6 мин.

Весенняя серость

Сергей Иванов лично решил подержать отечественное первенство и пополнить редкие ряды болельщиков, симпатизирующих российскому баскетболу. Тем более и повод был знаменательный – встречались не кто-нибудь, а полуфиналисты Единой лиги ВТБ. Хотя игра поддержала реноме ПБЛ как лиги, где практически все матчи проходят в упорной борьбе, президент конкурирующей организации наверняка мог бы выделить преимущество своего проекта: в очередной раз судейский вопрос вышел на первый план по итогам встречи. О судействе говорили в кулуарах или полунамеками на пресс-конференции: основные эмоции в адрес арбитров оба тренера и игроки излили во время встречи.

– Не хочу ничего говорить конкретно. Скажу лишь в общем. Судья не должен влиять на результат. Если свистки дают пользу одной из команд, то это неправильные свистки, – претензии оказались даже у Казлаускаса.

Никаких вопросов, правда, не было бы и вовсе, не доживи красно-синие до начала четвертой четверти. Все это время главным действующим лицом все же был литовский специалист, который использовал все подручные средства для того, чтобы выжать из своей команды максимум. Армейцы вновь исполняли роль догоняющей стороны и искали все новые доводы в пользу собственной конкурентоспособности по ходу матча:

– У большой команды не может быть таких провалов на 5-10 минут. А то уже начинаешь смотреть на скамейку, на помощников и думать – кого бы еще выпустить, – поделился сомнениями тренер.

С парой Лампе – Веремеенко армейцы в который раз поделать ничего не могли: 18:8 – казанцы показали, что стремятся превратить победы над хозяевами в приятную традицию.

Казлаускас поискал на скамейке нужные решения и нашел хорошие варианты: «периметр», составленный из Бечировича, Шведа и Гордона, начал терзать оборонительные порядки хозяев резкими проходами, после которых следовали скидки на дугу. Параллельно оказалось, что и против казанских «больших» играть можно – ЦСКА перешел на «зону» и неожиданно принял на себя роль первого номера.

На большой перерыв армейцы уходили уже в качестве лидера (40:38). Лампе настолько напугали в «краске», что он начал чаще выходить наверх, Веремеенко перестал досаждать красно-синим под щитом, а «малыши» казанцев также все чаще сбивались на дальние броски. В итоге ЦСКА даже оказался мощнее соперника на подборе (18-16). Евгений Пашутин, как показалось, даже не ожидал от своей бывшей команды такой прыти: тренер продолжал ободряюще хлопать после очередного промаха Лампе с дистанции, а в это время Гордон уже улетал в отрыв и вспоминал, как проиграл Конкурс по броскам сверху. Когда полетело у Шишкаускаса, Маккарти успевал только жмуриться – Келли все делал вроде правильно и даже по-американски отвечал в «обратку», но, когда мяч уходит по невероятной траектории и от щита все равно опускается в цель, нужно только терпеть.

Пашутин терпел и придерживался игрового плана. От минимизированной ротации (Самойленко и Лайдэй вышли совсем на чуть-чуть) казанский рулевой не стал отказываться, несмотря даже на продолжающиеся эксперименты Казлаускаса.

Тот, впрочем, запутался сам. Эмоциональный контраст выглядел впечатляюще. В одной из атак литовец, очень четко ведущий игру и не стесняющийся обращать внимание на детали, специально попросил тайм-аут и объяснил как отзащищаться – армейцы встретили Лампе дабл-тимом, а затем накрыли периметр и не позволили даже выбросить. Кулак Казлаускаса триумфально взмыл вверх. Но тут же при счете 40:32 он выпустил Никиту Курбанова, через которого Лампе забил с фолом. И россиянин уже увидел выбежавшего на поляну с криками «Никита!» тренера, поднимающего оба кулака:

– Да, я сам сделал ошибку, когда выпустил одного игрока при «+8», и мы потеряли инициативу, – в закамуфлированной форме высказал он свое недовольство.

Эта ошибка чуть ли не стоила Казлаускасу матча. В третьей четверти «зона» работать перестала, а от казанских пик-н-роллов голова пошла кругом – Маккарти и Захар Пашутин добавили в агрессии, вскрывая защиту проходами и освобождая «больших» от необходимости что-то выдумывать самим. Тут уже Казлаускасу пришлось крепко подумать: Шишкаускас присел на скамейку с тремя фолами, Лэнгдон оставался там с первой четверти, «большие» вновь перестали справляться. Апогеем безнадеги оказался эпизод с Виктором Хряпой – форвард сначала потерял мяч в проходе, где застрял между двоих соперников, а затем уже сам обокрал на ведении Поповича. Во втором случае судьи зафиксировали нарушение и присовокупили к нему технический за разговоры. В общем, ведущий продолжал подбадривать публику и говорить, что за последние 10 минут (56:66) все еще можно изменить, но надежды особенной в зале не было видно.

– Давайте, вместе мы можем! – как ни странно, призыв все же оказался услышан. Правда, не теми, к кому он был адресован.

Но до этого Казлаускас сделал еще один важный шаг. Из своего огромного сундука литовец вытащил запылившихся Соколова и Воронцевича и отрядил их на площадку:

– Не могу бросать монетку и определять, кто будет играть. Сужу по предыдущим играм и тренировкам.

В их лице красно-синие и нашли ту агрессию, в поисках которой Казлаускас прошагал много километров вдоль боковой. Соколов намертво встал под щитом и забрал несколько ключевых подборов. Воронцевич сразу же отметился попаданием да еще и заработал фол, Бечирович перехватил у Захара Пашутина (тот настаивал, что был фол) и убежал, Гордон положил «треху», затем еще и Швед агрессивно пошел на нескольких соперников и забросил с фолом. И счет сравнялся на 68. Все бы ничего, да только все же остался какой-то неприятный осадок. Штурм ЦСКА начался после того, когда в весьма спорных эпизодах два фола подряд (в нападении и тут же в защите) получил Владимир Веремеенко. Под Соколова Пашутину пришлось выпускать засидевшегося Враньеша.

– В концовке пять фолов у Веремеенко и Захара Пашутина выбили нас из колеи, мы потеряли мощь на подборе, нарушился ритм. Но ребята боролись до конца, – изящно намекнул Пашутин.

Так что коронный бросок полотенцем в группу поддержки от Валерия Колесникова зрители не увидели. Угрожающий танец был исполнен как раз во время тайм-аута при счете 68:68, но начальник команды в это время устроил громкие препирательства с болельщиками ЦСКА, а затем переключился и на арбитров. Но тоже поздно – УНИКСу дали второй тайм-аут за несвоевременный выход на площадку. Это в итоге и оказалось определяющим обстоятельством, но внимание на такие мелочи уже никто не обращал.

За 4 минуты соперники вошли в клинч, где ловчее и хладнокровнее всех оказался Алексей Швед. Молодой защитник не боялся идти в проход и придумывал неожиданные ходы при розыгрыше пик-н-роллов, обеспечив команде вроде бы комфортное преимущество в 5 очков (77:72).

– Слушайте, не надо хвалить Шведа. А то я потеряю игрока, – призвал всех Казлаускас.

Так что не надо преувеличивать заслуги Шведа. Несобранным исполнением штрафных армейцы еще успели разбазарить накопленный гандикап и даже дали возможность сравнять счет. Но при 76:79 Лампе то ли разозлился из-за судей, то ли перенервничал, познакомившись с коллекцией лучших приемов от Матьяжа Смодиша, и при розыгрыше (который начался с лицевой) отдал небрежную передачу Поповичу.

ЦСКА Москва – УНИКС – 81:76 (15:22, 25:16, 16:28, 25:10)

ЦСКА МОСКВА: Шишкаускас (18), Джей Ар Холден (6), Хряпа (2), Каун (1), Лэнгдон (0) – старт; Швед (14 + 6 передач), Смодиш (14 + 7 подборов), Гордон (10 + 9 подборов), Бечирович (6), Воронцевич (5), Соколов (5), Курбанов (0).

УНИКС: Лампе (21 + 12 подборов), Попович (17), Маккарти (15), Веремеенко (15), Пашутин (6) – старт; Самойленко (2), Минар (0), Лайдэй (0), Заманский (0), Славко Вранеш (0).