Эта новая авария в «Ф-1» еще страшнее, чем кажется: вообще-то проверенная годами система защиты сломалась

На тестах на нее обваливают 13 тонн.

Видели новую аварию «Ф-1» на первом круге Гран-при Великобритании? Это реально кошмар:

Новичка унесло вниз головой, машина пропорола пару сотен метров асфальта, а затем ухнула в трибуны – спасла только стальная решетка:

Загружаю...

Только посмотрите на это – потому скорость не сбрасывалась:

Загружаю...

А от машины мало что осталось – всю верхнюю часть просто стесало:

Вместе с верхней дугой безопасности – которая вообще-то должна предохранять пилота в случае переворота. Тут же она она отказала и отвалилась – Чжоу из «Альфа Ромео» спасло исключительно гало, иначе он бы ехал по асфальту шлемом. Да, буквально.

Технический эксперт F1 TV Крэйг Скарборо нашел ее на повторах – вот она летит в гравий после контакта об асфальт:

Выглядит даже целой – то есть не похоже, чтобы она разрушилась при поглощении энергии от удара. Скорее крепления не выдержали поперечной нагрузки по необычному вектору.

«Альфа Ромео» пользуется такой структурой и крепится она вот сюда:

Не все команды делают так же – к примеру, у «Уильямса» и форма, и крепление другие:

Загружаю...

Но все они должны проходить 3 разных крэш-теста по заранее известным векторам с известными нагрузками:

Вертикальная нагрузка – 13 тонн при продольной в 5 тонн, лобовая в 9 тонн при боковой в 10 тонн, и комплексная: вертикальная в 10 тонн при боковой в 6 тонн и продольной в 7 тонн. Для сравнения: гало обязано выдержать минимум 5 секунд воздействия эквивалента в 12 тонн с любой стороны и по любому вектору – и, к счастью, правила предписывают позиционировать шлем пилота на 75 мм ниже по отношению к нему.

Загружаю...

Тем не менее, все команды обязаны пройти эти крэш-тесты – иначе ФИА просто не допустит машину даже к тестам. То есть болид «Альфа Ромео» тоже их прошел – и по идее не должен был так развалиться.

Вообще дуги безопасности впервые появились еще в 1961-м – но не были обязательными и выглядели немного для галочки:

В 68-м ФИА сделала их обязательными и ввела дополнительный параметр: структура должна возвышаться минимум на 50 мм по отношению к шлему – c тех пор конструктивно она не менялась. Лишь время от времени ужесточались требования крэш-тестов, а саму дугу скрывали под корпус.

Следующий большой пересмотр требований случился в 1999-м – ужесточение правил вызвал как раз отказ дуги после переворота Педру Диниса на Гран-при на «Нюрбургринге».

Загружаю...

Вот ее последствия.

Последний апдейт правил произошел после внедрения гало в 2018-м – по ним дуге разрешено деформироваться не больше, чем на 2,5 см, а предел разрушения – и вовсе 10 см. Тем не менее, тесты проводятся только по нескольких известным векторам, и обратный удар (по направлению из хвоста к носу) не проверяется – из-за маловероятности в обычных гоночных условиях. Предполагалось, что благодаря мощной структуре безопасности позади потенциальная угроза сзади потеряет столько кинетической энергии, что уже не сможет угрожать дуге и пилоту под ней.

Однако Чжоу перевернулся и скользил по асфальту именно боком и задней частью вперед – то есть по необычному и нестандартному вектору. К тому же, болиды 2022-го – абсолютно новые и еще не проходили «боевые» проверки по-настоящему мощными завалами: предугадать все возможные последствия было трудновато.

Загружаю...

При этом самый первый чисто боковой удар об асфальт дуга выдержала – ее сорвало именно после длительного движения в гравий. Оттуда и версия про отказавшие крепления – либо они стали слабым местом «Альфа Ромео» (или всей системы безопасности), или философия структуры нуждается в пересмотре и доработке.

ФИА уже ищет ответы – открыла расследование на следующий день после финиша и изучения остатков машины.

Пока же только остается благодарить федерацию за внедрение гало через огромное сопротивление команд и гонщиков. «Формула-1» раз за разом доказывает: мер безопасности здесь не бывает «слишком много».

Жизнь Хэмилтона в аварии с Ферстаппеном спас скандальный ореол над головой. Шеф «Мерседеса» рвался срезать его бензопилой

Самая пугающая авария сезона в «Ф-1» глазами фанатов: машина летела на трибуну, ее остановила только решетка

Расселл рванул на помощь пострадавшему в жесткой аварии товарищу. И закрыл серию из топ-5 в каждой гонке сезона – хотя мог ехать дальше

Фото: twitter.com/ScarbsTech/globallookpress.com/Dppi/Archive Dppi, National Motor Museum, Dppi/Archive Dppi, HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/Mark Thompson

Популярные комментарии
Mr.Alien
Слава гало, что Чжоу не пострадал. А вообще каждая новая такая авария очень полезна, т.к. выявляет недостатки систем безопасности. Загорелся Грожан — перчатки оказались недостаточно надёжными, поэтому сделали новые стандарты по огнеупорности; перевернулся Гуанью — стесалась дуга безопасности, значит, ФИА проведет расследование и предъявит командам новые требования
Rodbert
Динис хоть жив остался? Не сильно пострадал?
Alexey Vysokov
Отвалиться то она отвалилась. Но разве Заубер прошел бы тесты безопасности, если бы дуга была просто приклеена?
Ответ на комментарий Виктор Никитин
она не стесалась, она отвалилась сразу же.. в итоге она была оказывается просто приклеена у Альфы... у Заубера с этим проблемы уже давно кстати
Еще 22 комментария
25 комментариев Написать комментарий