как Михаил тренируется. Но у него как гостиница all inclusive, знаете – все есть! Линии, техника, прыжки, но у него огромный запас, прекрасная высота, он может крутить еще больше. Как Ханю он, конечно, не может, но хотя бы надо выполнять то, что есть.

Либо они так готовятся с тренером, что нет этих прокатов, что он обсирается каждый раз, извиняюсь за прямоту.

Но это явно от головы идет. У него запас в прыжках! И остальное на ура. Значит, чего-то не хватает, значит, голова не готова при давлении выполнять нужную нагрузку. Значит, нужен такой тренер, как Этери Тутберидзе. Они не жестокие, они жесткие. Такой была и Татьяна Тарасова.

Почему Алина Загитова выходит и миллиард прыжков делает на тренировках? Потому что люди понимают, что нужно для победы.

А Коляда меня удивил. Он начинает – одинарный, двойной, тройной... А что это такое, когда парень разминает четверные прыжки? Я выходил 20 лет назад – сразу тройной аксель делал! Это должно от зубов отскакивать.

А это не отскакивает! Значит, тренер нужен такой, чтоб с палкой, простите, стоял у борта, брать психолога. Но психологом должен выступать сам тренер.

Вообще, я не вправе судить тренерский коллектив, давать советы. Просто со стороны кажется, что у парня все есть, а он просто просирает свою жизнь в спорте! Годы-то уже не вернешь».

Сразу напрашивается вопрос: это в тренировочном процессе заложена ошибка, которая приводит к систематическому сбою в прокатах или сами фигуристы не хотят работать? И если не хотят, значит им это позволяется?

Также очень много вопросов возникает по поводу тактических решений тренерского штаба. Зачем ставить в программу прыжки, которые получаются у фигуриста 50/50?

Хочется верить, что когда-нибудь об этих проблемах не будет повода думать. Главное, чтобы не было поздно и мы не вспоминали о Коляде и Константиновой как о нереализованных талантах.