Золотая сотня 1960-х. № 55-51
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Предыдущие серии:
# 55. The Byrds - Turn! Turn! Turn! (1966)
Калифорнийская группа The Byrds, созданная в 1964 году музыкантами Джимом МакГинном, Дэвидом Кросби и Джином Кларком, мечтала соединить в своем творчестве поэзию Боба Дилана и музыкальную энергию The Beatles. Группа начинала как фолк-команда и впервые прославилась своим кавером на дилановскую вещь Mr. Tambourine Man. Продюссер группы Терри Мельчер отдал послушать запись самому Дилану, который выдал положительный отзыв: "Черт, парень! Я не думал, что под это можно танцевать!" Вскоре The Byrds начали регулярно выступать в клубе Ciro’s Le Disc на голливудском бульваре Сансет, в результате чего ещё больше улучшилась сыгранность музыкантов, расширился репертуар и начали появляться первые поклонники, в том числе весьма известные: Ким Фаули, Джек Николсон, Сонни & Шер. Репертуар по-прежнему составляли кавер-версии песен Дилана и других фолк-музыкантов. Песня Turn! Turn! Turn!, содержащая многие фразы из Ветхого Завета, принадлежала Питу Сигеру, однако именно кавер The Byrds поднял песню на недосягаемую высоту популярности и известности. Несколько недель эта вещь занимала 1-е место в чарте Billboard. Коммерчески успешным стал и одноименный альбом, где впервые порявились первые психоделические элементы в творчестве группы: пропаганда ЛСД, тягучие гитары, неторопливый флегматичный вокал, сложные музыкальные гармонии. В 1994-м году песня вошла в саундтрек голливудского шедевра Роберта Земекиса "Форрест Гамп".
# 54. Buffalo Springfield - For What It's Worth (1967)
Ещё одна вещь из саундтрека Форрест Гампа от ещё одной культовой команды из Лос-Анджелеса. Группа Buffalo Springfield просуществовала всего три года и записала три студийных альбома, однако их вклад в развитие кантри-рока и становление этого жанра, как отдельного музыкального направления, невозможно переоценить. История создания группы началась с того, что будущий ее фронтмен Стивен Стиллс во время своих выступлений в канадских клубах встретил начинавшего сонграйтера Нила Янга и предложил вместе поиграть. Затем Стилз вернулся в США и осел в Лос-Анджелесе, но от мысли о совместном проекте с Янгом он не отказывался. И когда в один из вечеров он неожиданно встретил на бульваре Сансет "Понтиак" Янга, он был удивлен и обрадован. Вскоре они быстро сколотили группу из друзей-музыкантов и отправились в тур в качестве разогревающей группы у The Byrds. К концу 1966 года группа подготовила дебютный альбом, ставший классикой кантри-рока. За месяц до выхода альбома Стиллс сочинил песню For What It's Worth, посвященную разгону молодежной демонстрации, протестовавшей против закрытия клуба Pandora`s Box. Одноименный сингл вошел в "горячую десятку", ввиду чего альбом было решено переиздать, а добавленный трек был поставлен на первое место. Впоследствии эта вещь вошла в список 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone под № 63.
# 53. The Troggs - Wild Thing (1966)
Большинство музыкальных критиков называют британскую команду The Troggs (Троглодиты) прародителями панка. Существует и специальный термин - "пещерный рок" (caveman rock), точно характеризующий их жесткий саунд и резкий вокал фронтмена Рега Пресли. "Троглодиты" были прагматичными парнями и понимали, что для того, чтобы пробиться наверх, необходимо заиметь знакомство с "нужными людьми". Таким нужным человеком для участников The Troggs стал менеджер популярных в то время The Kinks Ларри Пэйдж, которому они заявили что играют You Really Got Me круче самих Kinks. Пэйдж оценил как наглость молодых людей, так и их стильный внешний вид и мощнейшую энергетику, исходившую от них во время выступлений. Записанный ими первый сингл Lost Girl был неудачным, зато второй сингл Wild Thing за авторством Чипа Тэйлора выстрелил точно "в десятку" и стал суперхитом. Песня дошла до 2-го места в британском чарте и до 1-го - в американском. Незатейливый риф, простой текст и мощнейшее обаяние саунда превратили "Дикую штучку" в образец гаражного рока, а участников The Troggs в одних из самых крутых парней британской рок-сцены того времени. Сам Игги Поп признавался, что именно Wild Thing вдохновила его на то, чтобы играть жесткую и цепляющую слушателей музыку. Впоследствии эта вещь вошла в списки 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone (№ 257) и 500 песен, изменивших рок-н-ролл. Абсолютно заслуженно.
# 52. Santana - Evil Ways (1969)
Карлос Сантана, родившийся в Мексике и проживший всю сознательную жизнь в США, - фигура в мировой музыке настолько яркая и самодостаточная, что его сложно причислить к какому-то жанру. В своем творчестве он соединил классический блюз Джона Ли Хукера и Би Би Кинга, жесткие гитарные рифы, зарождавшегося в конце 1960-х гг. хард-рока, и "на десерт" добавил традиционные латиноамериканские ритмы. Еще в конце 1960-х годов он исполнял то, что впоследствии назовут "мировой музыкой" (world music), то есть смесь ритмов разных народов и континентов. При этом он создал свой уникальный гитарный саунд. Достаточно буквально двух-трех нот, чтобы понять - это Сантана! Его невозможно ни с кем спутать, как невозможно никому его повторить. Музыка для Сантаны является высоким искусством, о чем он неоднократно говорил: "Каждая нота - как роза. Она может быть закрытой, наполовину открытой или цветущей. Ты должен подгадать тот момент, когда ее надо срезать. Это целое искусство. Будто бы ты - садовник и хочешь подарить самый лучший букет". Композиция Evil Ways, вошедшая в мой список, является ярким примером санатановского музыкального "винегрета". Неторопливые ритмы в стиле босса новы в дебюте, общая блюзовая основа, утяжеляющаяся по ходу песни гитара и, наконец, абсолютно улетное соло в качестве кульминации. Ниже прикрепляю живую запись Evil Ways с фестиваля в Вудстоке, после которого поулярность Сантаны и его группы стала неуклонно расти.
# 51. The Who - I Can See For Miles (1966)
Группа The Who представляет собой настолько сложное и многокомпонентное явление, что описать ее творчество в нескольких предложениях невозможно. Говоря научным языком, это был отдельный социо-культурный феномен. Участники группы были новаторами как в звукоизвлечении, так и в манере поведения на концертах с фирменной "мельницей Таунсенда, разбиванием гитар, барабанных установок, устраиванием хаоса и вакханалии на сцене. Как говорил вокалист The Who Ричард Долтри в документальном фильме "7 поколений рок-н-ролла", "мы действовали по принципу - хватай в руки горячий факел и беги"! Подобно всем великим рок-группам, каждый участник "золотого состава" The Who был самодосточной личностью. Развязный блондин, любимец девушек Ричард Долтри, гениальный инструменталист и шоумен Пит Таунсенд, безбашенный барабанщик Кит Мун и классический лондонский сноб и по совместительству виртуозный басист Джон Энтвистл. Дерзкие и талантливые, эти парни быстро стали кумирами "модов" - лондонских пижонов, рассекавших по английской столице на итальянских мотороллерах, одевающихся в дорогие костюмы, читавших изысканную литературу и слушавших самую модную музыку. Участники The Who во главе с Таунсендом стали идейными лидерами движения модов и их музыку иногда называют мод-роком. Рваные жесткие гитарные рифы, сумасшедшие ударные в исполнении Муна, обаятельный вокал Долтри и использование последних технологий в звукозаписи - все это превратило The Who в одну из величайших групп в истории рок-музыки, а их песни, записанные 50 лет назад, до сих пор звучат актуально и по-настоящему круто. Одним из таких шедевров является их сингл I Can See For Miles 1966 года, в котором уже слышны нотки рок-музыки будущего. Более жесткой и электризованной.
Bonus.
В качестве бонуса сегодня поставлю культовую группу эпохи "гаражного рока "The Seeds", которая не добилась большого коммерческого успеха, но имела огромную популярность среди британского и американского андеграунда второй половины 1960-х годов. Их самая известная и классная вещь "Can`t Seem To Make You Mine", открывающая первый альбом 1966 года. Образец великолепнного минимализма и стильной простоты
В следующей серии открываем вторую половину сотни - № 50-46.
Всем рокового настроения!