• Персональная лента контента и фильтры в комментариях
  • Собственный блог и сообщество
  • Игры: Фэнтези и Лига прогнозов
  • Рейтингование букмекеров
  • Участие в рейтингах экспертов в темах
Авторизация
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы на Sports.ru?
Зарегистрироваться
  • Sports.ru
  • Футбол
  • Блоги
  • Too Old to Die Young
  • Главная ассоциация с Марокко в поп-культуре – великий фильм «Касабланка». Но есть проблема: там почти нет самой страны
10 мин.

Главная ассоциация с Марокко в поп-культуре – великий фильм «Касабланка». Но есть проблема: там почти нет самой страны

Вспоминаем любимый фильм кинокритиков.

Марокко впервые за 36 лет прорвалось в плей-офф чемпионата мира. Мы уже изучили их звезд и давно знакомы с Хакимом Зиешом. Но до сих пор мало знаем о Марокко как стране. 

Многие узнавали о Марокко или просто ассоциируют его через фильм «Касабланка» – важный элемент поп-культуры, который вышел в 1942 году, но даже спустя 80 лет смотрится интересно, смешно и свежо.

У «Касабланки» три «Оскара» (лучший фильм, лучшие режиссура и адаптированный сценарий), а также статус фильма всех времен по версии сотни кинокритиков. 

Но есть важная проблема – на самом деле о крупнейшем городе Марокко там почти ничего не сказано. Фильм не говорит о настоящей Касабланке и использует страну как набор шаблонных штрихов и декорацию. 

Почему так вышло? В чем сила «Касабланки»? Как сами марокканцы сегодня относятся к фильму, который одновременно и прославил их в западной культуре, и ничего о ней не рассказал? И сохранила ли Касабланка как город какую-то важность?

Почему «Касабланка» – великое кино: легкий юмор, главные актеры эпохи и посыл, что война закончится

Коротко о сюжетной завязке. Касабланка во время Второй мировой – место, где люди из Европы временно оседают, убегая от нацистской Германии. Они ждут визы, чтобы улететь в Лиссабон, а потом – в США.

История крутится вокруг Рика Блейна – хозяина кафе «У Рика» в Касабланке. Он циничен, остроумен, не хочет лезть в политику и поэтому безразлично относится к вишистской Франции (официально нейтральная сторона, но по факту – сторонница гитлеровской коалиции), которая контролировала Марокко.

Жизнь Блейна меняет приезд в Касабланку его бывшей девушки Ильзы. Она внезапно бросила Блейна в день вторжения нацистских войск в Париж. И тоже неожиданно пришла в бар Блейна вместе с мужем Виктором Ласло – лидером сопротивления из Чехии, который сбежал из нацистского лагеря. Виктору и Ильзе нужны документы, которые хранятся у Блейна и позволят им эмигрировать в США. Но все не так просто: из-за полиции, охотящейся на Виктора, и романтического прошлого Блейна и Ильзы.

«Касабланка» сделана по сценарию пьесы, которую даже не поставили. И сначала фильм делался как рядовая работа голливудских ремесленников (естественно, не в Касабланке, где тогда было не до кино).

Да, фильм стоил в производстве чуть дороже других фильмов и собрал неплохо в прокате. Но только к новой премии «Оскара» обрел ореол культовости: его разобрали на цитаты и признали великим. В чем же магия «Касабланки»?

Сценарий – основная сила. Режиссер Спайк Ли говорит, что «Касабланка» удивляет переплетением сюжетных линий: очень изящно для своего времени. Но при этом сценарий писался на ходу, актеры до конца не знали, чем все закончится. Последние минуты фильма сценаристы доделали за несколько дней до финальных съемок. 

У «Касабланки» великий актерский состав. Там в лучшей форме звезды эпохи – Хамфри Богарт и Клод Рейнс. Еще с «Касабланки» начался карьерный взлет Ингрид Бергман. Но в фильме даже малозначительный персонаж запоминается: добротой, легкостью и верой в лучшее.

Они все обитают в одном баре (в рамках фильма до него сводится вся Касабланка; нет даже попыток воссоздать виды города). И его можно сравнить с чистилищем. Люди не знают, кто победит в войне, и уходят в эскапизм. Лишь одна надежда – получить визу и начать новую жизнь в Америке. Для военного времени фильм слишком светлый, а герои дарят миру надежду (напоминаем, что в год выхода «Касабланки» война в разгаре) через позитив и юмор, который стал классикой.

– Зачем вы прилетели в Касабланку?

– У меня плохое здоровье. Тут воды.

– Какие воды? Здесь же пустыня.

– Меня обманули.

Профессор Нью-Йоркского университета киноведения Джуллиан Корнелл объясняет величие фильма: «Касабланка» задала стиль будущим фильмам Голливуда, которые работают и на массовую, и на более вдумчивую аудиторию. При этом – не заигрывая с претенциозностью на что-то великое и понятное только интеллектуальным кружкам.

Но, например, «Касабланку» ругал писатель Умберто Эко. Он считает фильм посредственным, но признает: из-за количество штампов и архетипических персонажей сюжет достигает «гомерических глубин»: «В интересах развития сюжета сценаристы напихали в фильм все мыслимые экранные и литературные клише, превратив его, так сказать, в музей кинематографии. По этой причине «Касабланку» можно воспринимать по частям, выхватывая куски, каждый из которых становится цитатой, архетипом».

Если говорить о слабой связи «Касабланки» с Касабланкой, то за это фильм редко критикуют. Город здесь важен как фон, и то, что он вынесен в название – это скорее красивый жест и дань моде: например, в то время был популярен фильм «Алжир». Пьеса, по которой сделана «Касабланка», называлась «Все приходят к Рику».

Еще «Касабланка» – это незаметный результат работы военной пропаганды США

После просмотра «Касабланки» нет ощущения, что это пропаганда. Все персонажи тут по-своему обаятельны, и никто прямо ни к чему не призывает прямолинейно.

Но важно упомянуть, что фильм появился в рамках программы Управления военной информации США. Специальный комитет появился после нападения японцев на Перл-Харбор. И он через художественные произведения объяснял американцам, зачем им вступать в войну. 

Блейн как раз и символизирует Америку, которая сомневается, нужно ли ей сражаться с Гитлером. Двойственность главного персонажа выражается через художественный прием нуара – Блейн иногда освещен так, что одна половина его лица в темноте, а другая освещена.  Он даже идет на компромисс с его режимом, но все же, к финалу фильма, рискует всем и бросает злу вызов. И финал показывает: есть вещи важнее хэппи энда и воссоединения любящих людей (чего требует жанр).

После выхода фильма у создателей была идея изменить финал и добавить сцену, где союзная армия воюет в Африке (что показывало бы актуальную реальность), но этого не случилось. «Касабланка» заканчивается фразой, которую после цитировали и переделывали в кино десятки раз: «Луи, по-моему, это начало прекрасной дружбы!»

Пропаганда в«Касабланке» работает и через духоподъемные сцены, которые тоже стали классикой. Например, есть эпизод, где нацисты поют в баре свою песню, но их постепенно перекрикивает другая часть бара – французы поют «Марсельезу», и немцы уходят.

«Касабланка» вышла чуть раньше, чем ожидалось. Создатели торопились специально к конференции Рузвельта и Черчилля в Касабланке – они обсуждали следующий этап войны. К тому моменту союзные войска уже взяли контроль над Касабланкой. 

Как марокканцы относят к тому, что фильм мало связан с настоящей Касабланкой (хотя сейчас там воссоздают то самое кафе)

Для современного Марокко «Касабланка» – это не важная часть культуры. Марокканцы даже пишут, что о фильме мало кто знает и его в основном открывает для себя молодое поколение киноманов.

И оно популяризирует фильм в Марокко. Например, в 2022-м, к 80-летию фильма, в Касабланке открылась копия бара Блейна. Это уже вторая попытка увековечить фильм  – в 2004-м такой же бар открыла дипломат из США. Туристы и местные говорят, что не видели фильм, но впечатлены атмосферой.

Не удивительно, что для Марокко фильм не стал важным – он просто о нем не говорит. «Касабланка» мало показывает культуру марокканцев и делает это стереотипно. Частая претензия к фильму, что из местных жителей мы видим только продавцов ковров.

Слабое внимание к культуре Марокко (всего лишь несколько цен показывают, что действие происходит в восточной стране) можно объяснить тем, что фильм снимался в голливудской студии, а Касабланка показана лишь как экзотическая часть Франции.

Но насколько точно получилось у фильма хотя бы передать атмосферу Касабланки времен войны? Историк Мередит Хиндли, которая написала книгу о Второй мировой на территории Северной Африки, пишет, что о Касабланке 1940-х известно мало. Но богатые люди действительно туда бежали, чтобы переждать войну: например, родственники Зигмунда Фрейда (его невестка Эсти основала в Касабланке первую школу для глухих) и писатель Артур Кестлер. 

В этом плане «Касабланка» точно показала ситуацию европейцев. Они надолго застряли городе, где не хотели находиться, и месяцами, а иногда и больше года ждали возможности улететь в более безопасное место.

Хотя Марокко на тот момент было нищей страной. Европейские эмигранты жили в танцевальных залах и своими силами улучшали быт. Но массово европейцы не остались в Марокко после войны. Получилось наоборот: сейчас Марокко – страна, откуда чаще уезжают: в мире за пределами страны живут пять миллионов марокканцев.

Как Касабланка живет сейчас и почему она не столица Марокко

Касабланка – крупный портовый город с населением 3,3 млн человек. Но статус столицы все равно у Рабата, где живет всего полмиллиона. Это связано с исторической традицией (Рабат был столицей еще в XII веке) и тем, что там всегда концентрировалась власть. Касабланке же досталась роль торговой столицы, а Фесу – духовной.

Впечатление людей от современной Касабланки не самое приятное: плохие дороги, автомобильные пробки, пыльная атмосфера и мало деревьев. Город разделен на богатые районы и трущобы: «город с шизофренией» – в иностранных путеводителях есть и такое мнение о Касабланке.

Тревел-блогеры рекомендуют приезжать в Касабланку ради посещения нескольких мест: мечетей, рынка, площади и элитных районов с красивыми домами. Хватит одного-двух дней, чтобы посмотреть основное и не разочароваться в городе. И посещение кафе «У Рика» – теперь обязательная программа у туристов.

Вы знали, что Чебурашка – марокканец? Вот доказательства

Фото: imdb.com; en.wikipedia.org; East News/CREATIVE TOUCH IMAGING LTD / NURPHOTO / NURPHOTO VIA AFP; tripadvisor.com

Too Old to Die Young
Too Old to Die Young
Блог
Культура, география, спорт и еще что-то
41 комментарий
Реклама 18+
Комментарий скрыт
Если мне надо будет составить мнение о фильме, я его посмотрю, а не буду читать графоманов с кинопоиска.
+25
-1
+24
Очень интересная статья, познавательно, спасибо!
+23
-1
+22
По-моему самый знаменитый фильм, где фигурирует Марокко–это сериал Клон)
+22
-3
+19
да, да, пусть из-за вас наивные тратят своё время на эту пустышку)
да я смотрел и не единожды показывал это кино другим людям)
Кому-то очнь нравилось, кому-то не очень, но называть это кино "пустышкой" -- это просто расписываться в собственной глупости))
+14
-1
+13
Комментарий скрыт
зачем читать рецензии, если можно посмотреть фильм?
К слову, совершенно шикарный, с потрясающим хлёстким юмором, простой, но гениальной операторской работой, когда только закладывался канон жанра нуар (которым, кстати, Касабланка не является, хотя пахнет и выглядит как классический фильм-нуар), с канонической мизантропической ролью Хамфри Богарта, выдающейся красоты Ингрид Бергман, с великими сценами вроде Марсельезы. И как раз то, что Кустурица спустя 50 лет обыгрывал эту ленту, говорит о величии "Касабланки", а не наоборот.
Продать на хайпе кино можно. Заставить пересматривать спустя 80 лет -- невозможно.

Своим комментарием вы хотели показаться интеллектуальным снобом, но на деле любой, кто разбирается в кинематографе, его истории, и в частности: влиянии и значении фильма Кёртиса, скорее посчитает вас просто не очень образованным.
+11
0
+11
У меня Марокко ассоциируется с сериалом Клон, дядей Али, Жади, Саидом и тд)
+8
0
+8
Может быть, название фильма и то, что о городе почти ничего нет, - хороший нейтральный фон для самого сюжета, вполне типичного в те времена не только для этого города. Ну не было у создателей намерения рассказать о Касабланке и это нормально.
+7
0
+7
а Танжер так мимо проходил, ага
а Маленький принц это вообще никакого отношения к Марокко не имеет, небось
+6
0
+6
Ответ MyGerodot
Может быть, название фильма и то, что о городе почти ничего нет, - хороший нейтральный фон для самого сюжета, вполне типичного в те времена не только для этого города. Ну не было у создателей намерения рассказать о Касабланке и это нормально.
А если бы они уделили больше внимания городу - тогдашние критики указали бы, что это слабо согласуется с сюжетом, а нынешние добавили бы за экзотизацию Востока и колониальный подход.
+3
0
+3
я всё написал выше))) может, вам ещё и "Дон Кихот" заходит)) не удивлюсь)))
если читать по-испански, то это супер кайф
+3
0
+3
Комментарий скрыт
Рецензии кинопоиска? Серьезно?
Восприятие фильма очень относительно, тем более если речь про фильм 1942 года.
Это все равно что сравнивать "Прибытие" Вильнева и "Космическую одиссею" Кубрика.
Понятно что в 2022 смотреть космическую одиссею очень тяжело, а парой невыносимо, но для людей в 1969 это был фильм в тысячи раз опережающий ожидания.
+3
0
+3
Классика классик.
+2
0
+2
АЛЬФРЕД ХИЧКОК - Человек, который слишком много знал (1955).

Доктор Бен и Джо МакКенна, простые, ничего не подозревающие туристы, едут провести отпуск в Марокко.
+2
0
+2
Был в Касабланке, колоритный город. Старый город ,в котором властвует рынок, огромная мечеть и пляж у Атлантического океана (не самый чистый), кофе в каком-то местном кафе запомнились. А ещё постоянные торговцы плодом кактуса, вот уж кто был везде.
+2
0
+2
Комментарий скрыт
То ли дело кино про цыган действительно ))

Филистер.
+2
0
+2
Марокко - это Танжер 50-х годов. Берроуз, Капоте, Керуак...
Правда, тогда ещё Танжер был не частью страны, а Международной Зоной, но никаких ассоциаций раньше этой лично у меня не возникает. "Касабланка" много ниже в списке. Даже после Мустафы Хаджи))


Но статья и правда крутая.
+2
0
+2
Ответ заблокированному пользователю
У меня Марокко ассоциируется с сериалом Клон, дядей Али, Жади, Саидом и тд)
Хватит тут трусить песком !
+1
0
+1
Спойлеры... 😁
+1
0
+1
Хоть к фильму «Касабланка» это никакого отношения и не имеет, но теперь Марокко часто используется для съёмок голивудских фильмов. Гладиатор, Миссия Невыполнима, Джеймс Бонд, Джон Уик, Игры Престолов, Only Lovers Left Alive, Hills Have Eyes и многие другие проекты использовали местные локации для съёмок своих фильмов.
+1
0
+1
Я вот не смотрел, чую не моё. Тем более Умберто Эко для меня авторитет). Но вот Гражданина Кейна тоже долго не хотел смотреть, название не нравилось. Так что всё относительно. И до Токийской истории дойдет, нужно поймать момент.
0
0
0
Ответ Агера ноу
Рецензии кинопоиска? Серьезно? Восприятие фильма очень относительно, тем более если речь про фильм 1942 года. Это все равно что сравнивать "Прибытие" Вильнева и "Космическую одиссею" Кубрика. Понятно что в 2022 смотреть космическую одиссею очень тяжело, а парой невыносимо, но для людей в 1969 это был фильм в тысячи раз опережающий ожидания.
"Понятно что в 2022 смотреть космическую одиссею очень тяжело, а парой невыносимо, но для людей в 1969 это был фильм в тысячи раз опережающий ожидания."

Мне и в 10-ые Космическая одиссея понравилась больше Прибытия )) Хотя Вильнев в целом нравится
0
0
0
Фильм неплохой для своего времени, но концовка совершенно нелепая, когда они спокойно убивают фашиста и типа ОК, никто не думает, что это мог сделать стоящий рядом с трупом американец. Ну и да, персонаж Бергман не вызывает каких-то положительных эмоций, не сопереживаешь ей
+2
-2
0
Хау мач воч?!

Этот диалог, кстати, оттуда. И в фильме не было ни слова про «МГИМО финиш?»
0
0
0
И ни слова про "Международную зону (она же Интерзона) Танжер", про Берроуза и всё остальное. Низачот.
0
0
0
да, да, пусть из-за вас наивные тратят своё время на эту пустышку)
То ли дело ты. Прочитал графомана на кинопоиске - и все смотреть не буду. Это типа как послушать Карузо в исполнении Мойши и понять что Карузо фальшифит и картавит.
0
0
0
я всё написал выше))) может, вам ещё и "Дон Кихот" заходит)) не удивлюсь)))
Ага, балет в исполнении великих Максимовой и Васильева. А ты видимо предпочитаешь кашку из чужого клюва))
0
0
0
просто посмотрите "Огни большого города" или "Это случилось однажды ночью" - фильмы вышли сильно раньше "Касабланки", а смотрятся классно) дело совсем не в годе выпуска)
Зашел типа с козырей)) Ню ню
0
0
0
Ответ Pikachu Pikachu
Фильм неплохой для своего времени, но концовка совершенно нелепая, когда они спокойно убивают фашиста и типа ОК, никто не думает, что это мог сделать стоящий рядом с трупом американец. Ну и да, персонаж Бергман не вызывает каких-то положительных эмоций, не сопереживаешь ей
Так американца покрывает Луи своей знаменитой фразой "round up the usual suspects"
0
0
0
Так американца покрывает Луи своей знаменитой фразой "round up the usual suspects"
Ага, и немцы ему верят как идиоты))).
0
0
0
Ответ Pikachu Pikachu
Ага, и немцы ему верят как идиоты))).
Не немцы, а местная полиция - подчиненные Луи
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий