7 мин.

Как и почему волейбольная Россия проиграла 11 матчей подряд

Что случилось с олимпийскими чемпионами Лондона-2012 и почему такой позор вряд ли повторится.

Что случилось

Сборная России, выигравшая за четыре года Олимпиаду, Кубок мира, чемпионат Европы и две Мировые лиги, попала в топ новостей Яндекса. 11 поражений из 12 – такого не случалось никогда, даже в менее славные эпохи. А сейчас Россия – на минутку – вторая в рейтинге, после Бразилии.

Все наши неудачи пришлись на коммерческий, но важный турнир – Мировую лигу. В ней участвуют все сильнейшие. Итог для России – звонкие поражения от США, Польши, Ирана, вылет во второй дивизион, удар по самолюбию и имиджу. Наконец, тренерская отставка.

И все это – за год до Олимпийских игр, куда еще нужно отобраться.

Впрочем, сам по себе вылет из элитной группы МЛ не так страшен. В олимпийский сезон играть а) с менее классными соперниками, б) с гораздо более щадящими перелетами, в) с возможностью поэкспериментировать и дать отдохнуть ведущим волейболистам – не самый плохой вариант. В конце концов, по регламенту (запутанному, как и всё в волейболе) и из второго дивизиона можно попасть в «Финал шести» и взять золото.

Значит, трагедии нет? Абсолютно. Кто вот помнит, что перед Играми-2012 Мировую лигу убедительно выиграла Польша? Как она выступила на Олимпиаде? Проиграла в 1/4 финала России, будущему чемпиону. 0-3.

Во всей этой истории из 11 поражений больше огорчило то, что команда откровенно развалилась и растерялась. А из прессы мы стали узнавать, почему.

«Нас несколько расслабили победы, которые шли серией. Особенно – чемпионат Европы-2013. Он сборной очень долго не давался: в любых составах, с любыми тренерами. Мой коллега выиграл титул с первой попытки. Видимо, тот успех сослужил недобрую службу» (Владимир Алекно, тренер «Зенита»)

«Ребята говорят, что все непросто, игры нет. Насколько я знаю, у Андрея Воронкова нет обратной связи с ребятами. У него своя специфика работы. Из сборной России команда превратилась в новосибирский клуб. Наверное, те соревнования, которые выигрывались, был выхлоп наших побед, а сейчас все стало видно» (Тарас Хтей, экс-капитан сборной)

«Капитан Андрей Ащев говорит, что у нас есть отдельные игроки, а команды пока нет. Я этого не понимаю. А чем вы, ребята, занимались, когда готовились к турниру? Время на подготовку было. А вот так говорить: мы еще не сыгрались, просто некрасиво» (Вадим Хамутцких, призер трех Олимпиад)

«Надо было сразу Воронкову уходить, если не по Сеньке шапка, вот результат этой работы никому не нужной, а теперь получаем все оплеуху в это не самое лучшее время» (Геннадий Шипулин, тренер «Белогорья»)

И почему же?

Травмы. Одна из ключевых проблем. По разным причинам почти не играли или не играли вовсе: Николай Апаликов, Александр Бутько, Николай Павлов, Максим Михайлов, Дмитрий Мусэрский, Дмитрий Ильиных, Сергей Гранкин. Без них сборную сегодня представить сложно. Собственно, с возвращением Мусэрского команда хоть как-то оживилась и добыла победу в Тегеране.

Тренер. За Андрея Воронкова, который, в отличие от Алекно, редко разбирает игру в перерыве, заряжая любимое «Давай-давай!», волейболисты откровенно не сражались. Проблемы начались еще год назад, когда команда вышла из-под управления. Воронков не очень понимал, кем заменить травмированных; как влиять на игру, если у лидеров откровенно не шло; чем удивлять соперников, которые постепенно приноровились к россиянам.

Победы 2013-го – Мировая лига и Европа – вышли скорее эмоциональными, чем логичными. Воронков доверился тем, кто по разным причинам не поехал на Игры – Павлову, Сивожелезу, Спиридонову, Вербову, Ермакову. Все они мечтали доказать, что не хуже олимпийских героев.

Эффект неожиданности, которым Россия сразила соперников два года назад, быстро прошел. Нашу игру разобрали (это стало очевидно еще на ЧМ-2014 в Польше), а как ее усилить – Воронков так и не понял. Брать же новичков и бросать их в пекло – такой номер не сработал ни на старте Мировой лиги-2014 (4 поражения подряд), ни сейчас.

Что делать

Кто станет тренером? Очевидно, Владимир Алекно, который уже дал предварительное согласие. Для него это будет третий приход в сборную: первый – с весны 2007-го по осень 2008-го, второй – 2011-2012 гг. Пожалуй, сейчас ему будет сложнее всего – психологически команда надломлена, а те волейболисты (Тетюхин, Хтей, Волков), на которых Алекно делал ставку в Лондоне, по разным причинам давно не в сборной.

Какие же проблемы у нового (старого) главного тренера?

Кому быть вторым центральным после, разумеется, Мусэрского? Апаликов в этом сезоне, увы, не помощник – после операции на ахилле он даже не тренируется. Проблемы Волкова со здоровьем начались еще до/после Лондона – с тех пор он толком не играл. Шансы остальных примерно равны.

«Наверное, мой рост – 219 сантиметров. Но я и сам не знаю». 11 историй о самом высоком волейболисте мира

Артему Вольвичу в МЛ не хватало скорости: он часто не поспевал за соперниками, оставляя огромные разрывы в блоке.

За Артема Смоляра красноречиво говорит статистика в последнем, пусть и победном матче с Ираном – 3 продуктивные атаки из 17.

Андрей Ащев не молодеет – ему уже 32; да и на групповом этапе МЛ он не убедил, хотя и был капитаном.

Есть, конечно, 19-летний Илья Власов, который понравился на Европейских играх, но там был совсем другой уровень.

Кто станет единственным «иностранцем»? По регламенту Международной федерации в сборной не может быть более одного натурализованного – в основе России таких двое. Это «украинец» Николай Павлов (диагональный) и «белорус» Александр Бутько (связующий). По идее, у Павлова есть замена, а вот Гранкину, нашему основному (и не всегда стабильному) связующему, надежный «второй номер» не помешает.

Кто будет играть связующего? Гранкин. Возможно, Бутько (см. выше). Есть Сергей Антипкин и Игорь Колодинский (да-да, из пляжного волейбола), но они в МЛ не феерили.

Кто будет диагональным? Если Павлов (см. выше), то спор за место основного будет между ним и Максимом Михайловым. В противном случае Михайлов будет явно №1, а в сменщиках, например, нестабильный и немного прямолинейный Павел Мороз.

«На Украине приходилось донашивать форму за старшими». Откуда взялся лучший волейболист мира

В диагонали может сыграть и Мусэрский (как, например, в последних матчах с Ираном). Но если использовать его на этой позиции, то возникнут проблемы с центром.

Во второй сборной – Виктор Полетаев и Максим Жигалов. Полетаева давно называют преемником Михайлова, но в сборную он пока не вызывался.

Кого ставить в доигровку? Выбор большой, но не очевидный. Денис Бирюков не всегда хорош в приеме, но один из лучших в атаке. То же самое можно сказать и про Алексея Спиридонова, который провел противоречивый сезон.

«Без эмоций он умрет на площадке». 13 историй о самом «сумасшедшем» волейболисте мира

Евгений Сивожелез мощно подает и надежен в приеме, но не всегда успешно атакует из-за относительно невысокого роста (196 см).

Сергей Савин крайне нестабилен, а Алекно к таким игрокам насторожен. Есть еще Дмитрий Ильиных, который все же понадежнее Савина.

Во второй сборной – Егор Клюка и Александр Маркин, неплохо проявившие себя в Баку.

Ну и, конечно, не стоит забывать про вечного Сергея Тетюхина, который может прийти на помощь.

Либеро. Алексею Вербову 33 года – он не растерял класс, но не всегда готов отыграть целый матч. Первым номером, вероятно, будет Алексей Обмочаев, вернувшийся после дисквалификации. В его уровне сомнений нет – он был основным в Лондоне. А кто будет страховать – Артем Ермаков, постоянно вызывавшийся Воронковым, Роман Брагин или Алексей Кабешов?

Что будет

Впереди Кубок мира – две лучшие команды получат гарантированные путевки на Игры-2016. Уже 8 сентября первый матч – против Венесуэлы. А затем Польша, Аргентина, Италия, США, Иран и другие. Попадать в топ-2 обязательно: на Олимпиаду можно, конечно, протиснуться через сито квалификаций, но это хлопотно и без гарантий.

После Кубка мира – октябрьский чемпионат Европы, где России защищать титул.

Пока у нас, честно говоря, совсем нет команды. Есть только вера в Алекно, Мусэрского и в прежние заслуги.

19 человек, сделавших Россию главной страной мирового волейбола

Фото: worldleague.2015.fivb.com; РИА Новости/Максим Богодвид