4 мин.

Поднятие Штанге

В 1994 году нынешний кормчий сборной Белоруссии Бернд Штанге, обвиненный в сотрудничестве со Штази, был вынужден уехать из Германии, дабы стать первым иностранным тренером на Украине (латыш Скределис и грузин Дзодзуашвили не в счет). Несмотря на то, что немец так и не выиграл с «Днепром» чемпионское звание, в Днепропетровске его поминают добрым словом – тонкий психолог сумел создать великолепный микроклимат в команде, отменил опостылевшие всем заезды на базу и поставил радовавшую глаз остроатакующую игру. «Моя семья» – так отзывался Бернд о «Днепре». Спустя многие годы он не отступил от своих принципов и в сборной Белоруссии, что не преминуло положительно сказаться на результатах вечно подающей надежды местной сборной. А ее игрокам накануне отборочного цикла позволило уверенно заявлять, что со Штанге они теперь не только хотят, но и могут. По уровню мотивации парней Бернда можно сравнить с дружиной Олега Блохина, заставившего украинцев в 2004 году поверить, что им по силам пробиться на немецкий мундиаль.

Эстафетная палочка из рук тренера ФК «Москва», как известно, перешла в руки Алексея Михайличенко, человека, на которого большие надежды возлагал Валерий Лобановский. Возможно, ставка на этого блондина сыграла бы гораздо раньше, не попроси его в 2004-м из «Динамо» после поражения от «Трабзонспора». После этого тренер возглавил молодежку, вывел ее в финал первенства Европы, а братья Суркисы признали, что поторопились с выводами. С новым тренером, инициировавшим прилив свежей крови в команду, украинцы сыграли три товарищеских матча, выиграв из них два. Правда, игру при этом демонстрировали унылую, а голы забивали во многом случайные.

Отсутствие в основной обойме желто-голубых Андрея Шевченко удивление не вызвало. Скорее сожаление о том, что люди стареют, а футболисты – тем более. Те, кто видел матч «Милана» против «Болоньи», решение Михайличенко поставить в основу пребывающего на ходу Милевского и Воронина к нему в пару восприняли с пониманием. Из неожиданностей же стало закупоривание на «банке» Шовковского, который хоть и не играл в последних матчах за «Динамо», пожалуй, будет посильнее не шибко удачно играющего за «Шахтер» Пятова.

Штанге же не удивил. Причем, как схемой с полунападающим Кутузовым, так и исполнителями. Универсал Корытько, играющий в Одессе ближе к линии атаки, закрыл правый фланг обороны, Омельянчук – левый, а сторожить центральный вход в штрафную были назначены молодые Филипенко и Верховцев. Проводивший 71-й матч за сборную ветеран Кульчий и Страханович – волнорезы, Александр Глеб – разыгрывающий, на флангах – Булыга и Путило.

Свист в дебюте в адрес своих на трибунах стадиона «Украина», к слову, зиявших громадными проплешинами (не каждый выложит за билет 150-200 гривен), стал непременным атрибутом матча. Вялые украинцы, казалось, боролись не с соперником, а с мячом. Длинные передачи не проходили, короткие – тем более, проседала середина поля вместе с Тимощуком, который не мог разорваться, а трио атакующих хавов не тщилось ему помочь. В отличие от белорусов, переходивших в атаку по принципу домино. Солировал, разумеется, Глеб, остальные умело ему подпевали. Так уже на пятой минуте беспрепятственно по центру пробивал Путило – явно мандражировавший Пятов лишь со второй попытки заграбастал мяч. Расшевелились хозяева лишь минуте к двадцатой. Экс-минчанин Милевский отдавал классный пас вразрез на Воронина (тот не успел), а Калиниченко после подачи Шевчука и рикошета не сумел потушить свечу в штрафной Жевнова, толком не попав по мячу, а вскоре не изыскал дивидендов из потери мяча Омельянчуком. В ответ Кульчий напряг Пятова дальними ударами, после одного из которых мяч, предательски лизнув газон, ударился о плечо киперу и ушел на угловой. Наличие полумоментов в первом тайме и довольно брутальный футбол итальянский рефери Риццолли оценил по достоинству, дав свисток на перерыв на несколько секунд раньше положенного. Многие на стадионе ушли еще раньше.

Антрактные переживания сводились к одному: вместо кого выйдет Шевченко? Однако появился дебютировавший за украинцев Алиев. Это лишь на время приободрило его друга Милевского, у которого явно не пошла игра, и он начал заниматься излюбленным в этом случае делом – ломать соперников. Вскоре ушел с поля Воронин, потерявшийся в тени фактурного Филипенко, а стадион принялся скандировать «Шева! Шева!». Томил публику Михайличенко аж до 75-й минуты – свою любимую «семерку» украинцы встретили настолько эмоционально, будто бы их сборная открыла счет. Тем временем желто-голубые продолжали играть во все, что угодно, но только не в футбол. Белорусы, во втором тайме дальше подступов к штрафной хозяев не забредавшие, были не против. Впрочем, даже при этом их контратаки смотрелись куда симпатичнее хилых дальних ударов украинцев. Убойный момент у хозяев был лишь один: на 74-й минуте Алиев все-таки взломал шифр на двери у входа в штрафную, юркнул внутрь, но не справился с последним охранником – Жевнов грудью преградил мячу путь в сетку ворот.

А что же долгожданный Шева? Да ничего! Тяжеловатый Андрей больше «пихал» партнерам, чем заряжал их личным примером. Более того, незадолго до конца матча, пробивая штрафной, Шева предупредил тезку Чухлея, чтобы руками сильно не размахивал – контакт был, но пенальти рефери не поставил. Когда же казалось, что матч прикатится к ничьей, в свою первую и последнюю атаку в матче пошел Анатолий Тимощук. Войдя слева в штрафную, он, как и бедолага Чухлей, подскользнулся, а мяч легонько тюкнулся в руку 20-летнему белорусу. Шла 94-я минута матча, когда Шевченко, реализовав пенальти, забил свой третий гол в своем третьем матче против сборной Белоруссии. Если на свете есть справедливость, то в субботу вечером она была очень далеко от стадиона «Украина».