5 мин.

Почему «Челси» символичнее для Премьер-Лиги, чем «МЮ»

Пол Уилсон в достаточно спорной статье отвечает на поставленный самому себе вопрос - какие же клубы и каких же игроков можно считать символами АПЛ? Можно спорить и не соглашаться с его позицией, можно отстаивать свою точку зрения, но надо признать, что поднятая Уилсоном тема крайне интересна.

Сейчас идет 20-й сезон АПЛ, а сэр Алекс Фергюсон находится у руля «Манчестер Юнайтед» уже 25 лет. Означает ли это, что именно он является лицом английского футбола? И если бы мы хотели найти того единственного человека, который лучше всего символизировал бы все эти два десятилетия существования Премьер-Лиги, то это точно был бы тренер? Конечно, зрители, в первую очередь, видят футболистов. Давайте же немного рассмотрим немного ближе людей, которые были иконами АПЛ в разное время, чтобы выбрать того самого Единственного, а также поймем, почему «Челси» мог бы гораздо лучше подходит на роль символа Премьер-Лиги за эти 20 лет, чем «МЮ». 

Итак. Громким заявлением я просто хотел привлечь внимание. Очевидно, что «Юнайтед» выиграли куда больше этих блестящих безделушек, чем «Челси», и, без сомнения, заслуженно являются самым популярным клубом Англии. АПЛ – мировой бренд, и я не собираюсь утверждать, что у «Челси» больше поклонников во всем мире, чем у «МЮ». Но я утвеждаю, что «аристократы» более символчины. Именно для АПЛ. «Юнайтед» всегда были в первых рядах, не так ли? Им поклонялись в 50-е, в 60-е, с их «малышами Басби» и Бобби Чарльтоном. И, наверно, сейчас они даже еще популярнее, но их прежние успехи столь значительны, что трудно ассоциировать только с 20-летним периодом, который существует Премьер-Лига.

Кто-то скажет, что та же ситуация и с «Ливерпулем», однако в последнее время клуб сдал и выступает ниже своих же стандартов середины прошлого века, поэтому «мерсисайдцев» иконой АПЛ уж никак не назвать. Как и «Юнайтед», «Ливерпуль» является символом английского футбола в целом, и их триумф в Лиге Чемпионов 2005 года, конечно, сильно повысил престиж британцев на европейской арене. Но, повторюсь, основные их успехи связаны с достижениями прошлых лет, «до-АПЛ»-эры.

А вот «Челси», несмотря даже на титул 1955 года и веселую эру Питера Осгуда, Чарли Кука и Чоппера Харриса, практически полностью является продуктом Премьер-Лиги. Интерес к «синим» начал возникать в середине 90-х с приходом в команду Глена Ходдла, Руда Гуллита и Джанлуки Виалли.  но когда Роман Абрамович начал вливать в клуб огромные деньги, уволил Клаудио Раньери и пригласил на тот момент чертовски перспективного Жозе Моуриньо, АПЛ, кажется, нашла свою фишку. То есть Лига, наконец, нашла, в чем она может быть действительно хороша, и начала делать это так, как до этого не делал никто в истории. Это «дело» состоит в том, чтобы тратить неимоверные количества иностранных денег на иностранных игроков, которые давали результат в виде качественного и зрелищного футбола.

Всемирный успех «Манчестер Юнайтед» не является синонимом Премьер-Лиги - Малыши Басби были символами 50-х годов

Конечно, титулы Моуриньо ни в какое сравнение не идут с тем, чего удалось добиться сэру Алексу с «Юнайтед» - да и как он смог бы за столь короткое, по сравнению с эрой Фергюсона, время? – но про молниеносный успех Моуриньо заговорили во всех уголках мира. Предыдущие 25 лет «Юнайтед» были неотъемлемой частью английской истории, точнее сказать, англо-шотландской истории, но все же они имели корни, тянувшиеся от сэра Мэтта Басби и Била Шенкли. А у русской революции в «Челси» до того момента не было прецедентов. И до этого богатые джентльмены приобретали футбольные клубы, но, во-первых, настолько богатых было наперечет, а, во-вторых, трудно припомнить, чтобы кто-то добивался столь быстрого и значительного успеха, что на это чудо хотел смотреть весь мир.  

Именно поэтому, выбирай я игрока, наиболее точно символизирующего Премьер-Лигу, мой голос был бы отдан за Дидье Дрогба, хотя его время в Англии, похоже, подходит к концу. Очевидно, это непременно должен быть иностранец, иначе мы покривим душой. Дрогба являет собой редкое сочетание природного таланта, атлетизма, игровой наглости и брутальной силы, на лице которого в одно мгновение полуулыбка может смениться на отчаяние. Не забудем, что он попал в нужный клуб в нужное время. Когда он уйдет, нам будет сильного его не хватать.

Этим я не хочу сказать, что Дрогба как игрок лучше Криштиано Ронадлду, Дениса Бергкампа, Джанфранко Дзолы, Эрика Кантона, Роя Кина, Петер Шмейхеля, Давида Силвы или других великих легионеров Премьер-лиги, но из них всех он, пожалуй, наиболее узнаваем во всем мире, что и полагается настоящей иконе. Это мое определение не предполагает, что он должен нравиться всем, но именно должен быть узнаваем. В таком разрезе наш лист претендентов сократился бы до Бергкампа. Анри, Силвы и Дзолы, но мы говорим именно о футбольных идолах, а не о религиозных святых. Например, не так-то просто будет отыскать человека, которому не понравилась бы заварушка между Дрогба и Йенсом Леманом, случившаяся несколько лет назад.

К иконам можно отнести и английских игроков, таких как Дэвид Бэкхэм, Стивен Джеррард, Алан Ширер, Пол Скоулз, Уэйн Руни, а также валлийцев Райана Гиггза и Гарета Бэйла, однако половина из них застенчивы и, чтобы стать узнаваемыми, им пришлось пролить немало пота. Может показаться странным, что я посчитал кого-то более иконичным, чем Бэкхэм. Но в глазах самих англичан он проиграет из-за того, что, будучи уроженцем Лондона, всегда на первое для себя ставил «Юнайтед». До образования АПЛ и именно из-за их всеобщей популярности. Можно долго спорить, кто является большей иконой – он или Джордж Бест в свои лучшие годы, но у Дрогба нет однозначных конкурентов. Просто нельзя пройти мимо него.

Помнится, я видел его еще играющим за «Марсель» в матче с «Ньюкаслом», и тогда подумал, что он просто создан для Премьер-Лиги. Должно быть, Моуриньо со мной согласился. Он не столь ловок, но смотреть на него одно удовольствие. Как и сама АПЛ, он никогда не прячется и не растворяется на поле. Он большой, очевидный и доступный.

Paul Wilson, "The Guardian"