Алонсо собрался гонять в «Ф-1» до 44 лет – и это великолепно! Он меняет представление о пилоте-ветеране – ведь до сих пор в топ-форме

Наследие Фернандо.

Фернандо Алонсо взорвал трансферный рынок «Формулы-1» внезапным переходом в «Астон Мартин» со следующего сезона – и получил там комфортнейшие условия: контракт по схеме 1+1+1 с зарплатой в 20 млн евро за сезон. Причем все опции продления – у гонщика: двукратный чемпион сам будет решать, продолжать ли ему в Гран-при еще на год. То есть теоретически №14 планирует гоняться до 44 лет – ведь как раз он недавно отпраздновал 41 день рождения.

И да, похоже, именно срок и структура соглашения оказались главным стоп-краном при переговорах с «Альпин» – французская команда просто не поверила в способность Фернандо долго поддерживать отличную форму.

Загружаю...

«Мы предложили Фернандо контракт 1+1 [с опцией команды] и сказали: «С радостью продолжим работать, если и дальше будешь выступать на таком уровне», – объяснил в интервью BBC шеф «Альпин» Отмар Сафнауэр. – Думаю, Фернандо хотелось большей определенности и уверенности. Чтобы контракт не зависел от уровня выступлений. Полагаю, этот пункт и стал решающим.

Но любой гонщик однажды достигает момента, когда он уже физически неспособен на подвиги молодости. Вспомните Михаэля Шумахера, который в 42 года уже был тем, что и в 35 и 25. Потому мы были рады продлить контракт с Алонсо, но только на один год».

В возрасте испанца видят проблему и те, кто боится за новую волну пилотов – ведь, например, чемпион «Формулы-2» Оскар Пиастри из программы «Альпин» после завоевания титула в главной молодежке на год остался в резервистах, поскольку ему не нашли место в «Ф-1».

«Честно, мне очень не нравится, что Алонсо до сих пор ездит, – резюмировал такое мнение в личной колонке на «Чемпионате» 26-летний русский пилот Егор Оруджев, занимавший третье место в «Мировой Серии «Рено» в 2016-м. – Хорошо, он супербыстрый. Но ему исполнится 42 года в следующем году. А где-то есть быстрые ребята по 19-20 лет, которым нет места и даже шанса попробовать. А потом им 23, и они уже «стары», чтобы приходить в «Формулу-1». Зато есть Фернандо, который за титул последний раз боролся 10 лет назад.

Загружаю...

Поясню: я считаю Алонсо одним из лучших в истории, и сейчас он на крутом уровне. Но в 42 года можно и в других сериях кайфовать. А у тех, кому 23 года, не всегда есть возможность легко взять и сесть в другие серии. Фернандо же возьмут в любой точке планеты».

Но ведь это не должно быть так! В том и крутость нынешнего Алонсо: он и в 41 настолько хорош и быстр без поправок на возраст и ветеранский статус, что срывает интерес нескольких команд и сам диктует условия, на которых будет ездить.

И дело не в одном лишь имени: просто гляньте в наш тег «Фернандо Алонсо» – там множество постов о его ярких свершениях практически с каждого Гран-при. То он спасает болид одним движением руля, то хитрит с радиопереговорами, укрывая команду от штрафа за недокрученное колесо, то везет «Альпин» на поул вплоть до внезапной поломки… Один-два таких момента за сезон есть у каждого, это правда. Но Алонсо удивляет чем-то каждую неделю – это космический уровень даже без учета его двух титулов и возраста.

А теперь можно заглядывать Фернандо в паспорт и удивляться – много ли вы вспомните пилотов в 40+ с таким уровнем? Их вообще не так много засветилось в «Ф-1» последних двух-трех десятилетий: Михаэль Шумахер, Кими Райкконен, Педро де ла Роса, Найджел Мэнселл…

Причем Мэнселла возвращали экстренно на несколько гонок, де ла Роса ездил в беспросветном аутсайдере без перспектив и особой мотивации, а Кими ушел через год после 40-летия, значительно сдав в последний сезон относительно себя даже уровня 2020-го.

Дольше всех продержался лишь Михаэль Шумахер – но и про него существует общий консенсус: «Красный барон» уже не был прежним.

«Я был напарником Михаэля Шумахера в его 40-41-42 года, – рассказывал Нико Росберг. – Скорость у него по большей части сохранялась, но порой проявлялись слабости, когда требовалось быстро адаптироваться к новой ситуации. Естественно, в 40 лет ты уже не на пике, организм не в лучшей форме, если мы говорим о пилотах «Формулы-1». Очень классно, что Алонсо по-прежнему способен так выступать».

Загружаю...

.

Да, ветераны «за 40» были и раньше, но все-таки давайте не сравнивать современную «Ф-1» с эпохой до 90-х: тогда в календарь редко трамбовали больше 16 этапов, он был менее плотным (никаких тройников с гонками в каждые выходные), а больше половины приходилось на Европу без головокружительных перелетов через полмира. Сейчас – намного тяжелее, серьезно: год запросто идет за старые два.

Конечно, раньше вместо гонок были бесконечные тесты, но они происходили тоже в Европе на ограниченном числе удобных автодромов и часто неподалеку от баз команд, где у пилотов есть квартиры. Согласитесь, совсем не то же самое, что и лететь из Мексики в Бразилию, а оттуда – в Катар, и все за 3 недели.

Алонсо тоже согласен – во многом все активности за пределами гонок и вынудили его взять отпуск в 2018-м:

«У меня было очень много маркетинговых обязательств, очень много переездов. Я вымотался ментально, а не физически устал от пилотажа. Здесь, в «Ф-1», ты каждый день живешь в одном и том же: методы достижения результата – единственная тема, о которой говоришь 24 часа в сутки. Тебя бесят даже простые вещи вроде протоколов на стартовой решетке или церемония национального гимна, и прочие штуки – ведь они расцениваются как пустая трата времени в те моменты, когда нужно готовиться к старту, прогревать мотор и все остальное.

Загружаю...

Райкконен говорил, что не продержался бы в «Ф-1» так долго без двух лет перерыва? Абсолютно, у меня то же самое. Я несколько раз думал о перерыве и до 2018-го. В первый раз – насчет 2009-го, когда переходил в «Макларен» в конце 2006-го. Подписал трехлетний контракт и думал, что он будет моим последним – «я двукратный чемпион, впереди еще три года в «Макларене», а дальше хороший момент, чтобы остановиться».

Следующий момент – когда я уходил в 2014-м из «Феррари». Мысли о длинном отпуске никогда не уходили у меня из головы с 2009-го. Без перезагрузки невозможно столько провести в «Ф-1» – она слишком требовательна на треке и за его пределами. Сейчас я освежился и с точки зрения перелетов».

Реалии Алонсо: он очень хорош, и дело явно не в спонсорах

Испанца возвращали в «Альпин» как «крестного отца» команды на пути к новым победам – то есть за спортивным результатом, а не за финансовым успехом. За два года к французской команде под Фернандо вернулся только один крупный спонсор – испанская страховая Mapfre – и то лишь на второй сезон. Даже у Райкконена с его Singha и Weichai партнеров было больше.

Просто Алонсо и правда гоняет как в лучшие годы!

«Фернандо по-прежнему один из лучших на решетке, – оценил его бывший пилот «Ф-1» и комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл. – Если бы он был в «Мерседесе», думаю, имел бы потенциал для битвы за титул».

Загружаю...

Сам №14 тоже подчеркивает максимальную готовность к любым трудностям на треке – например, «Молодые гонщики готовы к жаре хуже меня».

Причем секрет не только в физике, но и в проработке стратегии – она помогает сдерживать более быстрые болиды.

«Старт имел ключевое значение. Темп [«Макларена»] оказался очень близким, но достаточно было опередить их на первых кругах, а потом контролировать скорость. Мы разыграли гонку как партию в шахматы: постарались расположить «Макларен» за нами, а самим получить «чистый» воздух. Если бы они приблизились, то испортили бы себе шины, поэтому мы не переживали».

Но и в целом Алонсо не стесняется сравнивать себя в 41 год с лучшими сезонами:

«Мне кажется, что в этом году я выступаю на самом высоком для себя уровне с точки зрения пилотажа – в том числе благодаря богатому опыту. Не знаю, может на том же уровне, что и в 2012 году. И при этом я набрал всего 20 очков или около того. Поверить не могу.

Если посчитать все сходы и все случаи невезения, то в этом сезоне я потерял уже очков 70, ну или 60 точно. Я правда горжусь тем, как работаю в этом году, на каком уровне выступаю.

Не могу сравнивать себя с остальными, но могу сравнить себя с собой 10-летний и 15-летней давности. Сейчас я точно намного лучше. Сейчас я могу, например, объяснять команде многие вещи по-другому, более точным образом, чем раньше».

«Он неутомим, никогда не сдается, – оценивает бывшего соперника чемпион 97-го Жак Вильнев. – Фернандо горит гонками, он настоящий боец и всегда хочет большего. Потрясающе.

Загружаю...

Возраст влияет, если ты не хочешь больше рисковать и чем-то жертвовать, а предпочел бы сидеть дома. Если не настроен на гонки, начинаешь терять скорость. Что касается физической формы, мы стали питаться и тренироваться лучше, так что стареешь не так быстро. Все зависит от повреждений, полученных во время гоночной карьеры.

Можно потерять одну или две десятые, однако это сполна компенсируется опытом. А он стал очень опытным пилотом. И жажда борьбы остается».

Кажется, Алонсо вполне выдержит ближайшие пару лет на прежнем невероятном уровне – если не потеряет внутреннюю мотивацию. И здесь как раз отступлений не видно: Фернандо все еще в режиме «гоночного маньяка» – гоняет на картах, велах и любой другой технике в любой уик-энд без Гран-при, ищет любую возможность нанести лишний слой резины на свой стартовый слот в практике и обыграть всех.

Это будет его наследие – даже нынешние пилоты не представляют, как гоняться в таком возрасте

Знаете, что отвечают даже его нынешние соперники при вопросе о такой же длине карьеры? «Спасибо, нет!»

«Сейчас я подписал контракт с «Ред Булл» до 2028 года, – высказался Макс Ферстаппен (в момент истечения сделки ему будет 30 лет). – А дальше будет видно. В любом случае, я точно знаю, что не буду гоняться в «Формуле-1» в возрасте Фернандо Алонсо.

Мне не очень нравится необходимость постоянных перелетов на гонки, это отнимает очень много времени. При этом я люблю гонки – как настоящую «Формулу-1», так и гонки на симуляторе. За разными симуляторами я провожу много времени – потому что хочу быть максимально хорош. Удобство гонок на симуляторах в том, что этим можно заниматься не выходя из дома, и никуда не нужно ездить».

Загружаю...

А когда Льюиса Хэмилтона спросили про «еще 100 гонок» на пересечение рубежа в 300 Гран-при (для сравнения: у Алонсо – 347), №44 отреагировал вот так.

«Это большое число!» – сказал семикратный чемпион.

Да ладно, еще всего-то 5 сезонов, тебе будет только 42!

Только представьте, если Фернандо и правда удержит топовый уровень в ближайшие 2 сезона и сохранит приличный на третий – тогда испанец триумфально закончит контракт с «Астон Мартин» в 44 года. Вы могли представить это еще пару лет назад? Кто-то вообще мог представить себе пилота в «Формуле-1» почти на середине пятого десятка не вызывающим… Да просто вряд ли кто-то мог себе представить 44-летнего пилота в современной «Формуле-1».

Алонсо прямо сейчас раздвигает границы возможного. Сейчас мы изучаем кейс Михаэля Шумахера как образец физический, психологической и командной подготовки для успешного пилота – по его подобию сейчас готовят всех гонщиков. И случай Фернандо выглядит реальным следующим шагом в развитии пилота «Формулы-1»: через 10 лет именно его случай вполне может лечь в основу теории «как максимально удлинить эффективную гоночную карьеру и даже в 40 укатывать молодежь».

И это – могучий контртренд в современном автоспорте: вспомните, насколько же упал средний возраст дебюта! Того же Ферстаппена продвинули в Гран-при в 17, чтобы он успел накатать опыт до физического и ментального пика. Пример Алонсо может доказать: торопиться не обязательно, главное – подходить к развитию с умом.

Да, Фернандо мог выиграть пять титулов, но остался с двумя и не войдет в список самых успешных. Зато его наследие теперь даже грандиознее.

Загружаю...

Бывший шеф Алонсо поддел Фернандо после внезапного ухода: «он уже на яхте в Греции». Моментальный ответ – фото с тренировки на личном карт-треке

Гадали, кто заменит Феттеля? Представьте, это Алонсо – лучшего варианта не было ни у Фернандо, ни у «Астон Мартин»

Фернандо Алонсо – 41, а он снова отжигает в «Ф-1». Мы разбирали его странный гоночный стиль и рассказ о легендарной схватке с Шумахером

Фото: globallookpress.com/Federico Basile; Gettyimages.ru/Clive Rose, Jared C. Tilton, Mark Thompson

Популярные комментарии
индийский огурчик
Он их уделает и отправит домой
Ответ на комментарий Kenny De Schepper
Комментарий удален модератором
индийский огурчик
Оснований для этого нет, алонсо не везло больше, но отрыв уменьшается
Ответ на комментарий flegmatichen
Для Алонсо недостаточно продуть Окону. Ещё и Строллу надо продуть. Гениальный план для развенчания собственной псевотоповости.
Дмитрий Алейников
АЛОНСО ГЕНИЙ !!!
Еще 21 комментарий
24 комментария Написать комментарий