6 мин.

Игры со смертью

Клинт Маларчук пережил один из самых страшных эпизодов в истории НХЛ, постоянно испытывал проблемы с алкоголем и депрессиями, трижды был близок к смерти, но сумел выжить и стать неплохим тренером вратарей (позвоните в «Коламбус» и спросите Стива Мэйсона). Сейчас он работает в «Атланте» и его история, на мой взгляд, заслуживает внимания.

Сезон 1988-89 для вратарей «Баффало» сложился непросто. Даррен Пуппа начал сезон просто великолепно, и задвинул на скамейку запасных Тома Барассо, которого вскоре обменяли в «Питтсбург». Однако, в середине сезона Пуппа сломал руку и выбыл до конца года. Новым первым номером стал Жак Клотье, который просто не справился с непривычной нагрузкой. Когда команда в ходе 7 матчей пропустила 38 голов, руководство «Сейбрз» осознало, что с ситуацией в воротах нужно что-то делать. В начале марта из «Вашингтона» был выменен Клинт Маларчук, который числился третьим вратарем в составе «Кэпиталз» и не получал достаточно игрового времени. Как это часто бывает с игроками в новой команде, он сразу же проявил себя, сделав «шатаут» в гостевом матче с «Рейнджерс», и в первых пяти матчах одержал три победы. Он числился в составе «Баффало» 16 дней, когда его жизнь едва не оборвалась 22-го марта 1989-го года.

Уве Крупп подтолкнул игрока «Сент-Луиса» Стива Таттла, и тот падая, вонзил свой конек в горло Маларчука. Сначала крови было немного, но затем всем собравшимся открылась ужасная картина происходящего. Из 15-сантиметрового пореза, который задел самую большую вену в теле Клинта, толчками выплескивалась черная кровь и заливала вратарскую площадку. Двое зрителей на трибунах пережили сердечный приступ, а троих хоккеистов вырвало прямо на лед. «С каждым ударом моего сердца из меня выходила очередная порция крови, - вспоминает вратарь. – Я думал, что умираю, и долго не протяну».

Маларчуку было 27 лет, и мало кто из очевидцев был готов утверждать, что он отпразднует свое 28-летие. Один из обслуживающего персонала «Баффало» Джим Пицуттелли, ветеран Вьетнама, заткнул рану полотенцем, кто-то побежал за носилками, но Клинт выкатился с площадки сам, через выход за своими воротами. «У меня не было шока тогда, он настиг меня только на следующий день, - говорит Маларчук, который вел себя на удивление спокойно во время инцидента. – Я не собирался покидать лед на носилках. Это случится только тогда, когда им придется уносить меня сразу на кладбище Горжусь тем, что уехал со льда на своих двоих». Старый стадион в Баффало был устроен так, что выход в подтрибунные помещения находился за воротами, а не за скамейками запасных, как но современных аренах. Возможно это, а также то, что ворота Клинта находились на стороне раздевалок, спасло ему жизнь. Доктору «клинков» Питеру Джеймсу удалось немного задержать поток крови и протянуть время, пока не подоспели медики. За этот промежуток Маларчук успел попросить передать маме, которая смотрела матч по телевизору, что он ее любит, помолиться и позвать священника. Он старался сохранять сознание, потому что знал, что если закроет глаза, то может их уже никогда не открыть. «На третий период я успею?» - спросил врачей Маларчук уже в машине скорой помощи, которая уже неслась в больницу. Окончание матча прошло в полной тишине. «Баффало» проиграло 1-2, но это мало кого волновало.

В больнице Баффало врачи за полтора часа наложили 300 швов на шею Клинта и сказали, что если бы конек прошел на 3 миллиметра выше, Маларчук не протянул бы и двух минут. На следуюший день он уже выписался из госпиталя. Баффало не зря называют Городом Хороших Соседей – жители приняли трагедию вратаря, который провел в их городе всего две недели, как свою собственную – офис команды был переполнен цветами, открытками со словами поддержки, и телефонные звонки не смолкали весь вечер. Одна пожилая пара не спала всю ночь, молясь за здоровье Клинта, а один маленький мальчик в Монтане отказывался идти в школу, пока мама не позвонила в офис «Баффало» и не выяснила, что с вратарем все в порядке. 24-го марта Маларчук приехал на стадион переда игрой с «Ванкувером», чтобы показаться врачам, когда один из товарищей по команде убедил его показаться зрителям. Во время одной из остановок в матче Клинт вышел на лед через въезд для заливочной машины. «Дамы и господа, обратите внимание на дальний конец площадки и поприветсвуйте вратаря «Баффало» Клинта Маларчука», - сообщил диктор на стадионе и публика устроила игроку настоящую овацию. Клинт пропустил следующие пять игр команды, но вышел на последние минуты последнего матча сезона против «Квебека», и по окончании игры получал поздравления от игроков обеих команд. Несмотря на столь эмоциональное возвращение, Маларчук провел в составе «Сейбрз» еще три сезона в качетсве запасного вратаря, а затем завершил карьеру в НХЛ.

Четыре сезона в команде ИХЛ «Лас-Вегас Тандер» сопровождались ночными кошмарами, психическими расстройствами и проблемами с алкоголем. Это нашло настолько далеко, что одной из вечеринок Клинт принял на грудь несколько бутылок пива, забыв, что уже проглотил несколько таблеток обезболивающего, которое врачи прописали ему от болей в животе. Вернувшись домой он не мог заснуть и решил, что еще немного алкоголя помогут ему заснуть, но вместо этого чуть не убил себя. После того, как его откачали в больнице Эйри Каунти, он назвал этот эпизод самой большой ошибкой в своей жизни.

После завершения карьеры игрока, Клинт в течение пяти лет работал тренером (сначала ассистентом, а потом и главным) в командах ИХЛ, и неизвестно, как бы сложилась его судьба, после того как работы у него не стало, если бы о нем не вспомнил старый приятель Рик Дадли. Дадли тренировал Маларчука в «Баффало» и когда стал генеральным менеджером «Флориды» пригласил Клинтна на должность тренера вратарей, где ему довелось поработать с Роберто Люонго. Возможно, эта работа – лучшее, что можно придумать для бывшего вратаря. «Когда несколько назад я думал о тренерской работе, я пообещал себе, что никогда не забуду о том, что такое быть игроком, - говорит Маларчук. – Мне кажется, что некоторые игроки, когда становятся тренерами, меняются, но нужно помнить, каково тебе приходилось раньше». В штабе «пантер» Клинт проработал всего сезон, но затем спустя четыре года о нем вспомнили в «Коламбусе», где он помог провести великолепный сезон Стиву Мэйсону, за которой тот был признан лучшим новичком лиги.

Правда перед этим случился еще один, довольно неприятный эпизод. В начале октября 2008 в полицию города Фиш Спрингс поступил звонок от Джоан Маларчук, которая сообщила, что ее муж случайно выстрелил в себя. Когда полиция прибыла на место, они обнаружили в доме 47-летнего Клинта Маларчука, изо рта и подбородка которого текла кровь, а на полу лежало заряженное ружье. По словам жены, ружье случайно выстрелило, когда Кинт поставил его прикладом на пол. Сам Маларчук первоначально отказался от госпитализации, но потом все-таки был отправлен в больницу на вертолете. Полиция провела расследование этого случая, назвав обстоятельства «подозрительными», но не нашла никаких доказательств того, что это была попытка самоубийства, тем более что муж и жена категорически отрицали это.

Летом 2010-го генеральный менеджер «Атланты» Рик Дадли снова вспомнил о своем старом подопечном, и предложил ему должность вратарей в системе «Трэшерз». Кстати, к этому времени уже истек испытательный срок для Клинта, который сломал фонарик помощнику шерифа в одном из баров в Гарденвилле, во время стычки с полицейскими, где они пытались обнаружить подозреваемого. Маларчук был оштрафован на 250 долларов и получил испытательный срок на два года.

Сейчас Клинт спокойно работает тренером в «Атланте» с Крисом Мэйсоном и Ондреем Павелецом и ему всегда будет, что рассказать своим подопечным. «Я был основным вратарем, был запасным, поиграл в фарме, - говорит Маларчук. – Я многое повидал за свою карьеру. Я могу довериться вратарю, который не играл пять матчей. Я знаю, как сделать так, чтобы хорошая серия для голкипера продолжалась как можно дольше. Я знаю, каково быть отправленным в АХЛ и ждать своего часа. Я все это помню, и обещал себе, что никогда не забуду».