4 мин.

По носу за зазнайство

В паузах на «Аполло Арене» крутили разгульный мотив из Верки Сердючки. Вряд ли словацкие звукорежиссеры хотели поддержать российского болельщика бравым «Ха-ра-шо, все будет харашо» или намекнуть ему, что «вам скажут: ваш поезд ушел». Наверное, они всего-навсего ассоциируют нас, наш хоккей, нашу сборную с персонажем и исполнительницей этой дурацкой песенки. В их глазах мы, видимо, именно такие. Расфуфыренные, нелепые, со звездой на голове и апломбом во всю ширину бедер. Поем да пляшем вприпрыжку: эх-ма, тра-ля-ля…

Наш хоккей чувствует себя в Европе владыкой. В мире, между нами говоря, тоже, но там приходится считаться с заморской силой. Зато у себя, в Старом Свете, нам никто не чета. Мы сочинили себе самую сильную хоккейную лигу, куда заманиваем среди прочих и словацкий клуб, снисходительно посмеиваясь над возмущением местной федерации. Мы давным-давно решили, что на уровне сборных с нами достойны соперничать лишь Чехия, Швеция да Финляндия, и встречаемся круглый год только с ними – остальных не замечаем, их как будто вообще не существует вне чемпионатов мира. Помните, какой истерический хохот вперемежку с нервной дрожью вызвала у хоккейного сообщества новость об участии второй сборной России в «Евровызове»? Как же можно, не понимало сообщество, делать недельную паузу между двадцать третьим и двадцать четвертым туром КХЛ и ехать на встречи с какими-то там сборными? Хватает и [никому не нужного] Евротура.

Чехи, шведы и финны к Евротуру тоже относятся с прохладцей – посылают на них экспериментальные команды, чтобы окунуть молодежь в международный климат и получить к маю пять-шесть свежих, но уже тертых калачей в первую сборную. Мы, несмотря на презрение к турниру, обязательно играем в нем основой. Вторую команду под улюлюканье снаряжаем на [убогий] Евровызов, а третьей у нас нет. Хотя по уму (раз уже все равно чемпионат прерывается на неделю) могли бы создать не только третью, но и четвертую. Знаете, для чего? Первую оставить в покое и дать отдохнуть, на Евротур послать вторую, на Евровызов – третью, а четвертую отправить на товарищеские матчи в Германию. Или в Данию. Сделать небольшой кассовый сбор, обкатать новичков и, самое главное, подсмотреть, чем живут, и понюхать, чем дышат сборные этих стран. Чтобы потом, на чемпионате мира, они не становились для нас дивом и откровением.

Пока мы зацикливались на себе, где-то там, внутри Европы, расцвел целый сад из еще недавно второсортных хоккейных культур. Мы ведь по-настоящему так и не поняли, и не оценили, как подтянулись к первому эшелону Дания и Норвегия, как внезапно и стремительно окрепла сборная Германии, чей прошлогодний выход в полуфинал мы еще вчера утром считали всего лишь удачным стечением обстоятельств. Вот и получили от нее по носу за зазнайство. Осталось еще проиграть на втором этапе датчанам и пропустить их в четвертьфинал. После 0:2 от немцев от этого зарекаться уже никак нельзя.

Есть и еще один подводный риф, подстерегающий нас. Очень много говорят о том, что наша команда богата опытом и победными традициями. Половина состава отыграла с Быковым четыре чемпионата мира или, по крайней мере, три, в том числе оба золотых. Подразумевается, что она готова к походу за очередным золотом и знает, как играть в плей-офф против тех же чехов, шведов, финнов, даже канадцев.

Проблема в том, что эта команда приехала играть плей-офф. Предварительных этапов у нее уже было немало, и проходить еще один квалификационный круг ей неинтересно, скучно, а некоторым игрокам и вовсе невмоготу. Надо, конечно, куда ж деваться – но эмоций, душевного подъема матчи в группе у этих золотодобытчиков уже не вызывают. А импульсивных новичков, закаленных международными матчами в течение сезона и готовых сейчас, на старте турнира, блеснуть мастерством, пока «старики» экономят силы и берегут энергию для решающих битв, в составе почти нет. Команда стала слишком академична. Она заматерела, забурела и постарела. Да и о пятнадцати годах без чемпионства забыла начисто. Хотя это ровно такая же история, как выигрыши в 2008-м и 2009-м.

Сборная СССР, между прочим, никогда не забывала вливать свежую кровь и не брезговала встречаться со слабачками. Потому и гегемонила десятилетиями. Специально достал справочник, открыл на первой попавшейся странице. Читаю: перед чемпионатом мира 1985 года наша команда (на тот момент выигравшая 5 турниров подряд и Олимпиаду) сыграла в Москве два матча со сборной ГДР (10:0 и 9:0), потом съездила в гости к финнам (6:2 и 8:3) и к западным немцам (8:1 и 3:3). Через год перед московским чемпионатом мира приняла у себя все тех же западных немцев и финнов (7:4, 9:0, 4:0, 8:2). Биться с чехами за неделю до чемпионата основным составом да с полной выкладкой никому и в голову не приходило. А кто сверкнул в стартовых матчах тех турниров? Наименее титулованные игроки: в 85-м Тюменев, Варнаков и… Быков, в 86-м Константинов, Агейкин и вратарь Белошейкин. Я не вру. В книге написано.

«Все будет хорошо», поет Сердючка. Она (как собирательный образ, конечно) тоже в любом обществе чувствует себя вожаком, лидером, посматривает на всех свысока и ведет себя панибратски. Ей улыбаются, поддакивают, подпевают. За ней даже могут скакать паровозиком и дрыгать ногой. А меж собой, отвернувшись, хохочут над ней и крутят пальцем у виска. Не хочется думать, что словаки вложили в безвкусную музыкальную реплику именно такой смысл.