5 мин.

Шестой элемент

Активность, которую проявляет селекционный отдел «Динамо» в самом начале межсезонья, удивляет. Не только именами, которые звучат, не количеством этих звучных имен и даже не уже состоявшейся беспрецедентной для чемпионата России покупкой у клуба, стоящего выше в таблице, сразу трех ключевых игроков — Самедова, Чеснаускиса и Епуряну.

Удивительнее всего та открытость, которая при этом демонстрируется. Главный по закупкам в «Динамо» Константин Сарсания охотно рассказывает, кто еще на очереди в его списке и для чего команде нужен тот или иной футболист, не боясь конкурентов и гонок цен. «Вы приобретете столько игроков, сколько сможете, а мы — сколько захотим», – перефразируя классиков. Это уже настоящий вызов.

За таким вызовом обязательно должна стоять претензия на доминирование в таблице — ну не ради же 4-го места все это затеяно — и Сарсания косвенно его подтверждает, говоря, что новый собственник клуба ставит более высокие задачи. В истекающем году перед «Динамо» ставили цель бороться за медали, выше — только чемпионство.

Трудно сказать, были ли в «Зените» осведомлены о планах динамовского руководства, но имевшее место предложение платить Сарсании деньги, только бы он не работал на конкурентов, не выглядит столь уж сумасбродным. В Петербурге помнят, как сработали четыре приобретения тяжелого калибра перед сезоном-2007, включившие в себя, возможно, самый удачный трансфер в истории премьер-лиги. Нет, речь не о Тимощуке, хотя без него успехов тоже бы не было, а о спасении из погибающего «Торпедо» Зырянова, моментально превратившегося из не самого заметного полузащитника с российским паспортом в футболиста года. Об этом, кстати, не стоит забывать, рассматривая нынешнюю кампанию «Динамо» — оказаться лучшим может не условный Погребняк и не Семшов, а, допустим, юный Кириллов или не слишком пока авторитетный Епуряну. Хотя что тут напоминать, внимательные болельщики «Динамо» и сами знают, что из длинного списка покупок 2005 года в «Милане» сейчас играет именно тот человек, который не провел ни единого матча за основу бело-голубых. Бразилец Тиаго Силва.

Сравнения с сезоном-2005, кстати, уже начинают звучать — и, в общем, не говорят ни о чем, кроме чьей-то персональной тревоги и пессимизма. Сходство чисто внешнее, содержание нынешней трансферной кампании совершенно иное — ее будет правильнее сравнить с покупками Гинера в 2001-02 годах или уже упомянутым «Зенитом»-2007. При Федорычеве игроки приобретались, не учитывая многих очевидных нюансов — в частности, того, что Олег Романцев уже начал жить в каком-то своем мире, а сменивший его Иво Вортманн всегда там и пребывал. Те звезды оказались развращены большими деньгами, по сути, восприняли их как почетную пенсию, так больше и не достигнув прежнего, додинамовского уровня — нынешние приобретения к таким деньгам уже привыкли, и нули не кружат им голову. Да и очевидная пророссийская направленность помогает: ну не станут те же возможные Торбинский или Рязанцев жаловаться на московскую погоду, а Погребняк — на московские пробки, при малейшей возможности стремясь уехать лечиться на карнавал. А Епуряну, между прочим, вообще не пьет.

Больше беспокойства может вызывать фигура главного тренера. Можно, скажем, приводить аргументы вроде того, что Кобелев не знает, как выигрывать чемпионаты. Что он не знает, как работать с россыпью звезд, даже вот Булыкина морил дублем. На самом деле, конечно, доля правды в этом есть — пока что Кобелев проявил себя, как тренер-примитивист (в хорошем смысле), который из имеющегося материала выжимает максимум, эффективно расставляя одних и тех же трех игроков в разные треугольники. Дилемм вроде того, выпустить ли на фланге Чеснаускиса или Комбарова, у него практически не возникало, как не возникало и необходимости наигрывать вместе не 13-14, а 18 игроков — а их не будет меньше, без скамейки золото не выигрывается.

Но эти опасения не стоит воспринимать всерьез. То, что человек чего-то раньше не делал, не означает, что он с этим не справится — люди постоянно становятся отцами, не имея прежде такого опыта, и у многих неплохо получается. Андрей Кобелев зарекомендовал себя, как человека с трезвым умом, способного адекватно воспринимать реальность и учиться на ошибках, причем не только на своих (тот самый сезон-2005 можно воспринимать в качестве пособия для начинающего тренера «Как не нужно руководить командой»). Для него этот сезон будет решающим — если шесть команд по делу претендуют перед началом турнира на чемпионство, это значит, что минимум пара тренеров лишится своих постов к его завершению. Если трансферная кампания Сарсании достигнет намеченных масштабов, пенять руководству останется только на тренера. Результат, как уже озвучивалось, нужен сразу.

Определенную тревогу вызывает также судьба динамовской молодежи, все-таки наблюдать за тем, как не теряются на поле 18-летние вчерашние дублеры, было по-своему любопытно. Ладно Александр Димидко, человек, перефразируя писателя Джерома, с такими тонкими футбольными достоинствами, что их легко можно не заметить — вариант аренды здесь будет лучше для всех (особенно хотелось бы, конечно, увидеть, какого футболиста сумел бы выстругать из Димидко Миодраг Божович). Но даже те же братья Комбаровы, которых в начале этого сезона многие резонно желали увидеть хотя бы раз в сборной, серьезно рискуют проиграть конкуренцию сыгранной паре Самедов – Чеснаускис. Комбаровы могут переместиться в защиту, где их энергия и прямолинейность не будут как-то ограничивать возможности команды, но тогда возникнет повод волноваться, например, за Граната.

Успокоить эту тревогу можно очень легко. Уровень собираемого сейчас «Динамо» представляется таким, что если тот же Дмитрий Комбаров сможет выиграть конкуренцию за место у Чеснаускиса, то это станет верным сигналом, что он достиг уровня сборной. А если не сможет — значит, не достиг. Задача у молодежи станет сложнее, но это и к лучшему, более скромных целей Кокорин, Свежов и прочие уже успели добиться, остается либо расти, либо искать не столь амбициозное место работы.

В целом, конечно, волнение у тех, кто переживает за «Динамо», вполне оправдано. Контуры команды только вырисовываются, а неизвестность немного тревожит. Впрочем, болельщики всегда волнуются и переживают, это в их сути. Важно, что на этот раз надежды в этом волнении больше, чем тревоги.