9 мин.

Казанская крепость

К февралю 2009 года казанский УНИКС похвастался перед вымотанными ЦСКА, «Динамо» и «Триумфом» сбалансированной игрой. В команде есть и крепкая линия «больших», и агрессивные защитники, и снайперы, и «столбы», и «персональщики»...

Глубокий состав и боевой настрой позволили казанцам выложить на стол козыри, загрести со стола фишки, подмигнуть соперникам и пожелать удачи в дальнейших встречах. Как говорят на уличных площадках: «спасибо, ребята, играть научитесь – приходите»… Поразительная наглость для клуба, который начинал сезон поражением от польского «Слупска», унылой чередой травм и недоверием болельщиков к игровому курсу Петровича. Впрочем, недолго музыка играла – во вторник УНИКС снова повернулся к болельщикам темной стороной луны, практически потеряв шансы на Еврокубок. Попробуем разобраться в причинах чудесных преображений, опираясь на основы построения баскетбольной команды.

Селекция

В Казань вернулись игроки с характером, которых так не хватало УНИКСу при Сирейке. Самойленко свою жесткость и неуступчивость доказал уже всем и уже давно. Заманский готов играть и при температуре в 39 градусов. Лайдею большой разницы атаковать кольцо латышских «Баронс» или ЦСКА, нет. А Веремеенко готов затолкать любого соперника, лишь бы не свистели мелких фолов. Игроки с характером держат команду в тонусе, не позволяют расслабиться отдельным личностям, и вот уже низенький, короткорукий Попович очень прилично упирается против Холдена, а не особо подвижный Лончар раздает блок-шоты динамовцам.

Почти вся собранная команда, кроме трех афроамериканцев, разговаривает по-русски, включая тренерский штаб. Установки в команде даются на русском языке, остальным переводит ассистент Гаврилович. Это важно для общего взаимопонимания, важно и для Евгения Борисовича Богачева, известного своей антипатией к не говорящим по-русски иностранцам. Президент может подозвать, к примеру, Марко Поповича, окатить того грозным взором, и рассказать, что там думает глава Нацбанка о продуктивности действий хорвата. И Марко придется выслушать и даже как-то отшучиваться. А Жуканенко например, когда ему что-то высказывает Лончар, может подойти спросить «Че?», получить успокаивающий ответ, и назревающий микроконфликт будет исчерпан.

Ротация

Путем проб и ошибок, Ацо Петрович, похоже, нашел ключи к нынешнему составу. Если обычно в стартовой пятерке выходят сильнейшие баскетболисты клуба, то Ацо для начала выпускает… скажем так, защитно-ориентированную пятерку. Самойленко-Лайдей-Заманский (Кирксэ)-Веремеенко-Соколов – кто из них стабильно обыгрывает всеми возможными способами и представляет угрозу с любой дистанции? Пожалуй, только Лайдей. Зато Петр клещами вцепляется в разыгрывающего соперника, Соколов и Веремеенко устраивают рубку под щитом. Мяч в эти моменты с помощью одной и той же комбинации доставляется под щит, где его всеми способами пытаются запихнуть в кольцо те же Вова и Сокол. Если что-то не проходит: мяч переправляют Лайдею, и решает он.

Затем Ацо выпускает Поповича, чуть позже расправившего в Казани крылья Лончара. Их снайперские способности позволяют отодвинуть акцент атак от щита, сопернику приходится перестраиваться. А Джексон, даже будучи не в форме, позволяет сохранить давление на щит. Таким образом, игра команды при заменах меняется, но не ослабляется. Наоборот, сопернику приходится решать новые проблемы.

Кроме того, Петрович после половины сезона выбрал тех, кому доверяет из россиян: стабильно подпускаются к составу Жуканенко и Воронов. В итоге, если до января Кирксей, Лайдей, Веремеенко и Попович могли играть по 35 минут в каждом матче, что сказывалось и на их кондициях, и на кондициях запасных, то сейчас ротация проходит гораздо приличней. Кроме того, УНИКС позволяет себе жестко защищаться, выбирая в каждой четверти лимит командных замечаний – заменить есть кем.

Защита, защита, оле-оле-оле

«The best offence is a good defence», без устали твердят в каждом удобном случае комментаторы за океаном, и в случае УНИКСа это верно… на 110 процентов! Казанцы невероятно упорны в защите: «малыши» стараются вылезать из-под всех заслонов, «большие» всегда готовы защищаться на ногах на дуге, а под щитом обороняются как триста спартанцев. Практически каждый мяч в свое кольцо казанцы воспринимают как личное оскорбление, невероятно расстраиваются, машут руками и спорят с судьями. Зато когда удается припереть соперника – дело в шляпе, баскетболисты с радостью бегут в атаку забивать. В 11 матчах сезона УНИКС не дал сопернику набрать и 65 очков, из них победил в 10, проиграв только ЦСКА. Защита – стержень сегодняшнего УНИКСа, его концепция и визитная карточка. Посмотрим, удастся ли Петровичу подтвердить расхожее суждение о том, что «защита выигрывает титулы».

Кубок вовремя

УНИКСу повезло – после изнуряющего январского графика, команда смогла спокойно отдохнуть и восстановиться, проведя всего три игры за три с лишним недели. А во время последнего выезда те же хорватские легионеры больше воодушевились, чем устали: в родном Задаре Марко Попович культовая личность, целая династией Поповичей выступала за этот хорватский клуб. Не в этом ли причина успешной игры хорватов на Кубке? Команда залечила травмы, восстановилась и потренировалась на УНИКСе-2. Тот же ЦСКА в это время терял уверенность в Сиене, проводил два официальных матча в Москве, пусть и не против сильнейших противников, а потом ключевой игрок Смодиш усугубил травму. В «Динамо» расставались с плеймейкерами, строили игру через Хансена, а затем теряли и его…

Помогли и «домашние» стены. Каким образом получилось, что от Казани, которая дальше от Люберец из участников, участвовало больше всего фанатов? Пожалуй, этот вопрос должны задать себе прежде всего фан-клубы соперников. УНИКС, слабо играющий в гостях, в Люберцах чувствовал себя как дома. Каждый из счастливых баскетболистов УНИКСа отметил горячую поддержку «своих» в гостевом зале.

Стабильность

Самое интересное – и у ЦСКА, и «Динамо», и УНИКСа, на Кубке недоставало ровно по одному игроку – соответственно Смодиша, Хансена и Кирксэ. Пожалуй, УНИКС мог сыграть еще сильней, если бы вместо Заманского в стартовой пятерке выходил Кирксэ, благо лимит позволял. Тарик хитрее, лучше пасует, гораздо уверенней чувствует себя под щитом. Но общий настрой команды, физическая готовность и глубина состава позволили возместить эту потерю, в отличие от упомянутых соперников.

Похоже, банкир Евгений Богачев оказался лучше готов к финансовому кризису, чем конкуренты. Пока остальные теряют дорогих игроков и судорожно пытаются заткнуть пробоины, УНИКС дотерпел до выздоровления Джексона. «Кризис скажется на игроках, только если они будут плохо играть» – эта позиция президента клуба пока приносит свои плоды.

А теперь о грустном

Но на всех вышеописанных достоинствах можно смело ставить крест, когда команда играет в неполном составе. Выбыл высокий игрок: ранние фолы Соколова становятся тяжкой проблемой. Нет Лайдея – нет стабильной атаки с позиции свингмена. Не дай бог травмироваться кому-то из разыгрывающих: у Петровича остается один одноплановый плеймейкер.

В ростере команды мало по-настоящему разноплановых атакующих игроков. Потеряв любого из них, УНИКС теряет стройность и баланс, игра кособочится и теряет фундамент, как дачный домик во время половодья. Более того, УНИКС может зависеть даже от Игоря Заманского: когда тот добавляет свои редкие проходы и трехочковые, игра в атаке клеится. Если что-то с Игорем не так, УНИКСу приходится играть фактически вчетвером – лимит легионеров...

Будь в тонусе

УНИКС сильно зависит от настроя и кондиций. Агрессивная защита, на которой казанская команда и выстроена, требует огромного количества сил. Нет тонуса – можно просто-напросто безобразно провалиться, как с тем же «Триумфом» или «Задаром». Суматошное европейское расписание в стиле Казань-Иерусалим-Пермь-снова Пермь-София-Казань не позволяет постоянно сохранять свежесть. Есть состав, есть силы – УНИКС играет мощно. Но стабильно переживать спады, выигрывать при плохой игре, как это позволяют себе отдельные суперклубы, УНИКС пока не может.

Злые гении

УНИКС неизменно в затруднении, когда соперник имеет в составе креативного высокого игрока. Такого, кто может забросать с дистанции, оказать давление под щит, «нафолить» центровых соперника, скидывать мяч при дабл-тиме. В строю Смодиш и Лампе – УНИКС проигрывает, как только травмированы – победы у бело-зеленых. У того же «Динамо» из троих высоких игроков двое, Нахбар и Лавринович, боятся жестокого контакта, поэтому и были обыграны 4 раза. А вот «Задар» дважды победил УНИКС, имея Гечевски, который в первой игре атаковал с дуги, а во второй регулярно обыгрывал оппонентов под щитом. Пришлось подстраховывать, перестраиваться, появились дыры на дуге: в итоге полетели трехочковые. Так что УНИКС будет сильно зависеть от состояния конкретных игроков соперника.

Концовки

К сожалению для болельщиков, проведение напряженных концовок не является козырем Петровича. Ацо похож на зажиточного хозяйственника, он основателен, фундаментален, но медлителен. Наиболее ярко это проявилось в розыгрыше прошлого Кубка, когда после успешного броска Холдена Маккалоу потерял голову и учесал в отрыв, чтобы там завязнуть в трех игроках, а Петрович попросту не успел взять тайм-аут. В этом сезоне УНИКС проиграл четыре концовки из пяти, а победы в основном добывались задолго до «клатч тайм».

Что дальше?

УНИКС не может стабильно сражаться на нескольких фронтах. Для этого ему не хватает ни концентрации, ни нескольких по-настоящему универсальных звезд. Выиграв отдельные сражения, УНИКС может проиграть войну. Но если казанцы подойдут в оптимальном составе и кондициях к решающим играм – не поздоровится никому. Тренерский штаб смог выстроить действительно крепкий коллектив, это стоит признать.

При выгодных для УНИКСа условиях – как раз в таких и проходил Кубок России, бело-зеленым бояться некого. В такой ситуации, вылет из еврокубков может даже пойти на пользу. Команда вполне может выйти в плей-офф с приличного третьего места, и планомерно подготовившись, иметь преимущество перед усталыми соперниками, потрепанными потерями и травмами. Весна покажет.