6 мин.

Вахид Халилходжич: «У меня три миллиона друзей в Фейсбуке – значит, меня ценят»

Денис Романцов узнал от главного тренера Алжира много нового о сборной России.

Фото: REUTERS/Murad Sezer

– В каком настроении вы прибыли в Куритибу?

– В принципе, мы предвкушаем исторический момент. С самого начала терять нам было нечего, а завтра можем кое-что потерять: место в плей-офф. Поэтому у нас уже нет оснований говорить, что нам нечего терять. Россия – большая футбольная держава, и мы можем в матче с ней войти в историю – для этого надо работать на высшем уровне.

– Завтра самый важный матч в вашей карьере тренера?

– Наверное, да, но для игроков, наверное, это не так. Это матч, который может вывести нас в плей-офф. Когда я вижу, какие чемпионы прошлого уже сошли с дистанции, и когда думаю, что мы можем пройти дальше, я осознаю, насколько завтра важный матч. Мы много говорили об алжирском поколении 1982 года, но пока у них не было шанса сделать шаг дальше. Может быть, настал момент для того, чтобы алжирская сборная проделала этот путь.

– Вы выставите такой же состав, как против Кореи, или будут изменения?

– Знаете, когда вы проводите матч так, как мы провели его в прошлый раз, трудно думать о перестановках. У нас есть некоторые проблемы, которые осталось обговорить. Наверное, больших изменений не будет, но есть некоторые сложности восстановления, которые пришлось решать.

– Многие ваши игроки выступают в Европе – это помогает вам на ЧМ?

– Это действительно так, к сожалению, не все они обладатели больших трофеев, но у них большой опыт. Я имею основания гордиться эффективностью своей команды. Я сосредоточен на психологической подготовке сборной. У меня молодая команда, у нас есть таланты, и их нужно готовить целенаправленно. Надеюсь, мы сможем пройти дальше.

– Вы назвали Россию – большой футбольной державой. Не кажется, что на этом ЧМ Россия не соответствует этой характеристике?

– У России футбольные традиции, я смотрел все ее матчи после отборочного турнира. С ней работает один из лучших тренеров мира. Я думаю, там были проблемы в прошлой игре, у нас тоже были сложности в игре с Бельгией. Бельгия – в контратаке одна из лучших команд Европы. Тем не менее Россия много доминировала, обеспечила несколько реальных голевых ситуаций. У российской сборной больше игрового опыта. Она хорошо подготовлена в физическом и тактическом смыслах. У вас много скоростных, техничных талантов, есть определенная тактическая гибкость. Я вижу заслуги тренера. Даже если вас последние результаты не совсем окрыляют, я уверен, что качество сборной России очень высокое.

– Что вы собираетесь завтра сказать игрокам, что снизить давление на них?

– Конечно, ментальность играет исключительную роль в таком матче. Футбольный опыт очень важен. Моя команда, конечно, молода, но когда вас ждет столь важный матч – нужно понимать, что, может быть, не будет такого шанса. Нужно отдать этой игре все, отдаться ей полностью. Мы можем оказаться среди 16 лучших команд мира – можно ли сделать лучший подарок своим семьям, всему алжирскому народу.? Я получил немало сообщений, подтверждающих высокое качество нашей игры. Хорватия сошла с пробега, но я получаю ободряющие сообщения даже оттуда. Нужно пойти на титаническое усилие, перед нами огромное преграда в лице России.

– Что с качеством газона?

– Газон не в лучшей форме, я попросил, чтоб его чуть подравняли. Я б хотел, чтоб он был чуть более влажным. У нас есть достаточно талантливые в техническом плане игроки. Думаю, газон не подведет и позволит нам играть так, как нужно. Мы выйдем на поле с большой волей, наша команда не умеет играть вхолостую, мы неспособны на ничью, мы либо выигрываем, либо проигрываем. Завтра надо попытаться сыграть агрессивно. Поражение, которое мы потерпели раньше, нужно забыть и попытаться сделать все что в наших силах. Когда мои игроки чувствует уверенность по ходу матчу, они способны на многое.

- Где вы завтра видите угрозу?

– Она может крыться везде. Россия может владеть игрой, скоростью игры, хорошо работать с передачами, менять схемы, делать трехходовки, умеет играть гибко. Есть автоматические наработки, свойственные большим сборным, они сыграны. Я видел много отработанных комбинаций в защите. В прессинге они сильны. Они пробежали на 10 км больше, чем Бельгия, они в прекрасной физической форме, они высоко прессингуют, 5-6, а иногда 7 игроков участвуют в атаке. Мы вчера говорили с командой о российской сборной, сегодня поговорим еще. 

– Если вы выйдете в плей-офф, начнется Рамадан. Будут ли игроки поститься?

– Если мы выйдем во второй раунд, я позднее отвечу на ваш вопрос. Я его пока попридержу.

– Что с травмой Бугера?

– Были сложности, но для матчей такого уровня нужно, чтоб игроки были готовы на 100 процентов, нельзя рисковать. Замены будут, но я пытаюсь обеспечить команде большую гибкость в этой ситуации. У меня в голове уже есть состав.

- Завтра вы встретитесь с одним из лучших тренеров мира. Как вы будете играть?

– У меня есть определенная стратегическая наработка. Мы не будем играть на ничью, я уже говорил, но если так получится – почему нет. Но чтобы добиться ничьей, нужно попытаться забить. Нужно будет постоянно сохранять концентрацию, Россия умеет обеспечивать массовые атаки, мы знаем об этом, мы должны еще раз сделать упор на противостоянии тактическим решениям Капелло. Всегда, когда мы будет владеть мячом, нужно стараться завершать атаку ударом по воротам.

– Кот-д’Ивуар играл на ничью. Что скажете об их опыте?

– О чем говорить, если уже Испания и Англия на пляже отдыхают. Сегодняшний футбол чуть сложнее, чем вы думаете. У Кот-д’Ивуара было несколько возможностей забить второй раз, но некоторые футболисты хотели играть индивидуально и помешали стратегии команды. Мы же неспособны на ничью. Я не думаю, что моя команда готова к 0:0. Это Италия эксперт в этой теме. В той игре было удаление – был удален игрок за безответственное поведение – он преподнес медвежью услугу своей команде. Если у вас мяч, надо играть вперед, если нет – нужно его захватывать. Ничего нового тут не изобретено. Пока я не ставлю перед собой цель добыть ничью.

– Вас часто критикует пресса. Завтрашним матчем вы можете ответить журналистам?

– Я не играю против критики. При всем уважении я играю не для вас, я в футболе уже десятилетия. У меня три миллиона друзей в Фейсбуке, если бы меня не ценили – такое было бы невозможно. Для журналистов я точно не играю – если вы хотите критиковать, то я хочу продолжать делать свою работу.

– Ваши игроки готовы психологически к игре с Россией?

– Когда мы приехали сюда, я слышал критику, что мы переработали. Но посмотрите – все российские игроки играют дома, у них больше возможностей, чтобы встречаться. Я говорил несколько месяцев назад, что мы редко собираемся вместе. Но если мы в физическом смысле не в 100-процентной форме, мы должны побеждать головой и сердцем. Ключевой момент – менталитет. Нам предстоит сделать исключительное усилие. Я у каждого игрока спросил: способен ли он на такое усилие?

– Против кого хотите сыграть в плей-офф?

– Все вам скажу, когда будет повод. Если все решится в нашу сторону, тогда я об этом подумаю.

– Что вы сделаете, если выйдете в плей-офф?

– Ба-а-а, даже не знаю, как вам сказать. Не нужно бежать впереди паровоза, пока рано для этих мыслей. Но это будет безусловно незабываемый момент, огромный момент. Могу потом и сплясать, и спеть, и пуститься в алжирский танец. Вам это понравится. Пока не могу сказать, как я отпраздную.