Что случилось на Гран-при Австрии: «Макларены» рискованно рубились за победу, главный герой – середняк

Все обгоны и быстрые мысли.

Гран-при Австрии – летняя жаркая домашняя гонка «Ред Булл» и резиденция скандалов и противоречий каждый год. То столкновения в битвах за победы (Норрис и Ферстаппен, Ферстаппен и Леклер, Хэмилтон и Росберг), то непобедимые поребрики и бесконечные штрафы за срезки – все это олдскульный исторический трек в Шпильберге.

Круг по «Ред Булл Рингу» традиционно короткий и очень быстрый – чуть меньше 70 секунд. Много прямых, скоростных связок, резких смен направлений и минимум медленных зон – буквально две шпильки, подходящие для обгона.

Загружаю...

В остальных же виражах для смельчаков, готовых атаковать по внешней или внутренней траекториях, обильно насыпан гравий. А перед камнями – высочайшие поребрики, опасные для подвески и ломающие генерирование прижимной силы.

Еще одна сложность – удерживание шин от капитального перегрева. В Европе жара – за 30 градусов по Цельсию, и вместе с погодой резину с аппетитом уничтожал старый абразивный асфальт.

Дистанция настолько короткая, что с современными достаточно равными болидами судьбу первого ряда часто решают тысячные доли секунды. И на этот раз в каждом сегменте – примерно та же история, только в битве за поул Норрис привез пелотону ну очень много для такого короткого трека!

Как же так вышло? С одной стороны, ему повезло: разворот Пьера Гасли в финальной попытке «отменил» круги главных соперников №4 – Пиастри и Ферстаппена. А с другой, сработали и условия с техническими доработками – машины претерпели достаточно много перемен по сравнению с предыдущим Гран-при Канады:

«Макларен» вновь использовал улучшенную и утолщенную переднюю подвеску на болиде Норриса – для стабилизации передней оси и более предсказуемого удержания траекторий в поворотах. Теоретически болид с такой деталью чуть медленнее, чем у Пиастри – и Оскар отказался от установки такого же набора на свою машину – но уверенность пилота должна все компенсировать. Вдобавок на оранжевом болиде изменили «оперение» передних тормозов, рассекатели на передней подвеске и геометрию задней – против опасных австрийских поребриков. Изменения вместе с благотворными условиями для команды помогли Норрису – особенно с учетом трека, который Ландо всегда называл подходящим пилотажному стилю;

Загружаю...

«Феррари» внедрила первый пакет обновлений – итальянцы переделали днище, чтобы частично пожертвовать гоночным темпом в пользу квалификационного через пересмотр распределения аэропотоков и пиковой нагрузки. Хэмилтону установили также и новый блок контролирующей электроники в мотор;

«Ред Булл» тоже обновил днище ближе к задним колесам, чтобы сбалансировать нагрузку на осях (против чрезмерного перекоса на передние колеса). Временные перемены настигли и командный мостик: вместо бессменного Ламбьязе (взял отгул по личным причинам) в наушниках Ферстаппена на один Гран-при прописался бывший инженер Дэна Риккардо Ренни. Но слишком быстрый рост температур и порывы ветра помешали Максу сравняться с фаворитами: даже при завершении быстрого круга он проиграл бы 0,4 секунды Норрису и оказался бы максимум вторым-третьим. По Цуноде разнобой с настройками ударил еще сильнее;

«Мерседес» обновил охлаждение передних тормозов и расширил кожух мотора – чтобы силовая установка не перегревалась на жаре. Антонелли получил новый блок электроники и рекуператор. Для квалы нового потенциала не хватило;

Загружаю...

«Рейсинг Буллз» переделали переднее и заднее антикрылья – для повышения общей эффективности машины. И даже средний квалифайер Лоусон показал, на что теперь способна машина второй команды «Ред Булл»;

«Заубер» продолжил активную кампанию обновлений с новыми доработками днища и диффузора, а также добавил более эффективную версию заднего антикрыла для выигрыша на прямых без потери в прижимной силе – ради улучшения квалификационного темпа. Все сработало – как минимум для Бортолето (а Хюлькенберг не смог укротить болид из-за порыва ветра);

«Альпин» поменял Гасли весь набор силовой установки – и Пьер сумел раскрутить ее до третьего сегмента, где уже перестарался с риском;

«Хаас» тоже установил Окону полностью новую силовую установку;

Перед гонкой «Феррари» осталась без шефа: после завоевания лучшей стартовой позиции сезона Вассеру пришлось покинуть Шпильберг и вернуться домой «по личным причинам». Руководство взял на себя соправитель Фреда – сманенный из «Мерседеса» бывший зам Тото Вольффа Жером д’Амброзио.

Перед стартом температура пробила 31 градусов про Цельсию, а асфальт преодолел показатели в 50 градусов. Пилотам пришлось есть лед ложками для охлаждения.

Машины пришлось тоже быстро адаптировать к жаре: Ферстаппену заранее установили новые тепловые щиты для задних тормозов, Расселлу и Колапинто, сменили тормоза на передней оси, Гасли поменяли пилоны подвески с правой стороны, Бермэну и «Уильямсам» пересобрали днище и тормоза.

 

Загружаю...

Для старта Гасли, Аджар, Колапинто, Бермэн и Хюлькенберг внезапно выбрали рисковать с ранним рывком на «софте», остальные взяли консервативный «медиум» на 0,3 секунды с круга медленнее.

Однако стартовые комплекты шин играют меньшую роль для срыва с места и первого поворота (все три укладывались в 2,5 метра): ведь дистанция до точки торможения не настолько велика, а за ним следует длиннейшая прямая с перепадом высоты, где все равно решающую роль играет траектория выхода из виража, момент начала разгона, мощь мотора и способность пристроиться за соперником в слипстрим. Поражение при реакции на огни и даже проигрыш первого торможения не всегда приводит к итоговому краху.

Сайнс сошел еще до гонки – из-за жары и провала со сборкой тормозов

● Сайнс не смог отправиться на прогревочный круг: его машину заклинило на первой передаче, маршалы не смогли его эвакуировать или отправить сразу же. «Ф-1» отменила старт и решила повторить процедуру прогрева – и тут же Сайнс сдвинулся вновь! Новый прогревочный круг отложили на 10 минут.

Загружаю...

Карлос после круга отправился на пит-лейн – у него загорелись замененные задние тормоза.

Сайнса сняли с гонки – второй день подряд «Уильямс» провалил просто сборку и настройку машины. Тормоза и сдерживали машину на старте и весь круг – потому и загорелись. Алонсо во время ожидания старта пожаловался на температуру сиденья – «наверное, 200 градусов».

Загружаю...

Старт и первые круги: суперстарт «Макларена», вынос Ферстаппена, агрессия «Мерседесов»

Норрис выиграл старт, но на всякий случай отрезал внутреннюю траекторию Леклеру – и позволил Пиастри атаковать «Феррари» и выйти на второе место!

А позади Антонелли атаковал Ферстаппена – и ткнул «Ред Булл» в третьем повороте. Оба сошли.

Загружаю...

Позади топ-3 Хэмилтон схватился с Расселлом за 4-ю позицию – сперва уступил место, но потом вернул его!

И первый круг завершился сэйфти-каром. Главные победители – Гасли и Албон: взлетели на 6-е и 7-е.

Рестарт на 4-м круге и первая фаза: схватка Норриса и Пиастри за лидерство – Ландо выигрывает раунд

Расселл вновь схватился с Хэмилтоном, а Берэмен зарубился с Колапинто за 11-е место и возможность попасть в топ-10.

На 6-м круге Пиастри впервые начал атаковать Норриса. Это битва за приоритет в стратегии  «Макларена»: оранжевые дают лучшую стратегию лидеру, и Оскару требовалось обогнать Ландо как можно раньше, пока грязный воздух не сжег его передние шины. Но наскок не удался, и только к 10-му кругу Пиастри подготовил новую попытку с DRS

Загружаю...

И на 11-м круге австралиец выдавил Ландо до ошибки – и Норрис укатился слишком глубоко в один из поворотов. Лидер чемпионата постарался атаковать с DRS и на некоторое время вырвался вперед, но №4 выиграл торможение и траекторию и отбился.

Пиастри пришлось отстать и охладить машину до 15-го круга – и только затем Оскар вновь начал новую волну атак на Ландо.

А за ними на 9-м круге Албон обогнал Гасли в битве за 6-е. Затем на 12-м круге его опередил и Бортолето, а Пьер открыл первую волну пит-стопов.

Загружаю...

Цунода выпнул Стролла с трека в битве за 10-е на 15-м круге.

Албон сошел на 17-м круге. 

Первая пит-стопов: серьезный фэйл Пиастри, но риск с альтернативной тактикой

Расселл открыл волну пит-стопов среди лидеров на 18-м круге. 

Пиастри вновь атаковал Норриса на 20-м круге, пока Ландо обсуждал с инженером остановку, заблокировал колеса – и чуть не вынес напарника.

Загружаю...

Норрис тут же зарулил на пит-стоп, но его там задержали: остановка – 3,1 секунды. Однако №4 успел все-таки выехать перед трафиком.

Оскару передали: «Теперь посмотрим, какой у тебя темп в чистом воздухе», а Пиастри ответил: «У меня проплешина в шине». Ее №81 и заработал в последней атаке на Норриса. В итоге австралиец решил продолжать так: «Неприятно, но пойдет».

Норрису в ответ передали, что темп Пиастри не вырос. Оскара передержали 4 круга, а затем обслуживали еще дольше – 3,4 секунды. №81 вернулся позади напарника в 6 секундах.

И уже после «Макларена» на 26-м круге первый пит-стоп провели «Феррари» – Леклера. Через круг обслужили и Хэмилтона.

После первого пит-стопа: первая попытка преследование Норриса провалилась

Более поздний пит-стоп сразу не помог Пиастри: Норрис начал отрываться до 6,5 секунд на 28-м круге. Оскара же предупредили: больше никаких жестких атак с блокировками, это только всем вредит.

Красивые атаки Бортолето на Гасли продолжились и на 28-м круге. После чего Пьер орал: «У меня #### нет сцепления».

Загружаю...

На 31-м круге Цунода столкнулся еще и с Колапинто. 10 секунд штрафа.

Лоусон заехал на свой первый пит-стоп только на 33-м круге после сопротивления лидерам – похоже, Лиама перевели на тактику одного пит-стопа. Он вернулся 12-м.

Вторая половина гонки: преследование Норриса оживилось, Пиастри выглядел быстрее

На 35-м и 36-м круге Пиастри выдал два быстрейших круга и сократил отрыв на секунду – до 5,5 секунды. К 40-му кругу разрыв уменьшился до 4 секунд. На 42-м круге от отрыва Ландо остались только 3 секунды. А на 43-м круге Оскар уперся в трафик, и в процессе прорыва и обгона пелотона на круг отставание вернулось до 3,7 секунд к 46-му кругу. Норриса же предупредили, что нельзя пускать напарника в зону DRS. К 50-му кругу Пиастри все-таки вырвался из трафика в чистый воздух с отставанием в 4,2 секунды от лидера. Чистый отыгрыш времени оказался в 1,5 секунды, хотя Оскар еще несколько раз ошибся и вылетел с трека.

Загружаю...

Вторая волна пит-стопов: момент истины – Пиастри не использовал шинный задел и уехал на траву из-за кругового

На 50-м круге Леклер открыл новый цикл остановок в боксах – за ним последовал Бортолето, а затем и Хэмилтон, который громко и активно протестовал.

Норрис же вновь получил приоритет первой остановки на 53-м круге – на этот раз с обслуживанием в 2,5 секунды. Норрис же вновь получил приоритет первой остановки на 53-м круге – на этот раз с обслуживанием в 2,5 секунды. Пиастри же не воспользовался заделом в 4 круга на более свежих шинах – заехал на 54-м круге, вернулся в трафик с 4 секундами отставания и уехал в траву из-за жесткого смещения Колапинто!

Видимо, Норрис потому и проиграл второй отрезок – перераспределил ресурсы, чтобы уравнять финишные броски. Тем не менее, Пиастри пришлось бросаться в погоню – на 57-м круге он отставал на 3 секунды. 

Финальные 10 кругов: погоня за лидерством, Норрис гонял с поврежденной машиной, просил помощи мостика и выстоял

На 60-м и 61-м кругах Пиастри выдал еще два быстрейших времени и сократил отставание до 2 секунд. Ландо тут же попросил у мостика: «Мне нужен темп, нужна помощь!»

Загружаю...

Но на 63-м круге между лидерами осталось уже 1,5 секунды. Однако затем Норрис ускорился и стабилизировал отрыв – правда, затем ему передали о повреждении переднего антикрыла, которое сбивало баланс. Оказалось, Ладно оторвался за счет использования возможности расширить траектории пару раз в 1-м и 3-м поворотах – на 68-м круге его попросили следить внимательнее, когда Пиастри отстал на 2 секунды.

А на 69-м круге Бортолето зарубился еще и со своим менеджером Алонсо за седьмую позицию!

Почти до столкновения, причем они оба вмешались в схватку за победу между Норрисом и Пиастри, оказались борьбой внутри борьбы и помогли-таки Норрису удержать победу! Против Пиастри сегодня сложилось все возможное.

Загружаю...

Мощнейший результат для Лоусона, великая гонка для современного «Заубера» и ценные очки для Алонсо и Окона – они сделали что могли.

 

Быстрые мысли: идеальный Гран-при Норриса по уровню везения и выступлений, революция середины пелотона

Гран-при Австрии показал, насколько же на нынешний пелотон влияет колебание температур даже на 5-6 градусов по Цельсию и резкие порывы ветра. В таких условиях обладатель самого стабильного и универсального болида получает дополнительный бонус (ведь именно его удобнее всего настраивать на противостояние любым сложным условиям), пока соперники теряют возможность использования главных фишек. Разрыв лидера увеличивается – и потому «Макларен» произвел настолько мощное впечатление по сравнению с предыдущим Гран-при Канады.

Загружаю...

Норрис же действительно наконец-то выдал безошибочную гонку, выдавая максимум ровно когда нужно – такой Ландо действительно способен вернуться в схватку за титул. Оскару же остается только удерживать отрыв как можно дальше.

 

Тем не менее, оранжевым повезло и с ситуацией конкурентов. 

«Феррари» проиграла старт и не уже не смогла ничего сделать против «Макларена» – в остальном же соперников у алых не было;

«Ред Булл» же второй раз подряд не повезло – на примере Ферстаппена можно было увидеть, почему лидеры предпочитают не стартовать из глубины пелотона даже с классным гоночным темпом. Страдания Цуноды теперь напоминают Переса в 2024-м – такой же неаккуратный пилотаж, агрессия и столкновения из-за невозможности доверять машине и необходимости отыгрываться;

«Мерседес» улучшился при жаркой погоде, но температура в Австрии оказалась все-таки слишком высокой – Расселу оставалось только минимизировать урон. И маневр Антонелли позволил Джорджу приблизиться к Максу в общем зачете – похоже, действующего чемпиона действительно можно выписывать из претендентов на титул;

Лоусон наконец проехал фирменную стабильную и расчетливую гонку уже для себя, а не для напарника – и обновленный болид «Рейсинг Буллз» помог максимизировать результат. Командный итог – тоже самый благоприятный: именно вторая команда «Ред Булл» пока опережает всех в гонке за 6-е место!

Загружаю...

● Насколько же все работает у «Заубера» и Бортолето! Теперь альянс бразильца и швейцарской команды хорош везде – и в квалификации, и в обгонах, и на гоночной дистанции, и со стратегией. Новая мощная сила в середине пелотона. Хюлькенберг тоже блестяще прорвался с последнего ряда – в гонке уже не допускал ошибок. Теперь зелено-черная машина сменила неуправляемость в трафике на стабильность при самых сложных условиях – и такой разворот всего за полгода реально можно назвать революцией середины пелотона в современной «Ф-1».

«Альпин» вновь показала, как же развалилась из-за потери разумного оперативного босса: стратегия и настройки вновь приводят исключительно к неудачным компромиссам, Гасли не помогает и новый мотор – у него нет сцепления, и он камнем проигрывает всем подряд;

«Хаас» разыграл фирменную карту с контролем над износом шин на самых длинных отрезках – и вновь силами мастера этого дела Окона.

«Уильямс» приехал с оптимизмом и ожиданиями подходящего Гран-при, но подготовка машины и настроек дала редкий «невынужденный» сбой: оба болида занизили так сильно, что днище ломалось о поребрики и теряло прижимную силу. Пересборка машины после квалы не помогла.

«Астон Мартин» раскрывал успешный пакет доработок уже на гоночной дистанции. Наконец-то все действительно сработало – хоть и не без помощи от сходов прямых конкурентов.

Загружаю...

Следующий раунд схватки – домашний для «Макларена», Норриса, Расселла, Хэмилтона, большинства штата «Ред Булл» и вообще всей «Ф-1»: Гран-при Великобритании. Уже 4-6 июля, да еще и под триумфальное празднование 75-летия «Ф-1». Выдержит ли Ландо прессинг?

Что еще почитать о Гран-при Австрии?

Фото: East News/AP Photo/Darko Bandic; Gettyimages.ru/Mark Thompson

Популярные комментарии
vadned
Кто бы не садился во вторую машину быков - никто не поехал. РБ пора задуматься о том, что для борьбы за КК пора начать хоть немножко думать об удобстве не только Макса, но и своего второго пилота. Цунода нормально ехал во второй команде, теперь там нормально едут Хаджар и Лоусон, значет дело вовсе не в том что они все днища. Просто никто кроме Макса не может ехать в такой машине как ее ни настраивай. И никто в этом году ее перестраивать и не будет, впереди смена регламента, а там уже кому как повезет.
Ответ на комментарий Genriwhite
Я думаю что он просто днище сам по себе. Плюс естественно его машина точно хуже чем у Макса. РБ бы задуматься над приглашением нормального пилота который сможет если не навязать борьбу то хотя сильно не отставать от Макса.
priova 2
Тысячу раз уже доказано, что болид #2 это аппарат для пыток. Ред Булл идут точно по пути Хонды из MotoGP, где во времена Марка Маркеса этой ракетой, без последствий для здоровья, никто не мог управлять, потому что заточена она была только под испанца. У этой стратегии всегда один конец, когда аппарат перестает слушаться даже того под кого его делали. Что касается Лоусона и Цуноды, то мне их по-человечески жаль. Они из кожи вон лезут чтобы помочь, но там на системном и стратегическом уровнях такие проплешины, что менять как перчатки надо не пилотов, а один раз уволить доктора Марко. Я уже писал не раз, как только стало известно что Ньюи уходит, что дальше с каждым годом все будет только хуже. Но это и не было секретом Полишинеля.
Ответ на комментарий mufc19581
Может кто мне объяснит. Неужели у Цуноды такая плохая машина, что он так плохо едет в гонке? Я могу понять когда говорят что все доработки и улучшения идут на машину Ферстаппена, но не до такой же степени! Просто кажется что он на перекрашеном Хаасе или Заубере едет.
mufc19581
Может кто мне объяснит. Неужели у Цуноды такая плохая машина, что он так плохо едет в гонке? Я могу понять когда говорят что все доработки и улучшения идут на машину Ферстаппена, но не до такой же степени! Просто кажется что он на перекрашеном Хаасе или Заубере едет.
Еще 13 комментариев
16 комментариев Написать комментарий