ru en
Sports.ru
10 октября 2011 23:14
Вокруг   Спорта
Вокруг Спорта

Понемножку обо всем

Смертельный танец Хуберта Пярнакиви

 

В те времена не было еще чемпионатов мира по легкой атлетике. СССР и США, две непримиримые супердержавы, проводили междусобойчики – легкоатлетические матчи. Проиграть главному идеологическому противнику в те времена для страны Советов было не просто позорным – было немыслимым.  

Был чудовищно душный и жаркий день 18 июля 1959 года. Арена стадиона, беззащитная и простреливаемая насквозь палящим солнцем, накалилась до предела. +34С в тени, влажность около 88%. От трибун – металлических, раскаленных, - шел жар как от хорошо натопленной русской печи.  

Зрителей с трибун то и дело уносили на носилках, машины скорой помощи были в тот день самым популярным транспортом. А спортсменам нужно было бежать 10000м в этом аду.  

  

Забег начинали четверо – Алексей Десятчиков и Хуберт Пярнакиви с нашей стороны и Сот и Труэкс от американцев.

Позднее Алексей вспоминал: "Интересно, что американцы еще до старта все подсчитали, и в газетах опубликовали свой прогноз, в котором первое место отдавали их Соту, на второе ставили Пярнакиви, третье – второму американцу, Труэксу - к сожалению, сейчас уже не помню его имя – и только четвертое – мне. Разозлило тогда это предсказание, ведь личный результат у меня был лучше всех четверых."

До 7 километра все шло гладко, наши спортсмены потихоньку отрывались и убегали. И тут Сот зачем-то решился на рывок. Это была страшная ошибка - ни один организм не смог бы выдержать ускорения в таких условиях. Сот вырвался вперед, но вскоре остановился, покачался немного и упал. Попытался подняться, пробежал пару метров. Бег его стал походить на какой-то диковинный танец - стоя практически на месте, высоко поднимая колени, двигаясь какими-то странными зигзагами, он пробежал еще чуть-чуть..Упал снова. Поднялся в третий раз. Упал. Американцы сначала не хотели подпускать к нему врачей – рассчитывали, что Сот сможет встать и продолжать бежать дистанцию. Но Сот больше не вставал…. К нему подбежал советский врач, унес со стадиона, сделал массаж сердца. Сота отправили в больницу, где у него была зафиксирована клиническая смерть… Вмешательство нашего врача спасло ему жизнь.  

  

Для Пярнакиви, рванувшему вслед за Сотом в убийственную погоню, это не прошло зря - на последнем круге Хуберту стало совсем плохо, он практически потерял сознание и ориентацию.  

Это выглядело странно, иррационально, пугающе. У него будто отключили все – сознание, эмоции, органы чувств... оставили только одну мысль, только одно ощущение, - что нужно бежать.. Бежать – и добежать до конца. И он бежал. Хотя какой уж там бег… Он крутился на месте, переходил с первой дорожки на четвертую, продвигаясь по сантиметру к финишу. «Хуберта бросало из стороны в сторону, он высоко поднимал колени и молотил ногами дорожку, не продвигаясь вперёд. Трибуны были в ужасе. Такой нечеловеческой борьбы ещё никому не приходилось видеть на беговой дорожке.»  

Последние 100 метров Хуберт преодолевал минуту. Минуту!!!

Финишировав, он рухнул на руки Десятчикова - без сознания.  

Закончивший гонку третьим американец Труэкс также упал без чувств. Когда Труэкс увидел падение Сота и невообразимый бег Пярнакиви, он заметно снизил темп – считал, что достаточно будет просто добежать, на финише он обойдет практически не ориентирующегося в пространстве Хуберта. Но тот собрал что-то уже совсем запредельное и сумел остаться вторым.  

Победитель той гонки, Алексей Десятчиков, пробежал лишний круг из-за невнимательности судей - потрясенные происходящим, те перестали считать круги.  

СССР победил в том матче. Но не это главное. Главное – слова, сказанные самим Пярнакиви "Надо... бегать... до конца...".    

 

И можно, наверное, спорить, надо ли губить здоровье, многообещающую карьеру ради нескольких очков для своей страны - Пярнакиви также пережил клиническую смерть в том забеге, и, конечно, на его большом спортивном будущем был поставлен крест.

Но лично для меня Хуберт Пярнакиви - герой, победитель, спортсмен с большой буквы. Человек, доказавший, что дух превыше всего.

**********************************************************

По материалам российских интернет-источников

Спасибо за идею - SRR, Alex_NSK

Автор 
РЕЙТИНГ +27

Комментарии

2 ноября 2011 21:07
Ответ на комментарий пользователя geht

Громадное спасибо за дополнительные сведения о Хуберте! Я искал их в интернете, но ничего не нарыл..

Про Филадельфию я знал - но решил не уточнять.. все же это не столь принципиальный момент, ИМХО. Важнеее, какие были условия забега.

Про лишний круг Труэкса - честно, впервые слышу. Но это понятно - я готовил материал по воспоминаниям наших атлетов и тренеров..

И жаль, что этот один забег погубил такую многообещающую карьеру. Сейчас другое время, и такие подвиги во имя спорта кажутся уже.. излишними) Есть вещи поважнее..

Ответить
+1
2 ноября 2011 20:55
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

Материал классный
Но есть некие «Но», на которые Вы не обратили внимание и в материале не указали
1. Матч проходил в Филадельфии
2. Американец Труэкс тоже пробежал лишний круг
3. В видео есть серьезная ошибка - особого влияния на исход матча этот забег не влиял. Это был последний вид ПЕРВОГО ДНЯ матча США - СССР. В этот день в основном соревновались мужчины, где американцы были посильнее. И основная задача в этот день перед советскими спортсменами была не дать хозяевам создать отрыв перед вторым днем соревнований, в котором больше было женских видов, в которых преимущество было на стороне сборной СССР. Так оно и произошло: мужчины чуть проиграли - 108:121, а женшины выиграли - 67:40. В итоге победа сборной СССР - 175:167.
Конечно, если считать все по максимуму, то 3 очка Хуберта и 5 очков Алексея (очки в каждом виде программы начислялись следующим образом: 1-е место — 5, 2-е место — 3, 3-е место — 2, 4-е место — 1, не закончившие дистанцию или не взявшие начальную высоту — 0) и принесли победу сборной СССР, что, естественно, добавляет величие спортивного подвига и Хуберта, и Алексея Десятчикова. Но в первый день, когда и проходил этот забег, об этом никто и не думал.
После окончания своей спортивной карьеры Хуберт получил медицинское образование и долгие годы работал главным ветеринарным врачом города Пярну.
В 1989 году мы снимали программу, посвященную 30-летию этих событий, и Хуберт, говорил, что он до сих пор ничего не помнит, и поэтому очень благодарен Элену Климову, за то, что он все это показал по ТВ. Когда я спросил о том, как в сборной СССР отреагировали на все, что произошло, то Хуберт очень удивился вопросу. «Для нас всех тогда это было нормой – биться до конца за сборную и Родину». Но в тоже время, Хуберт был очень расстроен тем, что с ним произошло, так как он не смог в следующем году выступить за сборную на Олимпиаде в Риме.
Увы, Хуберт уже был болен, и поэтому большого интервью, к сожалению, не получилось.

Ответить
+1
2 ноября 2011 10:32
Ответ на комментарий пользователя Eleuthera

Он не мог сойти - он за Родину бился!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить
19 октября 2011 15:56
Ответ на комментарий пользователя Марийка77

Да, вы правы - видео жуткое..

)) Я напртив, боялся, что «многабукоф» получилось))

Думаю,в интернете можно его найти..

Ответить
+1
19 октября 2011 13:11

Посмотрела видео....мурашки до сих пор не проходят, так дыбиком и стоят....
Что-й-то масштабно нереальное...
Спасибо за текст, жаль, что короткий )))
Побольше бы таких историй, очень интересно.
А можно ли где-нибудь скачать весь фильм «Спорт, Спорт, Спорт»?

Ответить
13 октября 2011 13:36
Ответ на комментарий пользователя SRR

Все верно.

Ответить
13 октября 2011 13:35
Ответ на комментарий пользователя semak1717

Речь ведь не о том, чтобы просто бегать. Речь оо том, что в большом спорте карьера его оказалась закончена - об этом говорил и десятчиков в приведенной ниже ссылке, да и его фамилии в соревнованиях уровня ЧМ или ОИ или ЧЕ после 1959 года вы не найдете.

Ответить
+1
13 октября 2011 11:37
Ответ на комментарий пользователя semak1717

Ты не учитываешь , что Figaro_13 выделил » ... на его большом спортивном будущем был поставлен крест ...», а Пярнакиви в 1959 было уже 27 лет , то что он мог вообще бегать дальше - это не спориться ( Пярнакиви 11 - кратный победитель 1952-1962 пробега вокруг эстонского озера Вильянди - соревнования городского масштаба), просто он уже не смог выйти на уровень сборной - быть призером всесоюзных соревнований .....
Для справки - Пярнакиви был чемпионом СССР на 5 км 1958 г , победителем 1-го матча СССР-США в беге на 5 км в 1958 в Москве ,участником чемпионата Европы 1958 ( 11 место на 5 км), тогда же (1958-1959) был победителем и призером чемпионата СССР по кроссу , Мемориал братьев Знаменских ( 1-й на 10 км в 1959 - до матча СССР-США) . А вот в дальнейшем уже в сборную не попадал и не светился .....

Ответить
13 октября 2011 10:34
Ответ на комментарий пользователя SRR

погугли. Я просто о нём когда сам узнал пару лет назад, то загнался и нашёл инфу о нём. Я не знаток лёгкой атлетики)

сегодня специально для тебя вечером поищу.

Ответить
+1
13 октября 2011 09:59
Ответ на комментарий пользователя semak1717

Вообще-то поделился бы информацией , как далее он успешно бегал - а то после этих соревнований , он больше в призерах соревнований всесозного значения и не прослеживается ( по справочникам - пришлось полюбопытствовать )

Ответить
13 октября 2011 02:16

Ну вот только сочинять не надо.

Всё нормально было с Пярнакиви потом, он и дальше бегал.

Ответить
12 октября 2011 21:27
Ответ на комментарий пользователя marie22

Время было другое.. И приоритеты другие..

Ответить
+1
12 октября 2011 21:09
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

Да, видео не для слабонервных....
Я, пожалуй, против подобных жертв. Спорт не должен убивать. Поскольку он призван пропагандировать ЧТО человек может, а не то, ЧЕГО не может...
А так возможен и обратный эффект... То есть - попросту отпугнуть людей от спорта...

Ответить
11 октября 2011 21:38
Ответ на комментарий пользователя soneyka

Да, пожалуй. Жизнь превыше всего - если речь не идет о войне..

Ответить
+2
11 октября 2011 21:33
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

Сейчас другое время, и, думаю, сейчас такие подвиги маловероятны и в спорте, и в других сферах - и это хорошо, моё мнение. Биться до последнего - достойно уважения, но смотря что на кону. Ради спасения жизней - да, но не наоборот...

Ответить
+1
11 октября 2011 21:25
Ответ на комментарий пользователя elenao

Буду рад услышать сформулированное..)

Ответить
11 октября 2011 21:24
Ответ на комментарий пользователя soneyka

Вот в том-то и вопос - нужен ли? То есть, понятно, что в определенныфе, крайние моменты - нужен.
Но в спорте?..

Ответить
+2
11 октября 2011 21:13

За пост спасибо, эту историю услышала впервые.

Ответить
+1
11 октября 2011 21:12

Нас уже трудно чем-то удивить... Но история страшная.
Нужен ли такой героизм? И во имя чего?
...Насколько по-другому воспитаны мы, нынешнее поколение... другое мировоззрение, другие взгляды, другие идеалы.

Ответить
+1
11 октября 2011 21:10

Спасибо! Мыслей много всколыхнулось, а сформулировать не могу...

Ответить
11 октября 2011 20:50
Ответ на комментарий пользователя Axell777

Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри - не вы.. (с)

Ответить
+3
11 октября 2011 19:42

Офигеть, сила воли громадная просто. Спасибо за пост)

Ответить
11 октября 2011 18:22
Ответ на комментарий пользователя Yury1

Хорошо, хоть после фильма о Хуберте вспомнили и заслуженного дали..

Ответить
+1
11 октября 2011 18:07
Ответ на комментарий пользователя SRR

Да, я тоже увидел этот бег у Элема Климова в «Спорт, спорт, спорт...». Впечатление было невероятное. До этого фильма практически никто о том забеге у нас и не знал. Там же американцы снимали, а у нас такое показывать нельзя было, наши люди по дорожке только по прямой.

Ответить
11 октября 2011 18:00
Ответ на комментарий пользователя Alex-Nsk

..и не только сентиментальность..)

Ответить
11 октября 2011 17:56
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

... а сентиментальность всё обостряется...

Ответить
+1
11 октября 2011 17:44
Ответ на комментарий пользователя kseniaminova

Да. Сейчас таких мало..)

Ответить
+1
11 октября 2011 17:43
Ответ на комментарий пользователя Alex-Nsk

Стареем..

Ответить
+1
11 октября 2011 17:39

мне понравилось) интересны пост) спасибо)
согласна, Хуберт спортсмен с большой буквы!)

Ответить
+1
11 октября 2011 17:11
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

А я в этот раз даже смотреть не стал... психика уже не та.

Ответить
11 октября 2011 16:08
Ответ на комментарий пользователя Тафгай

Понятно)))

Ответить
+1
11 октября 2011 16:06
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

Да просто тогда занялся статьей про этап Бриллиантовой лиги и прогнозами на ЧМ, а вот про эту животрепещую историю как-то забыл ))

Ответить
11 октября 2011 15:43
Ответ на комментарий пользователя валдис ангарский

Каждый раз пробирает, правда..

Ответить
+1
11 октября 2011 15:38

Да... Сколько не видел эти кадры, а впечатляет. Сильно, очень сильно.

Ответить
+1
11 октября 2011 14:33
Ответ на комментарий пользователя Пара Соль Ка

Так, Солечка, нашел ответ на твой вопрос по дальнейшей судьбе Сота.
Это воспоминания победителя того забега, Алексея Десятчикова:

«Как отразился тот бег на вашей и ваших партнеров спортивной карьере?
- Всех остальных участников отвезли со стадиона в реанимационное отделение. У Сота и Пярнакиви была зафиксирована клиническая смерть. Они больше не могли выступать на прежнем уровне. О Соте я, вообще, больше ничего не слышал, кроме того, что в медицину вошел такой термин «Эффект Сота». Хуберт рано ушел из жизни - в 62 года. А мы с Труэксом выступали в 1960 году, на Олимпиаде, я занял четвертое место, получил звание заслуженного мастера спорта.
«

Ответить
+1
11 октября 2011 14:24
Ответ на комментарий пользователя Тафгай

Да, идея старинная.. Честно говоря, я ждал, что ты сам за нее возьмешься, потому и не спешил..)

Ответить
+1
11 октября 2011 13:53

Спасибо, Игорь за пост! Идея написания подобного материала был а предложена еще летом, и как хорошо, что ты взялся за это дело!

Ответить
+1
11 октября 2011 11:29
Ответ на комментарий пользователя SRR

Да я так... прикололся )

Ответить
+1
11 октября 2011 11:25
Ответ на комментарий пользователя SRR

16-летняя победительница ОИ? Круто...

Ответить
11 октября 2011 11:19
Ответ на комментарий пользователя Alex-Nsk

Извини ,не туда стукнул \ не проверив....

Ответить
+1
11 октября 2011 11:14
Ответ на комментарий пользователя Figaro_13

В этом фильме советские зрители также впервые увидели экзотический способ прыжка высоту олимпийского чемпиона Фосбюри Р. в 1968 - и пошел гулять этот способ по миру \ уже в 1972 г Олимпиаду в Мюнхене выиграла Ульрика Мейфарт (ФРГ) именно «фосбюри-флопом» с результатом 192 ( повтор МР) , и самое интересное ей было всего 16 лет 3 месяца \ через 12 лет она сново выиграла ОИ-1984 ( 202см) ....

Ответить
+1
11 октября 2011 11:10
Ответ на комментарий пользователя SRR

59

Ответить
+1
11 октября 2011 10:51
Ответ на комментарий пользователя SRR

А онм действительно потрясают..

Ответить
+1
11 октября 2011 10:41

Пярнакиви получил звание заслуженного мастера спорта СССР за этот бег 1958 года только в 1970 году - сразу после выхода фильма » Спорт, cпорт, cпорт» - похоже сильно потрясли всех кадры фильма ....

Ответить
+1
11 октября 2011 08:14
Ответ на комментарий пользователя Alex-Nsk

Болотников у меня только в анонсе, и он там Петр..)
А, вижу.. Десятчиков, конечно. Спасибо, опечатался.

Ответить
+1
11 октября 2011 08:08

Мощный материал.
Замечу, ошибаются те, кто считает, что мотивацией ребят была идеология - в этом забеге и многих других подобных случаях.
(Болотникова из текста убери. Его, кстати, звали Петром)

Ответить
+1
11 октября 2011 08:00
Ответ на комментарий пользователя _Khan_

Я в интернете, в основном, находил воспоминания атлетов и тренеров того времени именно об этом забеге.
Вот тут есть кое-то немного о Хуберте, воспоминания Болотникова
http://www.irc-club.ru/impress...

Ответить
+1
11 октября 2011 07:52
Ответ на комментарий пользователя Baby-faced_Assassin

Совершенно верно, именно из этого фильма.

Ответить
+1
11 октября 2011 05:32

Бог ты мой, вот жесть
А видео - это, кажется, из фильма Спорт, спорт, спорт?

Ответить
+1
11 октября 2011 00:52

А можно где-то прочесть про самого Хуберта кроме как куцая статья на эстонской Википедии?
Никто не находил?

Ответить

Свежие записи в блоге

12 мая 10:59
Бриллиантовая Лига. Первый этап. Доха

4 мая 13:02
20 марафонов, которые стоит пробежать раз в жизни. Часть вторая

3 мая 14:30
20 марафонов, которые стоит пробежать раз в жизни. Часть первая

18 апреля 16:20
Предельное время для марафона

15 апреля 13:23
Чей туфля? Мое!

13 апреля 14:38
Без 100 метров не разобраться...

10 октября 2011 23:14
Смертельный танец Хуберта Пярнакиви

20 сентября 2011 12:10
Из истории мировых рекордов. Эстафета 4Х100 метров. Мужчины

31 августа 2011 12:10
Рождение новой суперзвезды?

29 августа 2011 22:19
Скандал на мировом первенстве

Новости по теме

ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ

Футбол
33 самые влиятельные персоны российского футбола

Рейтинг самых влиятельных персонажей российского футбола с учетом всего случившегося за последние двенадцать месяцев|78

Футбол
Карта памяти. Франческо Тотти

Красивая ностальгическая галерея в честь культового героя «Ромы» и просто героя сборной Италии|0

Футбол
10 лучших защитников евросезона

Лучшая защита – защита|128

Футбол
Сергей Семак: «ЦСКА не стал меня покупать – гораздо проще было призвать в армию»

Сергей Семак – о том, как дважды порывался уйти из ЦСКА в середине девяностых, ходил на скачки в Париже и выводил из кризиса ростовский банк.|85

Прочие
Как выступит Россия на Играх-2012?

Алексей Авдохин изучил планы спортивных федераций, мечтающих выиграть в Лондоне 100 медалей

Документы
Пользовательское соглашение
Как пользоваться сайтом
Информация об ограничениях Reuters
Sports.ru повсюду
Новости и материалы Sports.ru можно читать:
• с помощью Twitter
• подписавшись на RSS-потоки по интересующим вас темам
• на персональной странице iGoogle, добавив Google Gadget
• на вашем телефоне с помощью мобильной версии
Rambler's Top100
0