7 мин.

Летальный исход

«Спартак-МЖК» (Рязань)

В 2006 году клуб, принадлежавший руководителю «Мервинского Жилищного Концерна», депутату областной Думы Евгению Малютину, под руководством Ильи Цымбаларя отхватил путевку в первый дивизион. Болельщики рязанцев в тот момент даже не подозревали, что денег у Малютина на дорогостоящий предэлитный курорт попросту нет. Перед началом сезона-2007 ушел уставший от обещаний Цымбаларь, а в начале августа Малютин, не сумевший договориться с губернатором о поддержке клуба, признал «Спартак-МЖК», который основал всего три года до этого, банкротом.

«Асмарал» (Москва)

Детищу иракского бизнесмена Хусама Аль-Халиди, зачатому в 1990 году на базе «Красной Пресни» (именно в этой команде начинал тренировать Олег Романцев), суждено было пойти в школу уже на втором году жизни (попадание в первую лигу). А на третьем, благодаря развалу Союза, московский клуб поступил в элитный университет высшей лиги чемпионата России, в котором в 1992 году занял почетное 7-е место. Но совсем скоро – под унылые напевы романсов авторства финансов Аль-Халиди – спортивные результаты вундеркинда стали чахнуть, и «Асмарал» с диагнозом «банкротство» сначала впал в кому, а затем и тихо умер на руках у санитаров-болельщиков. Весной 2001 года была попытка реанимировать клуб, переименованный в «Пресню», но все по той же причине дырок в бюджете пять лет спустя и он приказал долго жить.

«Жемчужина» (Сочи)

К становлению самобытной команды, появившейся на свет в том же году, что и «Асмарал», иностранцы отношения не имели. «Папой» сочинского футбола считается Арсен Найденов, под покровительством которого «Жемчужина» в середине 90-х стабильно «кусала» грандов. Дорожный указатель с надписью «Никуда» замаячил перед «Жемчужиной» после вынужденной отставки Арсена, перенесшего сердечный приступ. Как ни пытались спасти команду маститый тренер Анатолий Байдачный, а после него и знатный реинкарнатор Виктор Антихович – все тщетно. После вылета команды в первый дивизион Найденов, поправив здоровье, вернулся, но придать «Жемчужине» прежнего блеска не сумел. Ненадолго зацепившись за ветку второго дивизиона, в 2003 году сочинцы окончательно сорвались в пропасть.

«Ротор» (Волгоград)

Призер чемпионатов России имел несколько шансов стать первой командой, но так и ими и не воспользовался, отчего искренне жаль покойного Виктора Прокопенко, попавшего под свой злой тренерский рок вечно второго в донецком «Шахтере». Еще одно имя, ассоциирующееся с «Ротором», – это многолетний президент клуба Владимир Горюнов, грамотно до поры до времени управлявший «Ротором» при помощи своих личных средств и, не в последнюю очередь, налогоплательщиков. Когда же помощь властей иссякла, Горюнов не смог в одиночку привести в движение «Ротор», в свое время выбивавший из еврокубков «Манчестер Юнайтед». Или не захотел – бытует и такое мнение. Команда была расформирована в 2005 году.

«Локомотив» (Нижний Новгород)

Пожалуй, самый колоритный «отец» верховодил в Нижнем – за внешнее сходство с правой рукой Гитлера Валерия Овчинникова прозвали Борманом. Методы работы президента и тренера «Локо» были настолько просты и понятны, что предматчевая установка никогда не занимала более минуты. «Ребята, – говаривал Борман, указывая на пузатый мешочек с деньгами. – Выиграете – он станет вашим». Вот и вся тактика, воплощавшая в себе правду жизни «Локомотива», в который многие игроки, не скрывая, ехали за тем самым вожделенным мешочком. А какой незаурядностью отличались пресс-конференций Овчинникова! Водопад перлов. К примеру, «Футболист не женщина, чтобы я его любил. Я другой сексуальной ориентации», «Если бы я был пограничником Карацупой, то мне бы собаку его, Джульбарса, иметь, чтобы тот указывал след, где можно найти деньги» или «То, что сделал в свое время Остап Бендер – навешал лапши на уши целому городу, – президент «Уралана» Илюмжинов взял и претворил в жизнь». Нижний жил «Локо» и его «папой». Но мешочек со временем износился, похудел, а «Локомотив» в 2005 году сошел с рельс. Овчинников же покинул Россию и уехал в Таллин, где и поныне поднимает эстонский футбол на должности вице-президента местной «Левадии».

«Уралан» (Элиста)

Напрасно Борман так нелицеприятно отзывался о Кирсане Илюмжинове – без энтузиазма и личных средств президента Калмыкии в калитку одного из самых бедных регионов России большой футбол мог вообще не постучаться. На холсте будней российского соккера «Уралан» был самым красочным мазком. С элистинцами никогда не было скучно: «Уралан» мог обыграть «Спартак», уступить с разгромным счетом 0:9 «Локомотиву» и сменить за два сезона семерых (!) тренеров. При этом элистинцы добирались до полуфинала Кубка страны, занимали в высшей лиге 7 место и становились первопроходцами в приглашении в начале 2000-х в Россию итальянских легионеров. Но в 2004 году сквозняк отсутствия средств унес гастарбайтеров обратно на родину, а команда дожила до того, что выходила на игры вдевятером! Футбол в республике скончался – не помог и электрошок в виде создания ФК «Элиста», просуществовавшего год с копейками.

«Сокол» (Саратов)

Некогда полуфиналист Кубка России в начале 2000-х во многом благодаря кураторству губернатора Дмитрия Аяцкова обладал очень солидным не только с финансовой, но и с игровой точки зрения оперением. Постепенное превращение в Феникс, который сгорел, но так и не возродился, началось после того, как Аяцкова лишили рычагов власти. «Сокол» перестал существовать в 2005 году, оставив после себя приличные долги.

«Текстильщик» (Камышин)

Получив в 1993 году приз «Гроза авторитетов» и заняв в высшей лиге 4 место, команда из небольшого городка Волгоградской области засветилась в Кубке УЕФА, где в 1/16 финала уступила «Нанту». Но эйфорию, захлестнувшую Камышин, совсем скоро сменил озноб финансовой депрессии – о невозможности помогать команде объявил местный хлопчатобумажный комбинат. Уже по ходу сезона-2006 был найден новый спонсор – РАО ЕЭС России, но остаться в классе сильнейших клубу, к названию которого добавилась слово «Энергия», его денежные киловольты не помогли. В следующем году аккурат в межсезонье первого дивизиона спонсор растворился в тумане, и камышинцам оставалось лишь застрелиться. Никто, к сожалению, суицид не предотвратил – сезон-1998 «Текстильщик» так и не закончил.

«Факел» (Воронеж)

Детишки знают о Воронеже благодаря доброму советскому мультику про котенка с улицы Лизюкова и его мытарствах в Африке. Воронежский же футбол для болельщиков из других городов ассоциировался с командой «Факел». Полуфиналист Кубка СССР-1984 стал угасать в 2001 году, когда поменял название на ФК «Воронеж». Спустя пару лет, правда, вернул прежнее. Но участившиеся обмороки глупой кадровой политики и нецелевого использования средств имели настолько острую тенденцию к развитию, что сейчас «Факел» похож на разбитого инсультами и инфарктами старика. Нынешнее участие воронежцев в турнире КФК сродни кардиограмме, стремящейся к нулю.

Общая могила

В новейшей истории России в финансовую катастрофу попало столько клубов, что хватит на пяток лиг. В список усопших входят коллективы с такой шикарной историей, как ФК «Тюмень» (1938 – 2002), питерские СКА (1937 – 2002) и «Динамо» (1922 – 2003), тульский «Арсенал» (1946 – 2006), кемеровский «Кузбасс» (1946 – 2003), омское «Динамо» (1923 – 2001).

Александр ХАРЛАМОВ