Боб Ротелла «Гольф – не идеальная игра» 10. Чему я научился у Бобби Лока
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
- О моем толковании снов/мечт
- Чему Ник Прайс научился у Уильяма Джеймса
- Обучитесь и доверьтесь
- Как Стюарт Андерсон создал свою собственную реальность
- Полоса везения: Не мешай себе
- Открывая заново старую шотландскую мудрость
- Что видит третий глаз
- Ваша «палочка» и персонал
- Пусть короткая игра идет своим чередом
- Чему я научился у Бобби Лока
- Гольф — не идеальная игра
- …
10. Чему я научился у Бобби Лока
Когда я был мальчиком в Ратленде, штат Вермонт, я совершенно случайно познакомился с Бобби Локком, человеком, которого многие считают величайшим паттером, из когда-либо живущих. У меня была летняя работа по переноске клюшек в загородном клубе Ратленда. По стечению обстоятельств Локк женился на женщине из Вермонта и каждое лето проводил несколько недель с ее семьей. Загородный клуб Ратленда был лучшим полем в округе, и он приезжал сюда, чтобы сыграть несколько раундов или устроить показательные выступления. Я носил его сумку.
Совершенно неосознанно, как с его точки зрения, так и с моей, он начал мое обучение той части гольфа, в которую играют головой.
Бобби Лок, по крайней мере, на мой взгляд, не был похож на атлета. Он был грушевидным, с тонкими усиками, и все еще носил брюки-гольф и рубашку с длинными рукавами и галстуком, хотя это было примерно в 1960 году.
Он также не демонстрировал свирепого поведения, которое, как меня убеждали, присуще всем успешным спортсменам. Он был не из тех, кто встает на рассвете. В большинстве случаев он появлялся на поле около десяти утра. Он пробивал пятнадцать или двадцать веджей, бил чипы и патты в течение нескольких минут, а потом шел играть. Он ходил очень медленно, настолько, что некоторые члены клуба ворчали, когда он появлялся на поле. Но я заметил, что он никогда не проводил много времени за мячом.
После раунда он проводил несколько часов в баре, пил что-то вроде Pabst Blue Ribbon и рассказывал истории.
Спустя годы, читая его автобиографию, я узнал, что в самом начале его карьеры кто-то сказал ему, что хороший игрок должен быть расслабленным. По словам Локка, он стремился культивировать расслабление во всем, что делал. Это точно описывает человека, которого я знал в Вермонте.
Дело не в том, что ему было все равно, как он играет, — ему не было все равно. Когда он играл выставочный матч, то разогревался более основательно. В клубе не было тренировочного поля, поэтому он брал несколько мячей на первую ти. Я ловил за него мячи и брал с собой бейсбольную перчатку. Он начал с того, что стал бить высоко 7-айроном с ярко выраженным дро. Я ждал до последнего момента, отрывался вправо и ловил мяч с первого или второго отскока — и выглядел, без сомнения, как будущий центрфилдер «Ред Сокс».
— Мастер Боб! — кричал он, когда я поймал парочку. Никто и никогда не называл меня «Мастером», но, похоже, это подходило к его одежде, и я подбегал.
— Мастер Боб, — говорил он, когда я подошел. — Мой мяч всегда будет отклоняться вправо. И я хочу, чтобы вы шли туда, выходя пораньше, чтобы успеть на него. Так я буду выглядеть хорошо, а это мое шоу, Мастер Боб, а не ваше.
Я возвращался и стал подбирать мячи с той стороны.
По окончании каждого матча Локк отвечал на вопросы. Когда кто-нибудь спрашивал его о секрете игры, он отвечал:
— Что ж, просто бейте и слушайте.
И кто-то неизбежно скажет: «Что это значит, бейте и слушайте?»
А Локк отвечал: «Просто бейте и слушайте».
Потом какой-нибудь гений спросит: «Да, но разве вы не хотите посмотреть, получится ли у вас?»
И Лок отвечал: «Мне не нужно смотреть, получится ли у меня. Я это слышу».
А потом какой-нибудь настоящий гений скажет: «Что ж, если вы промазали, разве вы не хотите посмотреть, как он будет отклоняться, когда вернется?»
А Лок отвечал: «Зачем мне это видеть, если я это промажу?»
Теперь я понимаю, что дело было в том, что он хотел, чтобы ничто не подрывало его уверенности.
Он не хотел зацикливаться на промахах, потому что это только усугубило бы уверенность в том, что следующий патт попадет в цель. Локк на этом настаивал. При паттинге главное — уверенность. «Сомнительный патт в большинстве случаев оказывается фатальным», — написал он в своей автобиографии. Лок должен был быть уверен в том, что патт попадет в цель. Оглядываясь назад, я могу поверить, что так оно и было.
С физической точки зрения, патт — самый простой из всех ударов в гольфе. Любой, кто может незаметно выбросить погремушку в мусорную корзину, обладает необходимой координацией действий.
Стиль удара не имеет значения. Были отличные запястные и отличные плечевые паттеры. Есть хорошие паттеры, которые выполняют удар со скрещенными руками. Джонни Миллер выиграл турнир AT&T Pro-Am, в Пеббл-Бич в 1994 году, используя то, что он называл «когтистой хваткой». Бернхард Лангер выиграл Masters в 1993 году, делая патты одной рукой, прижатой к предплечью.
Тем не менее, до сих пор можно найти преподавателей, которые будут долго объяснять «правильный» удар и хват и настаивать на том, чтобы их ученики овладели этой механикой.
Я не думаю, что существует классический паттовый удар. Лок отводил клюшку немного назад, внутрь от линии цели, с закрытой стойкой и слегка наклоненной поверхностью клюшки, чтобы придать мячу вращение. Все это было неправильно, если следовать общепринятым представлениям о механике игры.
Брэд Факсон рассказал мне историю о своем друге, профессиональном преподавателе, и Бене Креншоу. Учитель позвонил Факсону и попросил помочь пробраться к канатам на тренировочном грине турнира, чтобы он мог снять на видео удар Креншоу по мячу. Факсон согласился.
Креншоу, как обычно, был дружелюбен и любезен, пока учитель записывал его тренировочные удары. Учитель устроился поудобнее.
— Бен, вы не расскажете мне, над чем работаете, пока идет запись? — спросил он.
Креншоу согласился.
— Я стараюсь, чтобы моя голова и колени немного двигались, а удар казался длиннее, — сказал он. — Потому что, когда я так делаю, то всегда очень хорошо бью. Но время от времени я начинаю осторожничать и стараюсь, чтобы моя голова оставалась неподвижной. А если твоя голова остается слишком неподвижной, ты теряешь ощущение и начинаешь плохо играть. Ты никогда не сможешь хорошо играть без ощущения.
Учитель был ошеломлен. Лучший игрок в мире только что опроверг один из свято соблюдаемых им принципов механики удара — неподвижную голову.
Дело не в том, что голова должна двигаться, а удар должен быть длинным. Или что голова должна быть неподвижной, а удар коротким. Дело в том, что важна не механика удара Креншоу, а его ощущение, его вера в себя, его уверенность в том, что мяч попадет в лунку. Когда сомнения начинали подтачивать эту уверенность, он должен был поймать себя и вернуть чувство доверия.
Отношение — вот то, что делает игрока великим.
В значительной степени паттинг является игрой психологии, и вы можете контролировать свои мысли и настрой. Чтобы стать хорошим паттером, вы должны взять на себя обязательство хорошо думать. Вы должны наполнить свой разум мыслями, которые вам помогут, а не оправданиями плохой игры. Вы должны решить, что, несмотря ни на что, вы любите бить патты и рады, что на каждой лунке у вас есть возможность использовать патт, потому что именно здесь у вас есть большое преимущество перед всеми игроками, которые боятся бить патты.
Ник Прайс, когда он доминировал в туре летом 1994 года, рассказывал мне, что был настолько уверен в себе, когда подходил к прямому патту, что ему казалось, будто он жульничает. Такая уверенность гарантировала, что он забьет много паттов.
Покойный Дэвис Лав-младший однажды рассказал мне показательную историю об отношении к делу. Лав сам был профессионалом, игравшим на турнирах и некоторое время в 1950-х годах он сокращал расходы, живя в одном номере мотеля с другим молодым профессионалом, Гэри Плейером.
Их первый совместный турнир проходил на поле на юге страны с очень медленными бермудскими гринами. Это произошло еще до появления современных гибридных бермудов, и грины на этом поле были похожи на мохнатые ковры. Лав считал их худшими из всех, на которых ему доводилось играть. Но каждый вечер Плейер возвращался в комнату и рассказывал о том, как он любит медленные, лохматые бермудские грины.
На следующей неделе они поехали на север, на поле с травяными газонами, которые суперинтендант побрил до состояния линолеума. Игрок, конечно же, вернулся в комнату, рассказывая о том, как ему нравится играть на быстрых травяных гринах, чем быстрее, тем лучше. Лав не мог смириться с этим противоречием.
— Что именно, Гэри? Ты любишь медленные бермудские грины, — спросил он, — или быстрые травянистые?
— Нужно просто любить грин, на которой играешь, — ответил Плейер.
Человеку, не знакомому с мышлением великих спортсменов, такое отношение Плейера может показаться граничащим с глупостью. Гольфисту может нравиться быстрый грин, медленный грин или средний грин, но он не может рационально любить быстрый грин в одну неделю и медленный — в другую. И только дурак может стоять над шестиметровым паттом и быть абсолютно уверенным в том, что он его забьет, хотя опыт всей его жизни доказывает, что шансы на это на самом деле равны одному к десяти.
Но подобная глупость — это как раз то, что объединяет всех великих игроков.
Проигрыш — это то, что происходит с игроками, когда у них наступает то, что принято называть мандражом.
Неврологических оснований для возникновения мандража не существует. Ничто в процессе физического старения не говорит о том, что в шестьдесят лет гольфист не сможет пробивать патт так же хорошо, как в двадцать.
Великие игроки обычно начинают как уверенные, даже смелые игроки. Но с годами даже великие люди с трудом сохраняют такое отношение. Может быть, многолетняя игра с мэйджорами на кону неизбежно порождает воспоминания о смазанных паттах в критических ситуациях. Через некоторое время эти воспоминания становятся настолько тягостными, что стоя на грине гольфист не может выбросить их из головы. Тогда он теряет инстинкт смотреть на лунку, смотреть на мяч, делать патт и знать, что он попадет в цель.
В других случаях с возрастом удар по мячу игрока на самом деле улучшается. Затем становится мучительно ясно, что единственное, что мешает ему победно забивать патты, — это его удары, особенно короткие. Это оказывает огромное давление на его удар, которого не было, когда он был моложе и мог винить в своих неудачных раундах другие недостатки своей игры. Небольшие сомнения и нерешительность закрадываются в его сознание, пока он пробивает патт.
Тогда, возможно, проблема станет достоянием общественности. Люди слышат, что Хоган больше не может бить патты, или Снейд больше не может бить патты, или Уотсон больше не может бить патты. Об этом пишут журналы о гольфе. Об этом рассказывает Джонни Миллер. Это многократно усиливает давление. Очень скоро единственное, о чем может думать гольфист, стоя над важным мячом, который находится чуть дальше метра от лунки, будет: «Весь мир знает, что я больше не могу бить такие патты».
В этот момент страх заражает разум игрока, а страх разрушает патты. Хорошее отношение к игре избавляет от страха. Хорошее отношение к делу позволяет сочетать идеи, которые кажутся противоречивыми. Гольфист должен верить, что патт попадет в лунку, но при этом ему должно быть все равно, если он промахнется. Он должен достаточно стараться, чтобы поддерживать дисциплинированный режим, сосредоточенный на выполнении патта, но не стараться настолько сильно, чтобы напрягаться. Он должен найти баланс между решительностью и беззаботностью.
Арнольд Палмер в свои лучшие годы инстинктивно придерживался сбалансированного отношения к паттам. Несколько лет назад мы с ним выступали на корпоративном мероприятии по гольфу в Нью-Йорке. Я разговаривал с неумехами в зале, или мне так показалось, когда я сделал несколько замечаний о нервах и паттах. Я сказал им, что гольфисты физически не теряют нервы на гринах. Они просто начинают верить в миф о том, что с возрастом появляется мандраж. Тогда они теряют привычку смотреть на лунку и уверенно реагировать на нее.
— Это как раз моя проблема!
Это был Палмер, который ворвался в разговор, не в силах сдержать себя.
— Именно так я и делаю!
Палмер говорил в течение десяти минут. В молодости, по его словам, он был решительным, даже смелым на грине. Но он больше не был таким. Он стал осторожным и нерешительным. Он должен был вернуться к решительным действиям.
Я очень уважал его за то, что он публично рассказал об этом. Поразмыслив, я не удивился, что он так поступил. Хорошая игра в гольф требует честности. Палмер не стал бы великим, если бы имел привычку обманывать себя. Я думаю, что эта готовность противостоять проблемам в своей психологической игре и не сваливать их на неизбежный приступ мандража — одна из причин, по которой он будет продолжать время от времени побеждать в Skins Game, чтобы пополнить свои чеки социального обеспечения.
В отличие от Палмера, у большинства игроков уверенность в себе испортилась задолго до того, как они стали чемпионами. Происходит процесс социализации. В возрасте двенадцати-тринадцати лет большинство игроков в гольф, если у них есть хоть какой-то спортивный талант, инстинктивно хорошие паттеры. Как и молодой Бобби Джонс, хороший природный паттер начинает с того, что просто подходит к мячу и заносит его в лунку.
Но в конце концов хороший молодой игрок промахнется с полутора метров. А когда он это сделает, какой-нибудь благонамеренный взрослый скажет ему, что он промазал, потому что был слишком небрежен. Он скажет ему, что патт — это сложно. Он скажет ему оценивать каждый полутораметровый патт так, как будто он покупает поверхность для паттинга, а не играет на ней. И юноша начнет зажиматься и осторожнее пробивать патты, как это делают 20-гандигаперы в клубе. Чаще всего он будет на пути к тому, чтобы самому иметь гандикап 20.
Но дети, пока их отношение к игре не испорчено, должны уверенно подходить к паттам. Несколько лет назад я смотрел турнир Buick Open. Брэд Факсон дрожен был нанести удар с полутора метров, чтобы выиграть турнир. Моя дочь Кейси, которой было около девяти лет, вошла в комнату и заметила, что все взрослые нервничают. Она спросила, почему, и я объяснил ситуацию.
— О, это пустяки, — сказала она, озадаченная нашим отношением. — Брэд всегда их забивает. — Она вышла из комнаты, абсолютно уверенная в Брэде. И Брэд справился.
Брэд не всегда их забивает, но любой гольфист будет забивать больше паттов, если сможет приблизиться к отношению Кейси.
Помню, как однажды вместе с матерью Тома Кайта я наблюдал за тем, как Бен Креншоу сделал несколько дальних паттов, чтобы выиграть турнир.
— Это ничто по сравнению с тем, как он раньше бил патты, — говорит миссис Кайт. — Когда Бен был мальчиком, он просто подходил к мячу и бил по нему. Как правило, он даже не удосуживался присесть за ним на корточки и прочитать грин. И он запускал мячи в лунки со всех сторон.
С годами Бен стал более взвешенным и осторожным. И хотя он все еще очень расслаблен на грине по сравнению с большинством гольфистов, и он по-прежнему прекрасно бьет патты, мне бы хотелось знать, стал ли он сейчас лучше, чем в подростковом возрасте.
Когда ко мне обращаются профессионалы, выступающие в туре, с просьбой помочь им с паттами, мы начинаем, как и в случае со всеми другими ударами, с установления правильной рутины. Разумеется, все программы имеют индивидуальные вариации, и программа для патта несколько отличается от программ для полноценного свинга и короткой игры, поскольку она должна позволять читать грин.
Вы можете, читая патт, обойти вокруг лунки, если это поможет вам увидеть весь патт. Но мне не нравится, когда гольфисты отталкиваются от расстояния между мячом и лункой. Это способствует аналитическому, механическому подходу к тому, что должно основываться на ощущениях. Если вы используете грузик-отвес, как это делают некоторые профессионалы, включите его в свою рутину на этом этапе.
Главное, чтобы вы полностью посвятили себя данному чтению. Решительный настрой гораздо важнее для патта, чем чтение минутных пауз и поверхности грина.
Легко попасть в ловушку чрезмерного прочтения патта. Часто я убеждаюсь, что игроки добились бы большего, если бы вообще не пытались читать патты, а просто выходили на грин, быстро смотрели на линию и били по мячу.
Блейн МакАлистер сделал это совсем недавно на B.C. Open. Он вышел на последний грин, преисполненный уверенности в себе и лидируя в турнире. У него оставался удар с двух с половиной метров. Он был настолько уверен в себе, что не потрудился выстроить его в линию. Он просто подошел к нему и ударил в лунку, добившись победы.
Когда мы потом разговаривали по телефону, Блейн все еще был вне себя от радости, что проявил уверенность. Я сказал ему, что это хорошо, что он позволил этой уверенности диктовать ему правила игры. Многие игроки анализировали бы этот 2,5-метровый удар до тех пор, пока он не стал бы похож на развязку шоссе. Они бы не поверили, что такой важный патт может быть прямым; они бы читали грин, пока не нашли бы брейк. Затем они стали бы осторожничать и захотели бы бить по мячу то коротко, то длинно. Они бы приблизили бы мяч на метр к лунке и еще больше занервничали. Такое постоянно происходит. Как однажды сказал Билли Каспер, люди, которые перечитывают, часто ищут способ промахнуться, а не способ пробить патт. При этом они забывают о самом важном принципе:
В чтении важнее быть решительным, чем правильным.
После того как вы сделали решающий выбор, вам нужно подумать или представить себе линию патта. Как и в случае с полноценными ударами, этот шаг зависит от индивидуальных особенностей. Некоторые гольфисты могут представить себе линию патта так же четко, как они видят желтую линию, нарисованную посередине шоссе. Другие не видят ничего в своем сознании. Но тем не менее они убеждают себя в том, что линия правильная и патт зайдет. Это все, что важно.
Далее для большинства игроков наступает время выбора цели. Промежуточных мишеней в паттинге нет, потому что промежуточная мишень может сбить вас с толку, если вы будете стараться по ней попасть. При выполнении прямого удара, очевидно, вы используете чашу лунки в качестве мишени, но не всю. Выберите определенное место на чаше лунки.
Для паттов с брейком вам придется импровизировать с мишенью. Идея состоит в том, чтобы постараться сделать так, чтобы все патты казались прямыми. Если вы думаете, что патт отклонится на полуметра направо, выберите что-нибудь в полуметра слева от лунки — след от флажка, обесцвеченную травинку или песчинку. Это может быть сложно на полях с отличным равномерным грином, и вам придется довольствоваться местом в траве. Или вы можете просто представить себе лунку в конце линии, с которой начнется ваш патт.
При выполнении паттов на подъемах и спусках ваша воображаемая цель может находиться на 30-50 сантиметров впереди или позади лунки. Иногда может быть даже дальше. Есть грины с горбами и хребтами, и правильной целью может стать место на гребне хребта, откуда гравитация потянет мяч вниз к лунке.
Выбрав цель, сосредоточьтесь исключительно на ней. Не позволяйте своим глазам блуждать по чаше лунки.
Возможны индивидуальные вариации. Брэд Факсон концентрируется на всей траектории патта, а не на воображаемой цели на высоте лунки, с момента, когда он читает патт, до момента удара по мячу.
Скорость — важнейший фактор, особенно на скользких гринах, но я не советую игрокам слишком много думать об этом. Лучшие паттеры этого не делают. Факсон, который постоянно занимает верхние строчки в статистике PGA, говорит мне, что никогда не думает о скорости. Он руководствуется исключительно инстинктом, который, конечно, отточен большой практикой и опытом игры.
Существует способ мышления, который поможет вам правильно подобрать скорость. При выполнении патта на спуске скажите себе, что вы хотите, чтобы при последнем обороте мяч едва перевалил через переднюю кромку чаши. При выполнении патта на подъеме вы можете подумать о том, чтобы ударить по мячу так, чтобы он ударился о заднюю стенку чаши, когда будет опускаться вниз.
Что касается скорости, то я не возражаю против игроков, которые пытаются сделать так, чтобы их патты едва перевалились в лунку. Так поступали многие величайшие игроки. Другие игроки считают, что нужно бить сильно, чтобы мяч отскакивал от задней стенки чаши, особенно при коротких паттах. Мне все равно, какой метод выберет игрок, лишь бы он был сосредоточен на том, чтобы загнать мяч в лунку.
Если вы очень часто промахиваетесь короткие, это может быть признаком неуверенности и нерешительности. Люди, которые делают короткие удары из-за страха, боятся, что пробьют слишком далеко от лунки и смажут ответный патт. Если именно по этой причине кто-то делает короткие патты, это проблема, которую нужно исправить.
Но помните, что цель состоит не в том, чтобы нанести сильный удар и не в том, чтобы они едва добрались до лунки, а в том, чтобы загнать мяч туда. Не отвлекайтесь от этой цели, беспокоясь о том, как бы не попасть с короткого удара или чуть промахнуться.
Несколько лет назад мне позвонил тренер по баскетболу из Университета Джеймса Мэдисона Лу Кампанелли. Он спросил, не могу ли я помочь одному из его игроков, старшекурснику, который раньше хорошо бросал штрафные броски. В его последнем сезоне, сказал Лу, этот парень бросал аккурат в щит при каждой попытке штрафного броска. Он по-прежнему хорошо бросал с игры, но его процент штрафных бросков значительно снизился. Каждый его штрафной был долгим.
Я подошел поговорить с молодым человеком и спросил его, когда у него начались проблемы со штрафными бросками.
— Я не знаю, — сказал он. — В первой же игре в году, я думаю.
— А все, что было до этого?, — поинтересовался я.
— В прошлом году в турнире NCAA, — сказал он, — мы играли с Северной Каролиной, и у нас был шанс их огорчить. На последней минуте разница в счете была в одно очко. Я вышел на линию штрафных бросков и мне надо было попасть. И я не попал даже в щит. Они ввели мяч в игру, но примерно через десять секунд мы его заполучили обратно. У меня был мяч, и вся команда Северной Каролины атаковала меня. Я подумал: боже мой, они хотят, чтобы я бросал штрафные.
— Я думал, что все в порядке, но как только я собрался бросать, болельщики из Северной Каролины начали скандировать: «Даже в щит». Это меня очень задело, и я едва задел обод своим броском. Северная Каролина одержала победу.
— Я подвел себя и своих товарищей по команде. Перед тем как покинуть раздевалку, я дал себе слово, что больше никогда не буду так сильно мазать.
— Поздравляю, — сказал я. — Продолжай делать то, что делаешь, и ты никогда больше не будешь так сильно промахиваться. Но если ты хочешь исполнять штрафные броски, тебе нужно изменить свое мышление. У тебя идеальный настрой для того, чтобы избегать промахов, но паршивый настрой для выполнения штрафных бросков. Если ты хочешь стать великим исполнителем штрафных, тебе придется время от времени соглашаться с такими вот промахами.
Аналогичным образом могут поступать и игроки в гольф. В своем стремлении перестать недобивать патты (и получать за это прозвище «Элис» [Фраза «Элис» в гольфе, используемая в насмешках типа «отличный удар, Элис», отсылает к легендарному английскому телеведущему Питеру Эллиссу. Это выражение возникло из-за инцидента во время Кубка Райдера 1963 года, когда кто-то крикнул: «Отличный патт, Эллисс!» после того, как он смазал короткий удар, и его фамилия была остроумно ассоциирована Би-би-си с «Элис». Это оскорбление стало популярным как саркастический способ намекнуть, что игрок в гольф слишком слабо бьет свой удар, прим.пер.]) или перестать перебивать их слишком далеко, они могут потерять фокус на настоящей цели — загнать мяч в чашу. Тот, кого на первом грине называют Элис, на следующих семнадцати лунках делает патт на полтора или на три метра дальше. Или тот, кто на первом грине пробивает в одну сторону, становится неуверенным. Чего они не делают, так это не загоняют легкие удары в лунку.
Итак, вы решительно прочитали грин и выбрали линию или цель. Возможно, на этом этапе вам захочется сделать пару тренировочных замахов. Смотрите на цель, а не на мяч и уж тем более не на головку паттера. Используйте их, чтобы убедиться, что вы чувствуете правильный удар для расстояния, которое должен пройти мяч. Если вы будете смотреть на мяч или на головку, это лишь вызовет в вашем сознании вопросы о том, по какой траектории движется головка, механические вопросы, которые отвлекут вас от сосредоточения на цели.
Следующий шаг — выравнивание и правильное прицеливание. Многие игроки, с которыми я работаю, используют надписи на своих мячах для гольфа, которые им в этом помогают. Они маркируют свои мячи, чистят их, а затем заменяют так, чтобы надпись точно совпадала с намеченной линией патта. Затем они принимают исходное положение и с помощью надписей выравнивают головку клюшки.
Хотя не существует определенной стойки или хвата, которые способствуют хорошему патту, есть один механический момент, который стоит упомянуть в процессе выравнивания. Глаза лучше видят патт, когда они находятся точно над мячом. По мере того как гольфист вырабатывает навык патта, стоит практиковать его в помещении. Поставьте на пол зеркало и положите на него мяч. Настройте свою стойку так, чтобы ваши глаза находились прямо над мячом или едва за ним, в зависимости от того, что вам больше подходит.
Как только вы нацелились, вы должны верить, что ваша программа работает и вы нацелены правильно. Иногда грин имеет волнистые участки, специально созданные архитектором, чтобы создать оптические иллюзии и запутать игроков. Не позволяйте им отвлекать вас. Будьте решительны. Если вы заняли позицию, посмотрели на цель и начали сомневаться, правильно ли вы прицелились, вам нужно отойти и начать процесс заново, потому что вы не сможете сделать решающий удар, если сомневаетесь в своей цели. Не беспокойтесь о замедлении игры. Если вы будете так тщательно следить за своей рутиной, то в долгосрочной перспективе наверстаете упущенное время за счет меньшего количества паттов.
Сердцевину паттовой рутины можно сравнить с сердцевиной образцовой рутины для полноценных ударов и короткой игры:
Посмотрите на цель. Посмотрите на мяч. Исполните патт.
В основе этого постулата лежат два уже знакомые вам принципа. Один из них заключается в том, что ваш мозг и нервная система работают лучше всего, когда мозг просто реагирует на цель. Другое дело, что чем дольше игрок стоит над мячом перед ударом, тем больше вероятность того, что он допустит вторжение механических мыслей или сомнений, которые испортят чистое, простое взаимодействие между целью, мозгом и нервной системой.
Примером тому служит установка «беги и бросай», которую Дэвис Лав III позаимствовал для своей короткой игры, наблюдая за игрой Майкла Джордана. Идея заключается в том, чтобы позволить сознанию отойти в сторону и позволить подсознанию реагировать на цель. Думайте, когда вы находитесь за мячом. Не думайте о том, что вы уже над ним. Делайте.
Как и в случае с полноценным свингом, существует определенный ритм, когда вы смотрите на цель, смотрите на мяч и исполняете патт. Когда я начинаю работать с игроком, мы тратим много времени на то, чтобы этот ритм вошел в его рутину. Игрок пробивает один полутораметровый удар за другим в такт моему голосу: Посмотрите на цель. Короткая пауза. Посмотрите на мяч. Короткая пауза. Бейте. Это почти как мантра.
Если у игрока, с которым я работаю, возникают проблемы с паттами и он просит меня о помощи, первое, что я проверяю, — это его ритм. Выполняет ли он свою рутину на соревнованиях в том же темпе, что и на тренировочном грине? Если нет, особенно если пауза между взглядом на мяч и выполнением удара удлинилась, это признак того, что он не настроился на решительный лад перед выполнением патта.
Это особенно важно для коротких паттов. В каждом раунде гольфисту предстоит сделать несколько решающих паттов от метра до двух. И все, с кем я работаю, начиная с гандикапперов и заканчивая победителями мэйджоров, периодически испытывают с ними проблемы.
Короткие удары напоминают мне филд-голы в американском футболе. Пробивание филд-гола имеет мало общего с теми элементами футбола, которые большинство тренеров предпочитают подчеркивать: блокирование, захват, бег. Это простая задача, которая сводится не столько к силе, сколько к доверию. Но так много матчей решают филд-голы, что ни один здравомыслящий тренер не выпустит на поле команду без хорошего кикера. Точно так же ни один гольфист не должен подходить к соревнованиям без уверенного отношения к коротким паттам.
Для начала вам нужно взять на себя обязательство полюбить их. Вы не будете одним из тех парней, которые сидят в раздевалке и жалуются на то, какие отличные результаты они бы показывали, если бы не мазали короткие патты. Вместо этого вы станете игроком, который любит делать короткие патты. Вы будете делать их так же свободно, как и патты с двенадцати метров. Вы не будете пытаться управлять ими или чрезмерно контролировать их.
Вы можете сделать это, частично практикуя их. Тренируясь, делайте акцент на том, чтобы быть уверенным и решительным при выполнении каждого патта. В большинстве случаев это означает нанесение сильных ударов. Я советую своим профессионалам так поступать со всеми короткими паттами, чтобы убрать ими часть брейка.
Конечно, вы не сможете попасть все короткие патты. Но когда вы неизбежно промахиваетесь при коротком патте, спросите себя, почему вы промахнулись. Вы неправильно поняли грин или ошиблись со скоростью? Если да, то забудьте об этом. Но если вы смазали его, потому что боялись промахнуться и были осторожны и осмотрительны, потому что действительно не верили, что у вас получится, удвойте свои усилия, чтобы верить и быть решительным. Если вы это сделаете, то все равно смажете несколько коротких паттов. Но вы будете хорошо исполнять короткие патты. Вы будете реже промахиваться.
На длинных паттах самое большое заблуждение, на которое, как я вижу, попадаются игроки, — это цель в метр. Это воображаемый круг радиусом метр с отверстием в центре. Некоторые учителя советуют игроку, которому предстоит выполнить длинный патт, стараться попасть мячом лишь внутрь этого круга. Это бессмысленно. Подумайте о лучнике или стрелке из пистолета. Они стреляют по искусственной мишени с центром и концентрическими внешними кругами. Но независимо от расстояния, они всегда целятся в яблочко. Это дает им наибольшее право на ошибку. Даже если они промахнутся, то, скорее всего, попадут во что-то на мишени. Тот же принцип применим и к паттингу. Всегда стремитесь к успеху.
Нетрудно быть решительным, если мяч летит в лунку. Тот, кто совершит пару длинных паттов на первых двух лунках, станет решительным при выполнении патта на третьем грине. Самое сложное — оставаться решительным, даже если первые решающие патты в этот день не залетают.
Это не давало покоя Нику Прайсу и многим профессионалам. Мне игроки говорили, что они надеются, что на первых лунках им не придется делать жесткий удар с подхода. Звучит невероятно, но на самом деле они не хотят рисковать, промахиваясь с несколькими бёди, потому что по опыту знают, что если они смажут пару коротких бёди на первых лунках, то весь оставшийся день их игра будет неуверенной и неэффективной. Положительная реакция на не забитые патты — это серьезная задача.
Вопрос, который вы должны задать себе, заключается не в том, попадаете ли вы свои патты. Правильный вопрос заключается в том, дает ли ваше отношение к мячу шанс на попадание. Если это так, то смазанные патты должны вас воодушевить. Рано или поздно, если вы все делаете правильно, патты начнут попадать. Закон средних величин говорит о том, что если вы просто смазали несколько, то это произойдет скорее рано, чем поздно.
Но если вам придется признаться себе, что вы не верили в себя и не были решительны при пробитии паттов, то у вас есть выбор. Вы можете позволить своим промахам сделать вас еще более неуверенным и нерешительным до конца дня и надеяться, что на грин приземлятся гуси и занесут ваши патты в лунку. Или же вы можете принять решение стать еще более решительным и доверчивым в своих действиях и дать себе шанс забить несколько.
Я вспоминаю Тома Уотсона на U.S. Open 1982 года. Все помнят чип, который он сделал на 17-й лунке, чтобы одержать победу. Но не менее впечатляющим для меня было то, как он отреагировал после того, как промазал прямой полуметровый патт на 7-м грине. Он промахнулся так серьезно, что мяч даже не коснулся чаши. Но он не стал волноваться и проявлять нерешительность.
На следующей лунке он пробил бёди с пяти метров, вернув себе потерянный удар и разделив лидерство с Джеком Никлаусом. Через некоторое время после этого я спросил его, что было у него в голове во время этих двух лунок. Он сказал мне, что его промах лишь показал, что даже великие игроки при паттинге иногда допускают легкие промахи. Он был отличным игроком. Он признал, что промах с полуметра в финальном раунде U.S. Open был для него разочарованием и досадой. Но он напомнил себе, что если он хочет и дальше быть отличным патттером, то должен дать себе шанс на следующей лунке и на последующих.
По словам Уотсона, он знал, что если дать себе шанс, то это не гарантирует, что следующий бёди залетит. Но в те далекие времена, когда он хорошо играл, это было то, что, как он знал, он должен был делать.
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только!