6 мин.

5 историй, которые нужно знать о сборной Словакии

1. В сборной Словакии есть натурализованный тоголезец

Когда в пятницу в ваших экранах мелькнет чернокожий футболист, будьте уверены: это Карим Геде. Летом 2006 года он усердно готовился к дебюту в составе сборной Того на чемпионате мира, но за пару недель до турнира травмировал спину, уехал из команды и вскоре объявился в «Артмедии». С тех пор он влюблен в Словакию.

Проведя в Восточной Европе 5 лет, Геде обнаружил в себе серьезные изменения: «Я начал чувствовать себя настоящим словаком. А когда это подтвердили бумаги и я взял в руки паспорт, был просто счастлив. Словаки ничем не отличаются от западных европейцев. Мне здесь комфортно».

Но в Словакии к натурализации Геде относятся так же противоречиво и недоверчиво, как к возможной натурализации Веллитона в России. Когда в марте этого года газеты начали греметь рассказами о первом чернокожем игроке в истории сборной Словакии, фанаты сильно напряглись и поприветствовали Геде баннером «Ты не словак! Место в сборной не купишь!» Африканца не спасли даже отличное знание словацкого и защита Владимира Вайсса-старшего.

Но это далеко не все, чем отличается наш колоритный герой. Он знает пять иностранных языков (кроме словацкого, в его запасе еще немецкий, французский, английский и португальский), он мусульманин и молится в раздевалке перед каждой игрой, но при этом не соблюдает пост. А в 2006 году он занял второе место в танцевальном конкурсе «Newsyle» и, как сам признается, любит поплясать в раздевалке. Например, так.

Владимир Вайсс, главный тренер сборной Словакии: «Карим – умный игрок. И главное – он хочет играть именно за Словакию. Я говорил с ним перед приглашением в сборную и убедился в этом. Он лучший опорный полузащитник Словакии – почему кто-то может быть против его появления в нашей команде? Я не расист. В сборных Англии, Франции, Голландии, Германии, Польши и Хорватии играют легионеры. Почему бы им не играть и у нас? Острые формы национализма нам ни к чему».

2. В Словакии не понимают и ненавидят одно произвище сборной

У сборной Словакии есть два главных прозвища: Bojovni Jondovci (от английского The Fighting Jondas) и Repre (от Reprezentacia, в переводе означает «сборная»).

Но при этом в Словакии люто ненавидят все прозвища, связанные с любыми вариациями слова «Йонда». Так, например, отреагировали на наш вопрос о прозвищах в местной федерации футбола: «Вы уверены, что сейчас говорите не про Словению? Хорошо-хорошо, нас правда так называют. Но мы не любим, когда это происходит. И больше того – даже не понимаем, откуда появились такие прозвища».

Дело в том, что перед началом ЧМ-2010 американский канал ESPN запустил красочную кампанию, в которой представил всех участников турнира. Сборная Словакии в ней была названа «The Fighting Jondas», а с плаката на зрителей победоносно смотрел нападающий Станислав Шестак. Чтобы разобраться, почему американцы выбрали такое прозвище, мы обратились к лучшим специалистам по словацкому футболу.

Джеймс Бэкстер, автор Slavic Football Union: «История про The Fighting Jondas – это в большей степени коммерческий проект. Пока здесь нет особенной истории, для закрепления прозвища должно пройти очень много лет. Но в Словакии это все равно очень обсуждаемая тема. Наверное, в первую очередь потому, что слово «jonda» во многих языках означает «цыган». Людям неприятно».

Даниэл Ричардсон, автор известного блога про словацкий футбол Britski Belasi: «Jondas – действительно не самое популярное прозвище сборной Словакии. Как раз сейчас мы пытаемся с ним разобраться. Но говорят, что Jondas мелькали в отношении сборной Словакии еще в 2008 году, то есть до кампании ESPN».

3. Первый матч Словакия провела не в 1994, а в 1939 году

Сборная Словакии действительно старше нынешнего словацкого государства: первый матч в своей истории она провела не в 1994 году, а за несколько дней до начала Второй мировой войны. Тогда, временно обретя независимость, Словакия была в хороших отношениях с гитлеровской Германией, и потому 27 августа 1939 года в Братиславу приехали именно немцы. Хотя стоит уточнить, что тогдашняя сборная Германии была практически полностью слеплена из австрийцев.

На глазах у 17 тысяч болельщиков словаки выиграли со счетом 2:0. До конца войны они провели еще 15 матчей, в трех из которых снова играли с Германией.

Кстати, форма сборной Словакии с тех времен практически не менялась.

4. Через сборную Словакии прошли три поколения Вайссов

У Вайссов, видимо, принято называть сыновей Владимирами и отводить их в футбольную школу. Сложно объяснить чем-то другим то, что на сегодняшний день через сборную Словакии прошли уже три поколения этой семьи. В далеком 1964 году серебро Олимпиады завоевал старший Владимир Вайсс. Через 30 лет первый гол в новой истории словацкой сборной забил средний, а в пятницу добывать место на Евро-2012 будет уже младший.

***

Ни для кого не секрет, что Вайсс-тренер давно хочет вернуться в Россию. В прошлом году он даже в разгар чемпионата мира был согласен фотографироваться в валенках с российской символикой, чтобы лишний раз помахать рукой российским клубам и не выпадать из информационного пространства.

На прошлой неделе Sports.ru планировал порадовать читателей объемным интервью с Вайссом-тренером. Наконец добившись ответа из Словакии, мы немного опешили. Вот что доносилось из трубки: «Вы из российского издания? Тогда я не дам вам интервью. Наши журналисты звонят вашим игрокам, а они отвечают: «Кто вы такие? Мы не будем с вами говорить». Вот и я вам отвечаю: «Кто вы такой? Я не буду с вами говорить».

И кажется, что в этом ответе предматчевой нервозности было все-таки больше, чем настоящего переживания за журналистов.

5. Смерть Петера Дубовского

Петер Дубовский – один из самых талантливых игроков в новой истории словацкого футбола – погиб, когда ему было 28 лет. Отдыхая в Таиланде, он поднялся на высокую скалу, подошел к ее краю, чтобы сделать эффектную фотографию, но не удержался на ногах и рухнул на камни.

Когда Дубовскому было 20 лет, он был страшной угрозой для словацких вратарей – за два сезона забил 51 гол и вскоре перешел в «Реал» за рекордные для чемпионата страны 4 миллиона долларов. В Мадриде ему приходилось конкурировать с Раулем и, в итоге проиграв испанцу борьбу за место в основе, он отправился в «Овьедо».

Говорят, Петер совсем не любил откровенничать, но однажды все-таки признался: «Хочу, чтобы после завершения карьеры меня все равно помнили и говорили: «Да, отличный был футболист».

Его желание полностью сбылось: на каждом матче фанаты «Слована» вывешивают баннер с его портретом, а приз лучшему молодому игроку Словакии носит его имя.