6 мин.

Энтони Уилдинг – чемпион, погибший на Первой мировой

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Для России она отошла в тень из-за последовавших и приведших к гораздо большим потрясениям и жертвам революции 1917 года, гражданской войне и сталинским репрессиям, но для Европы, где проходили основные военные действия, картина была иной.

Естественно, теннисные соревнования в Европе несколько лет не проводились. Война остановила карьеры Доротеи Ламберт-Чамберс, Макса Декюжи и отложила начало стремительного взлёта Сюзанн Ленглен. Но они хотя бы выжили.  Гораздо меньше повезло французскому лётчику Ролану Гарросу и новозеландцу Тони Уилдингу. И если именем Гарроса назван знаменитый теннисный комплекс, на котором проходит самый значимый турнир на грунте, то имя Уилдинга знают сегодня лишь единицы.

А ведь Тони Уилдинг был весьма примечательной личностью и, пожалуй, лучшим теннисистом мира в предвоенную эпоху. По элегантному новозеландцу,  восьмикратному чемпиону Уимблдона, в том числе четырёхкратному победителю в одиночном разряде, вздыхала не одна дама, покорённая его «истинно мужским теннисом». Он был красивым и галантным искателем приключений – настоящая находка для современных агентов, промоутеров и рекламщиков.

Тони Уилдинг любил красивую жизнь. Колесил по Европе на мотоцикле, останавливаясь, чтобы сыграть на крупных турнирах на Ривьере, в Германии, Сербии, Венгрии, Швеции и Норвегии.

На мотоцикле

Он водил быстрые автомобили, а незадолго до начала Первой мировой войны научился летать на самолёте.

Во время войны Уилдинг проходил службу в самых разнообразных подразделениях, начиная с флота и кончая лётной бригадой. И везде был героем, как и на теннисном корте.

В своей книге «На корте и вне его» он так описывает свой первый полёт: «Внезапно чёртов мотор стал барахлить. Я был знаком с подобной неполадкой и по виду, и по звуку, но в тот момент мне это было важно, как никогда прежде. Мы с огромной скоростью понеслись к земле. И когда уже стало казаться, что проделаем в ней дыру, подъёмные плоскости слегка приподнялись, и нам удалось спланировать. Ощущения были превосходные, и я надеюсь, что впереди меня ждёт ещё много приключений...».

Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Капитан Энтони Уилдинг погиб во Франции 9 мая 1915 года. Ему был 31 год, он был полон сил и энергии и собирался жениться на американской актрисе Максин Эллиот. За день до смерти он писал своему другу: «Впервые за семь с половиной месяцев у меня появилась работа, в которой, вероятно, моя пушка, я сам и всё мое барахло разлетится к чертям на кусочки. Однако шанс есть, и если всё получится, мы безмерно поможем нашей пехоте. Я хорошо изучил свою работу и всё, что с ней связано – только так можно играть на войне».

Корреспондент «Дейли Телеграф» Артур Уоллис Майерс в биографии Уилдинга, вышедшей в 1916 году, писал: «Уилдинг наблюдал и корректировал огонь со стрелковой платформы и из траншей, всё это время находясь под интенсивным обстрелом. Было воистину чудом, что он оставался цел, учитывая, что стрелковая платформа более чем на метр возвышалась над уровнем траншей. Когда стрелковая команда спустилась вниз в траншеи, Уилдинг, выбирая место, чтобы прилечь отдохнуть, травил шутки со своим командиром. Его предостерегали от укрытия в землянке, но Энтони, привыкший полагаться на собственное суждение, всё равно в неё заполз... Рядом рвались снаряды. Это была одна из самых сильных бомбардировок во время войны. В 4:45 из землянки раздался взрыв раскатистого заразительного смеха. И тут же на её крыше разорвался тяжёлый снаряд... Посреди обломков лежал целёхонький золотой портсигар – сувенир с Ривьеры в память о великих теннисных победах 1914 года. Его выбросило взрывной волной из кармана рубашки Уилдинга».

Энтони Уилдинг родился 31 октября 1883 года. Он был одним из пяти детей в семье адвоката. Его отец в молодости играл в крикет за сборную Новой Зеландии, а также был хорошим наездником, футболистом и гребцом. Молодой Тони преуспел в плавании, стрельбе, верховой езде и крикете, но жизнь его с момента поступления в Кембриджский университет была неразрывно связана с теннисом. Он участвовал в Уимблдоне с 1904 по 1914 годы, за исключением 1909 года. Четыре года подряд, с 1910 по 1913, он становился победителем, а также стал четырёхкратным чемпионом в паре с Норманом Бруксом. Поначалу его бекхенд был очень слабым, потому что он наносил удары той же стороной ракетки, что и форхенд. Но посмотрев, как играют братья Дохерти и другие ведущие английские игроки, он в совершенстве овладел более традиционным бекхендом в путешествии из Новой Зеландии в Англию в 1907 году.

Его советником и тренером по физической подготовке был другой новозеландец, бывший чемпион мира по боксу  в тяжёлом весе Боб Фитцсиммонс. Уилдинг никогда не употреблял спиртное и, что по тем временам было необычно, не курил. Его тренировки состояли из двух-трёх пробежек в неделю, вперемешку с ходьбой быстрым шагом, и игры в теннис. Он был неизменно лучше готов физически, чем соперник и одержал множество громких побед в пяти сетах, одной из самых знаменитых из которых была победа над американцем Уильямом Клотье в четвёртом круге Уимблдона в 1905 году со счётом 5-7, 1-6, 8-6, 7-5, 10-8. Выступая вместе с австралийцем Бруксом, они побеждали в Кубке Дэвиса  за сборную Австралии с 1905 по 1909 годы, а также в 1914 году. Величайшим матчем в карьере Уилдинга стал финал Уимблдона 1913 года, в котором он встречался с отличным соперником – молодым американцем Морисом Маклафлином по прозвищу «Калифорнийская комета». Ожидалось, что обладавший сильной подачей и мощным форхендом Маклафлин одолеет в итоге Уилдинга. Финал собрал более 7000 зрителей, и спекулянты неплохо на этом погрели руки. Новозеландец сыграл превосходно и победил со счётом 8-6, 6-3, 10-8. После матча многие дамы попадали в обморок от избытка чувств и, как сообщалось, «их пришлось положить на корте около газонного катка, пока не стало возможным их убрать».

Уилдинг получил квалификацию, необходимую для вступления в новозеландскую коллегию юристов, но поработать адвокатом ему так и не пришлось. Он никогда не упаковывал вещи, а просто запихивал их в чемодан и тряс его, пока тот не был в состоянии закрыться. Он предпочитал ездить на мотоцикле либо играть в теннис с британским премьер-министром Джорджем Балфором или шведским королём Густавом V, а не участвовать в соревнованиях. Личность Уилдинга притягивала людей, и он неизменно пользовался популярностью. Но всё-таки выделялся он качеством игры в теннис.

 

В 1950 году Брукс составил рейтинг, в котором поставил Уилдинга чётвертым после Билла Тилдена и братьев Дохерти и впереди Баджа, Креймера, Лакоста и Перри. Только Пит Сампрас в 2000 году Бьорн Борг в 1980 году сумел превзойти рекорд Уилдинга по числу побед подряд на Уимблдоне. Брукс писал: «Он обладал очень сильным форхендом с сильной подкруткой, что затрудняло противнику игру с лёта. Бекхенд его был очень надёжным. Физически он был хорошим образцом мужчины, и ему был дан дар твёрдости характера, что помогло ему достичь величайших вершин в теннисе». Уилдинг был кумиром Уимблдона. Когда в 1914 году он проиграл в финале Бруксу, трибуны окрасились в белый цвет из-за того, что дамы достали свои платки и заплакали. Красивый, белокурый и голубоглазый Уилдинг обладал зажигательным и чарующим характером. Как писал Уоллис Майерс: «Физически и психологически он был мужчиной, но в душе вплоть до самого конца оставался мальчишкой».