3 мин.

Смыслам вопреки. Откуда взялся тренер Ди Маттео?

Он не горел желанием становиться чьим-то ассистентом. Поработав в «МК Донс» и «Вест Бромвиче», он прослыл многообещающим специалистом, знающим, как организовать привлекательный футбол. Уроженец Швейцарии с итальянским паспортом, сделавший себе имя в Англии, человек, насквозь пропитавшийся простотой и духовитостью британского футбола, но в то же время не разучившийся уделять внимание мельчайшим деталям, как подобает тренеру с континента. Из «Вест Бромвича» его попросили, но репутация ди Маттео, в сущности, не пострадала: боссы «ВБА» передали команду опытному Рою Ходжсону, скорее, желая перестраховаться, нежели потому, что потеряли веру в умения и потенциал Роберто. Он точно мог рассчитывать на новую работу главным тренером. Если не в премьер-лиге, то хотя бы в чемпионшипе.

Есть, однако, в Англии клуб, куда Роберто пошел бы не только вторым, но третьим, четвертым и пятым тренером. «Я всегда надеялся вернуться в «Челси», и всегда думал, что рано или поздно это произойдет», – рассказал в одном из интервью ди Маттео, чья карьера футболиста «синих» прервалась в 31 год после жуткого тройного перелома ноги. В середине 90-х «Челси» пошел на трансферный рекорд, чтобы приобрести Роберто-игрока у «Лацио». За пять с небольшим сезонов он и так сделал достаточно, чтобы окупить трансфер, а теперь эти 4,9 миллиона фунтов вообще кажутся лучшим вложением в клубной истории. Роберто не мог сказать «нет», когда «синие» позвали его поработать с Андре Виллашем-Боашем, а тем более, когда ему предложили занять место португальца.

Между назначением и великой победой ди Маттео прошло так мало, но случилось так много. Два с половиной месяца Роберто в «Челси» наверняка станут не менее ценным артефактом английской футбольной культуры, чем 44 дня, проведенные Брайаном Клафом в «Лидсе». Идут уже третьи сутки с момента, как Дидье Дрогба отправил Мануэля Нойера в правый угол, а мяч – в левый, а победа «Челси» все еще кажется плодом воображения человека, продолжающего верить в английские футбольные ценности в эпоху, когда успехи испанцев и немцев, казалось, обрекли классический островной футбол на быстрое и болезненное вымирание. Кто верил, что «Челси» пройдет «Наполи» после поражения 1:3 в первом матче? Кто представлял, что «Челси» пройдет «Барселону», особенно после того, как счет ответного матча стал 2:0 в пользу команды Гвардиолы? В победу «Челси» над «Баварией» верили уже охотнее, но если бы кубок в итоге достался мюнхенцам, никто б и бровью не повел.

Успех «Челси» – ярчайшая иллюстрация победы свободы воли над судьбой. Против «синих» и их тренера было решительно все, в том числе дух времени, одурманенный тики-такой «Барселоны» и реактивной контратакующей игрой сборной Германии. Победа «Челси» напомнила: что бы там ни говорил Йохан Круифф, правильного способа игры в футбол нет и быть не может. Победа «Челси» напомнила: в этой игре еще есть место вечным ценностям, культивируемым где-то за пределами футбольного контекста. Умению разворачивать головокружительные комбинации вполне реально противопоставить силу духа и чувство единства. Вдохновляться можно не только осознанием собственного гения, но и четким пониманием того, что другого шанса, скорее всего, не представится, а соперник так хорош, что можно без каких-либо угрызений совести зарыться в штрафной. В этой связи осуждение эстетики игры «синих» в полуфинале и финале лично мне кажется дикой ересью – нет ничего прекраснее, чем увидеть искры, высеченные столкновением доведенных до совершенства, но предельно контрастных идеологий, увидеть, как в эпоху утонченного, рафинированного футбола всех бьет команда, вратарь которой при любом удобном случае закидывает мяч на центрфорварда.

Спасибо, Роберто. Раз в несколько лет кто-то должен напоминать миру, что футбол остается мирком, в котором продуманные до последней мелочи планы периодически летят к черту, а логика и развитие событий находятся в сильно худших по сравнению с реальной жизнью отношениях. Желанный трофей достался лондонцам в финале, по ходу которого команда, полная немцев, отправила к 11-метровой отметке голландца, Мануэль Нойер забил Петру Чеху, а судьбоносный промах совершил человек, чьи нервы, как нам казалось, выполнены из лучшей немецкой стали. И есть какой-то особый извращенный символизм в том, что автор уму непостижимого успеха «Челси» еще вполне может стать жертвой уму непостижимого парадокса – ты выигрываешь самый престижный клубный трофей на свете, тебя хлопают по плечу, жмут руку, а потом торжественно увольняют.