8 мин.

Элегантные и неотразимые. Топ-10 самых красивых болидов

Гоночный автомобиль не обязательно должен быть быстрым для того, чтобы заслужить любовь болельщиков. Порой футуристические формы или удачные ливреи запоминались зрителями на десятилетия, наравне с достижениями или вопреки им. В рамках спецпроекта «Лучшие моменты в истории гонок» Sports.ru представляет десятку самых красивых болидов «Формулы-1».

10. Williams FW16

Этот «Уильямс» болельщики «Формулы-1» запомнят на всю жизнь, но, несмотря на его трагическую судьбу, болид в раскраске Rothmans, еще не поддавшийся моде на вздернутые носы, смотрелся очень пропорционально и гармонично. Красота с привкусом грусти...

Альтернатива: Ferrari 412T1. Рейтинг не резиновый, и все претенденты в него элементарно не умещаются. Однако иногда те же годы или эпохи рождали экземпляры, достойные упоминания. Как эта «Феррари» 1994 года с изумительной формы боковыми понтонами, правильным оттенком красного и золотыми дисками. И одна из последних, ласкавшая не только глаз, но и слух своим V12.

9. McLaren MP4-20

Если выбирать самую красивую машину нового века, то здесь всегда выделялись «Макларены» в их серебристой ливрее и легким штрихом красного от титульного спонсора West. Болид 2005 года несет в себе мускулистые черты раба аэродинамики, но еще не до конца испорчен вырастающими везде, где только можно, крылышками. А кроме эстетического удовольствия, он еще и приносил успехи: Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя добыли на нем 10 побед в сезоне, и это лучший результат «Макларена» с 1989-го.

Альтернатива: Jordan EJ11. Здесь мог бы быть, например, изобретательный «Джордан», который в конце 90-х – начале 2000-х заставлял улыбаться надписям на заднем крыле и зверушкам – на носу. «Акула» 2001 года очень подходит вздернутому носу, который стал стандартом для «Формулы-1»

8. Arrows A2

Это не машина, а настоящий танк, правда, прозвище у нее было другое – «золотая пуля». К скорости это не имело никакого отношения: Рикардо Патрезе и Йохен Масс, которым пришлось укрощать данного монстра в 1979 году, как правило, квалифицировались в конце второй десятки и привезли команде только два шестых места за семь Гран-при. Но смелый эксперимент маленького «Эрроуза» с граунд-эффектом заслуживает внимания, а золотая ливрея элементарно покоряет. И почему нынешние команды тяготеют к белому?

Альтернатива: Brabham BT49. Гораздо более удачный вариант овладения граунд-эффектом дизайнером «Брэбэма» Гордоном Марри – BT49 довольно часто появлялся без переднего крыла, настолько эффективны были чистые формы самого автомобиля. В 1981 году эта модель принесла первый титул Нельсону Пике.

7. Maserati 250F

На взгляд современного болельщика автомобили 50-х могут показаться слишком простыми. Такими они, в сущности, и были: шасси, мотор, топливный бак, кузов и колеса – а что еще нужно для покорения скорости? Но в своей простоте они прекрасны, как эта классическая «Мазерати», которую в 1954 году впервые вывел на старт у себя на родине Хуан-Мануэль Фанхио. На ней же он стал чемпионом в 1957-м и выиграл свою последнюю, знаменитую гонку в Германии.

6. Ferrari 156

Год 1961-й был годом «Феррари» и 156-й модели, созданной Карло Кити. Вы всегда ее узнаете по двум выдающимся ноздрям, за которые ее сравнивали с акулой, и либо не поймете, либо станете поклонником этих форм. Болид выиграл чемпионский титул (Фил Хилл) и пять Гран-при, причем побеждал он не только под управлением заводских пилотов – во Франции первым к финишу его привел Джанкарло Багетти, заявленный итальянской федерацией.

5. McLaren MP4/4

Ряд «Макларенов» в красно-белой пачке Marlboro традиционно строг и красив, но очень разнообразен, что весьма затрудняет определение одного «самого-самого». Подсознательно на выбор модели 1988 года, естественно, влияют ее победы, принесенные Айртоном Сенной и Аленом Простом – рекордные 15 из 16 Гран-при сезона, но при этом, как и отмечали его конструкторы Гордон Марри и Стив Николз, и сам болид получился очень аккуратным. И это последний вздох турбоэры.

4. Brabham BT52

Еще один чемпионский «Брэбэм» Нельсона Пике в рейтинге, на этот раз 1983 года. Глядя на BT52, создается впечатление, что он летит, даже когда он на самом деле никуда не едет, а просто стоит в музее. Нос, напоминающий наконечник стрелы, маленькие, треугольные боковые понтоны, резко похудевшие с запретом граунд-эффекта, мощнейший турбомотор «БМВ» и легкость в управлении отличали это творение Гордона Марри.

3. Lotus 79

На самом деле сложно выделить какой-то один «Лотус» из ряда изобретений Колина Чэпмена. Семидесятые были последним десятилетием настоящей свободы инноваций, и творения великого конструктора менялись, задавая при этом моду, но сами всегда оставались сногсшибательными, что в красно-золотой Gold Leaf, что в черной John Player Special. Остановимся, пожалуй, на иконе эпохи граунд-эффекта – модели 79, на счету которой шесть побед, десяток поулов и титул 1978 года Марио Андретти.

А 72-я начала 70-х удостаивается почетного альтернативного упоминания

2. Jordan 191

Дебютный зеленый «Джордан» 1991 года рождения завоевал любовь болельщиков с первого взгляда и, пожалуй, навсегда. Его плавные формы даже иногда называют сексуальными, да и ливрея – как глоток того самого свежего 7UP. Положительное впечатление закрепилось пятым местом в Кубке конструкторов, и лучшим кругом Бертрана Гашо – первым из, кстати, всего двух на счету «Джордана». Вспоминают об этом автомобиле, правда, чаще в связи с дебютом на нем в Бельгии Михаэля Шумахера, который задержался в команде всего на одну эту гонку.

1. Eagle T1G

Абсолютный фаворит болельщиков «Формулы-1» всех поколений – американский Eagle, «Орел», созданный Леном Терри для команды Anglo American Racers Дэна Герни и дебютировавший в 1966 году. На счету болида всего одна победа – на Гран-при Бельгии-67, которую одержал сам Герни, а в остальном его «полет» был малоудачен, по большей части из-за ненадежности 12-цилиндрового мотора Weslake. Всего четыре финиша в 25 стартах, но кого это волнует, когда она столь совершенна