13 мин.

Итоги ISU Skating Awards: Ханю — великий, Тутберидзе — тоже, Загитова и Медведева остались ни с чем

ISU Skating Awards — наверное, самое спорное мероприятие этого сезона. Но в эпоху пандемии иначе подвести итоги фигурнокатательного года было нельзя.

 

Скандалы преследовали премию еще с того момента, как о ней только стало известно: 

— болельщики долго спорили о распределении участников по номинациям; 

— сайт премии постоянно глючил, кто-то так и не смог проголосовать;

— в костюме Антона Шулепова, которому дали номинацию, увидели антисемитский подтекст; 

— ISU долго не оглашал финальный шорт-лист и забывал про дедлайны; 

— и наконец, фанаты Алины Загитовой обвинили Международный союз конькобежцев в коррупции из-за отсутствия своей фаворитки в финальном списке номинантов.

Ну и факт того, что в первый год проведения премии ударил коронавирус и поставил ее под угрозу отмены, тоже забавляет. Однако ISU Skating Awards все-таки состоялась и подвела хоть какие-то итоги сезона, а фигуристы получили утешительные призы. 

Премия прошла в онлайн-формате, ее ведущими стали супруги Чарли и Танит Уайт (танцоры на льду, завершившие карьеру). Трансляция шла почти 2 часа, большая часть которых состояла из долгих подводок и скучных вопросов. Осложняло ситуацию и то, что у некоторых фигуристов был плохой интернет или пропадал звук. Не позаботились организаторы и о переводе. Алена Косторная говорила заученные фразы на английском, было заметно, что это давалось ей с трудом. Кевин Эймоз и Александра Трусова и вовсе отвечали на родном языке — о чем они говорят не понимали даже ведущие. 

 

Предполагается, что премию смотрят зрители из абсолютно разных стран. В первую очередь за ней следят люди, чьих соотечественников номинировали, а это — русские, японцы, американцы, французы, канадцы и корейцы. Далеко не все из представленных наций знают английский, что уж говорить о русском и французском. 

Также было странно, что вещатели не транслировали премию на своих площадках. В России фигурное катание захватил «Первый канал», который обычно показывает все официальные мероприятия с комментариями у себя на сайте. Но ISU Skating Awards он проигнорировал. Итогам премии канал посвятил всего лишь 30 секунд в новостях.

Конечно, многое можно списать на коронавирус и трансляцию онлайн, все-таки времени на то, чтобы полностью перекроить концепцию мероприятия, было немного. Но первая церемония должна быть особенной и фееричной. Ожидалось, что ISU Skating Awards станет «Золотым мячом» фигурного катания, но в итоге мало кто к ней отнесся всерьез. 

Удивил и тот факт, что Этери Тутберидзе стала единственной из номинантов, кто не подключился к трансляции, хотя тренер победила в своей категории. Странно, что лучшая наставница года не может найти 10-15 минут, чтобы посетить трансляцию последнего официального мероприятия сезона. При этом интервью Тутберидзе по итогам премии вышло в тот же вечер на сайте ФФККР. Почему нельзя было поделиться своими эмоциями во время церемонии — непонятно. Неужели Этери Георгиевна все еще поддерживает имидж недоступной Снежной королевы?

Ну а теперь перейдем к детальному разбору номинаций. 

Лучший новичок

 

Победитель в этой категории был очевиден с самого начала. Алена Косторная стала неожиданным триумфатором этого сезона. Она выиграла все международные старты, несколько раз побила мировые рекорды и доказала, что квады — это не главное. 

Вопросы возникли скорее к выбору ее соперников. Из четырех видов в итоговую номинацию попали только одиночницы. 

Претензий к Трусовой нет — она была в тройке лучших в мире, вошла в Книгу рекордов Гиннеса и ставила мировые рекорды. Но каким образом третьей девушкой оказалась Ён Ю? Этот жест со стороны организаторов выглядит больше как поощрение Кореи, которая начинает возвращаться в топ фигурного катания. Иначе нельзя объяснить, почему была проигнорирована Щербакова — серебряный призер финала Гран-при и Чемпионата Европы. Да и спортивная пара Анастасия Мишина и Александр Галлямов выглядели бы намного гармоничнее в этой номинации. Во-первых, хоть кто-то представил бы на премии парное катание. А во-вторых, несмотря на неотбор на Чемпионат Европы, в отличие от Ён Ю они вышли в финал Гран-при и заняли там 3 место, обойдя сильнейших соперников.

Но вопреки странным критериям отбора в итоговую номинацию, победитель оказался логичным и достойным.

Лучший тренер

 

Тут, опять же, вопросы к формированию участников номинации. 

Брайан Орсер, несомненно, великий тренер. Но в этом сезоне его ученики не смогли добиться больших высот:

— Евгения Медведева не отобралась в финал Гран-при и снялась с Чемпионата России; 

— Юдзуру Ханю хоть и выиграл Чемпионат четырех континентов, но выглядел в этом сезоне слабее своего главного конкурента — Нейтана Чена;

— Джейсон Браун получил серебро на Чемпионате четырех континентов, но не вышел в финал Гран-при;

— Екатерина Куракова побеждала только на челленджерах.

Рафаэль Арутюнян тоже спорная, но более логичная кандидатура:

— Нейтан Чен отлично показал себя в первой половине сезона: выиграл финал Гран-при, установил новые мировые рекорды, но пропустил Чемпионат четырех континентов; 

— Мэрайя Белл значительно спрогрессировала по сравнению с прошлым сезоном. Девушка выиграла две бронзы на этапах Гран-при, но не отобралась в финал и пропустила Чемпионат четырех континентов;

— Михал Бржезина выиграл короткую программу на Чемпионате Европы, но в итоге стал седьмым. 

Этери Тутберидзе — очевидный победитель среди таких конкурентов:

— Ее ученицы взяли весь пьедестал финала Гран-при, Чемпионата России и Чемпионата Европы. 

— На Первенстве континента отличился и Морис Квителашвили — старожил команды Тутберидзе. Он получил бронзу. 

И это мы еще не рассматриваем достижения ее юниоров.

Если судить по сезону в целом, то конкурировать с российским тренером могли только канадцы Патрис Лозон и Мари-Франс Дюбре:

—  Их ученики забрали весь пьедестал финала Гран-при;

— Пападакис и Сизерон взяли серебро Чемпионата Европы;

— Чок и Бэйтс выиграли Чемпионат четырех континентов, а Хаббел и Донахью взяли бронзу.

Лозон и Дюбре — это Тутберидзе в танцах на льду. Но их даже не включили в эту номинацию. 

Опять же непонятно, почему игнорируют парное катание. В эту категорию хорошо вписались бы тренеры китайской сборной, которые привели свои пары к золоту и серебру главных стартов. 

Лучший костюм

 

Та же ситуация. Победитель очевидный и заслуженный, но слабые и непонятные конкуренты. 

Костюм Мэдисон Чок и Эвана Бейтса сложный, уникальный и цепляющий. Он максимально соответствует образу и не забывается после первого проката. В такой компании победа не могла достаться никому кроме американцев. 

У Анны Щербаковой — необычное платье-трансформер, которое тоже цепляло внимание. Но вау-эффект от перевоплощения пропал уже после первых стартов. Да и само платье, несмотря на трансформацию, выглядит абсолютно обычно. А сетка, которая не соответсвует цвету кожи фигуристки, вовсе портит впечатление от костюма. С этим у русских дизайнеров часто возникают проблемы. 

А о цветастых рубашках Ханю уже давно слагают легенды. 

Эта номинация как нельзя лучше подошла бы для того, чтобы выделить кореянок. У той же Ён Ю потрясающие платья и в короткой, и в произвольной программе. 

 

Если брать россиянок, то можно выделить платье Анны Щербаковой в короткой программе. Там и сетка смотрится гармонично, и спина сделана просто волшебно. 

 

Кимоно Евгении Медведевой выглядело очень ярко и выделялось из череды похожих нарядов. 

 

Но главный вопрос к этой номинации — почему за костюм награду получает фигурист, а не дизайнер? Есть специальная номинация для хореографов, но создатели костюмов почему-то остались обделенными, хотя всю работу над одеянием фигуриста проделывают именно они.

Лучший хореограф 

 

Эта номинация, наверное, единственная, к которой нет вообще никаких претензий. Все три хореографа —Ше-Линн Бурн, Мари-Франс Дюбре и Лори Николь — оказались здесь заслуженно. На данный момент им нет равных в мире — они ставят уникальные программы лучшим фигуристам планеты. 

— Ше-Линн Бурн — победительница номинации. Она поставила программы для Евгении Медведевой, Юдзуру Ханю, Нейтана Чена, Шомы Уно и Елизаветы Туктамышевой.

— Мари-Франс Дюбре работала над постановками для своей группы танцоров, в которую входят Пападакис-Сизерон, Чок-Бейтс, Хаббел-Донахью и др. Также она является хореографом произвольной программы Нейтана Чена.

— В этом сезоне Лори Николь работала с китайской парой Суй-Хань, их соотечественником Бояном Цзинем и японкой Сатоко Миахарой.

Кто-то негодует, что в номинацию не включили Даниила Глейхенгауза. Но, объективно, российскому хореографу еще есть куда расти. Да, он ставит программы лучшим фигуристкам в мире. Но это скорее не из-за своего большого таланта, который, несомненно, есть, а из-за стратегии Тутберидзе, которая не хочет привлекать посторонних людей в свою команду. Творчество Глейхенгауза пока что больше напоминает конвейер, а не штучное производство. 

Но нельзя не отметить, что в эту номинацию ISU не побоялся включить трех представителей одной страны — Канады. Чего не скажешь о «Лучшем новичке», где все три места заслужили именно россияне. 

Почему была выбрана именно такая стратегия? Возможно, ISU хотел поощрить канадцев как принимающую страну — церемония награждения изначально должна была пройти в Монреале. А тут канадцы по-любому бы выиграли.

Награда за достижения в спорте 

 

Здесь можно продолжить развитие темы о поощрении Канады как принимающей страны. О том, что Курт Браунинг должен забрать эту награду, еще в марте инсайдила журналистка Елена Вайцеховская. Ее слова оказались правдой. 

Конечно, канадец заслуживает того, чтобы быть отмеченным, ведь именно он первый…

— исполнил успешный четверной прыжок;

— сделал два тройных акселя в короткой программе; 

— прыгнул каскад из тройных сальхова и риттбергера;

— сделал три каскада 3+3 в одной программе.

Также Браунинг 4 раза выигрывал Чемпионат мира. 

То, что происходит с фигурным катанием сейчас, во многом и его заслуга. Именно он открыл нам мир сложнейших прыжков и произвел революцию. 

Но были и другие кандидаты — более очевидные. Поэтому выбор Браунинга как первого победителя выглядит больше как реверанс в сторону Канады. Вряд ли, когда комиссия решала, кому отдать награду, первым, кто пришел им в голову, был Курт. 

Но тем интереснее, как ситуация будет складываться дальше, и будут ли всегда давать эту награду представителю страны-хозяйки премии.  

Лучшая программа

 

Сначала казалось, что раз Ше-Линн Бурн стала лучшим хореографом по версии ISU, то приз за программу должна получить ее постановка, а именно — «Мемуары гейши» Евгении Медведевой. Но в этой номинации решили наградить французов. И, в принципе, тут и не возразишь. «Аэробика» Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона всполошила весь мир фигурного катания. За последние годы это, наверное, самая нестандартная постановка в танцах. Ну и в хореографическом плане, конечно, танцорам нет равных в фигурном катании. 

 

Эта номинация, наверное, самая сложная в определении кандидатов на победу. В течение всего сезона мы просматриваем очень много завораживающих программ, но всех их невозможно уместились в одну категорию. 

Опять же, хотелось бы, чтобы хоть где-то выделили спортивные пары. Претендентом на звание лучшей программы могли бы стать постановки Тарасовой и Морозова — Марина Зуева действительно очень преобразила фигуристов. Они доказали всем, что они — не просто атлеты, но еще и артисты на льду. 

Самый ценный фигурист

 

В этой номинации победитель был очевиден еще до того, как огласили весь список претендентов. Пока никто и близко не конкурирует с Юдзуру Ханю по количеству фанатов и рекламных контрактов. Только за ним поклонники ездят в любую точку мира и заполняют чуть ли не всю арену. Они ненавидят всех, кто хоть чуточку пытается приблизиться к кумиру. Юдзуру в Японии — суперзвезда и, в первую очередь, он приводит спонсоров в фигурное катание. 

Нэйтан Чен в этом плане выглядит намного слабее своего главного конкурента. В США фигурное катание — далеко не самый популярный вид спорта. Даже на родине немногие приходят поболеть за своего рекордсмена. Чен признавался, что его редко узнают на улицах, в то время как Ханю в Японии не может выйти без телохранителя.

Пападакис и Сизерон. Тоже спорный вариант. Танцы в принципе непопулярный вид фигурного катания, да и во Франции гораздо больше следят за велоспортом. И если посмотреть выступления французов на этапе Гран-При в Гренобле, то вам сразу бросится в глаза то, что половина мест на арене свободны. 

Гораздо лучше в эту номинацию вписались бы русские фигуристки, в первую очередь, Евгения Медведева и Алина Загитова. Они действительно очень сильно подняли популярность женской одиночки на родине. И даже несмотря на то, что они уже не являются сильнейшими фигуристками в мире, именно их выступления набирают наибольшее количество просмотров, а каждое действие вызывает ажиотаж среди фанатов. Очень странно, что здесь наших фигуристок проигнорировали, хотя именно Россия и Япония составляют основную аудиторию болельщиков фигурного катания.  

 

По итогам ISU Skating Awards по две награды забрали представители России и Канады. По одной статуэтке досталось американцам, французам и японцам. Обделенными из элиты фигурного катания остались только китайцы, которых даже не номинировали, хотя Суй-Хань заслуживали упоминания хотя бы в одной категории. 

Но ISU в целом решил проигнорировать спортивные пары, а это действительно большая ошибка. Именно этот вид катания традиционно считается самым сложным, зрелищным и травмоопасным. Но в последние годы его популярность теряется. Как Международной федерации, отвечающей за этот вид спорта, ISU надо было исправить ситуацию и хоть как-то привлечь внимание болельщиков. Но организация будто сама и поставила финальный крест на них. Есть много достойных пар, которые вписались бы в номинации, поэтому списать это на низкий уровень ни в коем случае нельзя. Даже танцам, которые обычно считают самым скучным и простым видом фигурного катания, досталось две награды. 

 

Ну и финальный вопрос — корректно ли вообще все виды фигурного катания судить в равной степени? Специфика работы танцоров, спортивных пар и одиночников очень отличается. Как вообще получилось, что на четыре вида у нас только три места в номинации? По каким критериям судят тех же танцоров и одиночников? Наверное, логичнее было бы, если б конкуренция была только внутри своего вида, либо если бы в номинации было четыре места и каждое отводилось бы отдельному виду фигурного катания. В итоге, по странам вроде никого (кроме Китая) не обидели, но на какие-то виды вообще забили. 

Первый блин комом? Скорее да. Может быть, через год ISU исправит свои ошибки. Может быть, погрязнет в них с головой или вообще закроет эту премию за ненадобностью — в этом году трансляцию посмотрели всего 150.000 человек. Любое выступление Евгении Медведевой или Алины Загитовой набирает в разы больше. 

Возможно, в оффлайне все прошло бы совсем иначе. Ну а так, имеем то, что имеем. 

Фото: https://www.isu.org/, The Yomiuri Shimbun,  AFP 2020 / STR