14 мин.

10 лучших гонщиков команды Brabham по версии motorsport.com

Знаменитая команда провела свою последнюю гонку в Формуле 1 в Венгрии в 1992, где Деймон Хилл едва попал на последний ряд стартовой решетки и финишировал 11-м и последним в четырех кругах позади. Для великой команды это был позорный способ уйти из гонок, но она навсегда осталась в истории Ф1.

В период с 1962 по 1992 Brabham завоевали два конструкторских титула и четыре личных чемпионских титула. 35 побед сделали ее восьмой лучшей в списке побед за все время, лишь недавно их превзошли Renault/Alpine.

Мы учитываем успехи, достигнутые гонщиками Brabham, влияние, которое они оказали на команду, и обстоятельства их пребывания там. Мы не учитываем их достижения в других командах.

10. Карлос Пасе. 1974-1977. 39 стартов, 1 победа, 1 поул.

Пасе хорошо проявил себя в Surtees, затем присоединился к Карлосу Ройтеману в Brabham в 1974. Карлос продемонстрировал свой талант в начале 1975 на легендарном BT44B Гордона Мюррея, выиграв домашнюю гонку на втором этапе и завоевав поул на следующей гонке в Южной Африке. Отсутствие развития машины мешало Brabham по ходу сезона, но Пасе на финише чемпионата уверенно стал шестым, Ройтеман же был третьим.

Когда Ройтеман начал терять интерес к команде и к BT45 с двигателем Alfa Romeo, Пасе взял на себя бремя лидерства в 1976 году. Надежность машины была низкой, но выступления Пасе понравились команде, и босс Берни Экклстоун был убежден, что у парня большое будущее.

Переработанный BT45B оказался более конкурентоспособным в 1977 году, и Пасе занял второе место в первой гонке сезона в Аргентине, но реализовать свой потенциал бразильцу не удалось – в марте того же года Пасе погиб в авиакатастрофе в Бразилии. «Если бы Пасе был жив, мне бы не понадобился Ники Лауда», — сказал Экклстоун в книге Алана Генри «Брэбэм: автомобили Гран-При».

 

9. Джон Уотсон. 1973, 1974, 1977, 1978. 50 стартов, 1 поул.

Тот факт, что Уотсон не одержал ни одной победы в Brabham, вызывает недоумение, и статистика не в полной мере характеризует период его пребывания в команде. Уотсон участвовал в своем первом Гран-При чемпионата мира и провел свой первый полноценный сезон за рулем частной машины Brabham, но место в этом списке он заслужил своими сезонами в основной команде.

BT45 была конкурентоспособной в сезоне 1977, и Уотсон взял на себя роль лидера команды после смерти Пасе. Джон взял поул в Монако и лидировал в течение сезона на разных трассах 138 кругов, но ему феерически не везло, например, в Гран-При Франции, когда он сдерживал Lotus Марио Андретти, и ему загадочным образом не хватило топлива на последнем круге.

Лауда присоединился к команде в 1978 году, но Уотсона это совсем не смутило. Хотя Джон все еще не одержал победу, он выиграл поул во Франции и завоевал три подиума, став шестым в чемпионате. Лауда был четвертым. Brabham заняли третье место в таблице конструкторов перед тем, как Уотсон перешел в McLaren в 1979 году.

 

 

8. Йохен Риндт. 1968. 12 стартов, 2 поула.

Статистика Риндта в Brabham была нерадостной в основном из-за проблем с двигателем 860 Repco, которые в конечном итоге вынудили команду переключиться на Cosworth DFV. Но Риндт хорошо вписался в команду и сработался с боссом команды Джеком Брэбемом. Риндт квалифицировался впереди своего нового напарника уже в Южной Африке на старой BT24, и финишировал третьим позади доминировавших Lotus 49.

Когда появилась BT26, Риндт показал, что у него есть скорость, взяв два поула, но он увидел финишный флаг только однажды, финишировав третьим в дождевой гонке на легендарном Нюрбургринге.

Несмотря на плохие результаты и переход Риндта в Lotus, команда и гонщик остались в хороших отношениях. Джек Брэбем надеялся вернуть Риндта в 1970 году и был готов уйти в отставку, но Колин Чэпмен смог убедить своего звездного гонщика остаться в Lotus.

Джек Брэбэм продержался еще один год, доказав, что BT33 была прекрасной машиной, а Риндт в 1970 стал первым (и пока единственным) посмертным чемпионом мира Ф1 после того, как погиб на тренировке в Монце.

 

7. Жаки Икс. 1969. 11 стартов, 2 победы, 2 поула.

Как и Риндт, Икс провел в Brabham всего один сезон. В отличие от Риндта, бельгиец смог одержать две победы, хотя, наверное, справедливо будет сказать, что он так и не стал для команды родным. Икс перешел из Ferrari в 1969 году, как раз тогда, когда в Brabham перешли на Cosworth DFV. Этот шаг подтвердил то, на что намекали результаты Риндта: дизайн BT26 Рона Торанака был хорош.

Икс провел сезон уверенно, он брал поулы и победил на Нюрбургринге и Моспорте. Его победа на Гран-При Германии была особенно примечательной, поскольку он оправился от неудачного старта, стал преследовать Джеки Стюарта и в итоге победил, установив новый рекорд круга. Три других подиума помогли Иксу занять второе место в чемпионате мира, хотя и далеко позади чемпиона Стюарта.

Джек Брэбем, которому удалось одержать прекрасную победу в гонке International Trophy, часто не добирался до финиша, но пара гонщиков была достаточно сильной, чтобы вывести Lotus на второе место в таблице конструкторов.

Икс вернулся в Ferrari в 1970 году, а Брэбем безуспешно пытаться соблазнить Риндта вернуться.

 

6. Ники Лауда. 1978-1979. 29 стартов, 2 победы, 1 поул.

Для Лауды команда Экклстоуна стала глотком свежего воздуха после неспокойных месяцев в Ferrari, где он выиграл второй титул.

Самой известной является победа австрийца на Гран-При Швеции на BT46B (машина с вентилятором), а также он выиграл Гран-При Италии после того, как Марио Андретти и Жиль Вильнёв были оштрафованы за фальстарт. Но, возможно, его лучшей гонкой был этап в Монте-Карло. После того, как Лауда был вынужден заехать на пит-стоп из-за прокола, он смог подняться на второе место, и установил лучший круг, который был почти на две секунды быстрее ближайшего соперника.

Надежность была проблемой, но Лауда финишировал на подиуме во всех семи гонках, в которых он увидел клетчатый флаг. Этого было достаточно, чтобы занять четвертое место в чемпионате 1978 года позади Андретти и Ронни Петерсона на их революционном Lotus с граунд-эффектом (третьим был Ройтеман).

Несмотря на победу во внезачетной гонке в Имоле, надежность была еще хуже в 1979 году. У Лауды также был теперь быстрый молодой напарник – Нельсон Пике, и Ники решил уйти из Формулы 1 во время уик-энда Гран-При Канады. И именно тогда конструктор команды Гордон Марри представил одну из величайших машин Brabham: BT49 с двигателем DFV.

 

5. Карлос Ройтеман. 1972-1976. 66 стартов, 4 победы, 2 поула.

Загадочный аргентинец завоевал поул-позицию в своем дебюте в чемпионате мира за рулем Brabham BT34. Его мягкие шины износились в его домашней гонке в 1972 году, но Ройтеман был опорой команды на протяжении пяти сезонов и получил высокую оценку своих результатов от Экклстоуна, который возглавил команду в 1972 году.

Ройтеман блеснул в 1974. Вооружившись BT44 Марри, Карлос одержал три победы. Чемпион Эмерсон Фиттипальди тоже выиграл три гонки, но Ройтеман часто не финишировал, поэтому не смог участвовать в борьбе за титул. Аргентинец стал по итогам сезона шестым.

В хороший день Ройтеман был великолепен – примером была прекрасная победа при старте с 10-го места на Гран-При Германии 1975 года на Нюрбургринге с преимуществом в более чем полторы минуты. Это был единственный успех Ройтемана в том году, но у него была завидная стабильность — он завоевал еще пять подиумов. Это позволило занять третье место в чемпионате, Карлос уступил только доминирующим Лауде и Фиттипальди. В сочетании с усилиями Пасе этого было достаточно, чтобы Brabham с небольшим перевесом опередили McLaren и заняли второе место в чемпионате конструкторов.

Переход Brabham с Cosworth DFV на 12-цилиндровый двигатель Alfa Romeo в 1976 году был ошибкой. Ройтеман потерял мотивацию и только один раз финишировал в очках — четвертым в Испании. Карлос перешел в Ferrari после ужасной аварии Лауды на Гран-При Германии.

Команда Brabham не будет побеждать еще два года, а четыре победы Ройтемана (и успех на Гран-При Бразилии 1972 года) ставят его на третье место в списке победителей команды.

 

4. Денни Халм. 1965-1967. 26 стартов, 2 победы.

Халм долго был вторым гонщиком при Джеке как в Ф1, так и в Ф2, но в 1967 он получил большой шанс побороться за титул. За год до этого Денни финишировал четвертым в чемпионате, завоевал четыре подиума, а Джек мчался к своему третьему титулу с четырьмя победами. Но в 1967 стабильность Халма была превосходной.

Brabham выиграли два поула до того, как появился Lotus 49 с двигателем Cosworth DFV, а Джим Кларк и Грэм Хилл стали доминировать. Но машина Lotus была ненадежной, так что 8 подиумов в 11 гонках, включая победу в Монако и успех на Нюрбургринге, Халму хватило, чтобы завоевать титул.

Затем Денни перешел в McLaren, где он играл ключевую роль в первое время существования знаменитой команды, но больше всего его помнят за титул чемпиона мира с Brabham.

 

3. Дэн Герни. 1963-1965. 30 стартов, 2 победы, 2 поула.

Герни не потребовалось много времени, чтобы стать лидером команды Brabham с точки зрения результатов на трассе, когда он присоединился к команде в 1963 году, что было немалым подвигом, учитывая, что его напарником был Джек Брэбем.

Кларк и Lotus 25 оставили мало поводов для радости другим гонщикам, выиграв 7 из 10 гонок, но Герни был одним из лидеров группы преследователей и занял пятое место в чемпионате.

Он еще лучше провел сезон 1964: взял первый поул для Brabham в Зандворте, а затем повторил успех в Спа. Дэн мчался к победе, когда на последнем круге у BT7 закончилось топливо, и ему пришлось смириться лишь с шестым местом. Две недели спустя ему повезло: он возглавил гонку в Руане, когда у Lotus Кларка отказал двигатель. Дэн одержал первую победу для Brabham в Гран-При, Джек занял третье место.

В других гонках надежность машины были ужасающей. Единственный достойный результат был достигнут в финале сезона на Гран-При Мексики, где Герни победил, когда Lotus Кларка снова подвела его ближе к концу гонки. Две победы позволили Дэну занять шестое место в чемпионате, но на самом деле он должен был бороться за титул с Кларком, Хиллом и Джоном Сертисом.

Кларк и Lotus снова были вне досягаемости в 1965 году, BRM были сильны с Хиллом и звездным новичком Джеки Стюартом. У Герни не было ни побед, ни поулов, но лучшая надежность помогла ему занять четвертое место в турнирной таблице. В том же году произошел известный эпизод, когда Герни спровоцировал ошибку (редкий случай) Кларка в Гонке Чемпионов в Брэндс-Хэтче.

При таких выступлениях Дэна Джек начал подумывать об уходе в отставку в конце 1965 года. Но вместо этого ушел сам Герни, чтобы создать свой собственный проект Eagle, тем самым отказавшись от возможности вести за собой команду, которая выиграет следующие два чемпионата мира…

 

2. Нельсон Пике. 1978-1985. 106 стартов, 13 побед, 18 поулов.

С точки зрения гоночных результатов Пике может возглавить этот список. Он одержал больше побед, завоевал больше поулов, стартовал в большем количестве гонок и завоевал больше титулов для Brabham, чем любой другой гонщик. Только уникальность человека, который возглавляет этот рейтинг, удерживает Пике на втором месте.

Нельсон присоединился к Brabham в конце 1978 года перед своим первым полным сезоном в Ф1. С надежностью были проблемы, но бразилец показал себя, и он стал номером один после внезапного ухода Лауды, а в сезоне 1980 за рулем BT49 сражался с лучшими.

Его первая победа пришлась на гонку в Лонг-Бич: Пике взял поул с отрывом почти в секунду, лидировал на всем протяжении гонки, показал лучший круг более чем на полсекунды быстрее кого-либо и выиграл с преимуществом в 49 секунд. Он одержал еще две победы и сражался с Аланом Джонсом за титул, но столкновение с австралийцем на предпоследней гонке в Канаде сыграло в пользу гонщика Williams, и позволило тому взять верх.

 

В 1981 Пике снова боролся против Williams, и на этот раз все прошло в пользу Пике. После трех побед пятого места в финале на трассе у Caesars Palace было достаточно, чтобы выиграть чемпионат с преимуществом в одно очко над Ройтеманом, который необъяснимым образом скатился с первого на восьмое место по ходу гонки. Эктор Ребак не смог помочь и помешать Williams победить Brabham в чемпионате конструкторов, но следующей серьезной задачей команды стала работа с BMW над внедрением двигателя с турбонаддувом. Пике сыграл ключевую роль в продвижении проекта. Он оправился от неудачи на Гран-При в Детройте, когда не смог пройти квалификацию, выиграв Гран-При Канады всего через неделю. Надежность оставалась слабой на протяжении большей части сезона, но в 1983 союз Brabham-BMW был в куда лучшей форме.

Отказ Формулы 1 от граунд-эффекта в последний момент привел к тому, что Марри создал BT52, похожую на дротик от дартса. Пике выиграл Гран-При Бразилии, который открывал сезон, и продолжал набирать очки, даже когда Ален Прост из Renault доминировал. Как только появилась машина версии «Б», а затем и улучшенное топливо, Пике выиграл две из трех последних гонок и обеспечил себе титул, заняв третье место в финальной гонке в Кьялами.

Brabham-BMW не могли сравниться с McLaren-TAG (моторы Porsche) в 1984 году в гонках. Пике взял девять поулов — больше, чем кто-либо другой, — но ужасная надежность и эффективность соперников из McLaren позволили одержать всего две победы. Он был пятым по итогам чемпионата.

В 1985 году шины Pirelli представляли собой еще одну переменную, и их эффективность вызывала сомнения. Недовольный Пике одержал всего одну победу во Франции и итогом было лишь восьмое место в чемпионате. Бразилец отправился в Williams.

 

1.Джек Брэбем. 1962-1970. 80 стартов, 7 побед, 8 поулов.

Первый гонщик, выигравший Гран-При на машине, носящей его имя, и первый (и единственный) человек, ставший чемпионом мира на своей машине. Джек Брэбем также внес свой вклад в выигрыш Кубка конструкторов в 1966 и 1967 годах, ведь это он помог Repco разработать надежные двигатели V8 для трехлитровой эры Формулы 1.

Брэбем ушел из Cooper, чтобы основать собственную команду совместно с Роном Торанаком, и использовал шасси Lotus до тех пор, пока не было готово первое шасси Brabham. В то время как Брэбем, как правило, был на вторых ролях позади Герни в 1963-1965, он был готов сделать шаг вперед, когда американец ушел перед сезоном 1966. Брэбем знал, что его BT19 с двигателем Repco будет конкурентоспособной, поскольку Формула 1 перешла на трехлитровые силовые агрегаты, и Джек одержал четыре победы, в том числе великолепную на Нюрбургринге. Это позволило ему завоевать свой третий титул и навсегда занять свое место в истории автоспорта.

Он мог выиграть и в следующем году, но у возникло слишком много проблем. То же самое можно сказать и о дуэте Lotus Кларка и Хилла: их трудности помогли Халму завоевать титул, а команда Brabham завоевала свой второй подряд титул конструкторов.

Брэбем хотел, чтобы в команде гонялись Риндт и Икс, но Йохен решил остаться в Lotus на сезон 1970. Это убедило 43-летнего Джека продлить свою карьеру еще на один сезон. И что это был за сезон! Джек выиграл первую гонку в Южной Африке, мог победить в Испании и должен был выиграть Гран-При Монако и Великобритании. По итогам сезона он стал лишь шестым, но ушел на пенсию с высоко поднятой головой.

 

Это перевод статьи Кевина Тернера с сайта motorsport.com от 18 августа 2022 года.

Фото: MotorSportImages.com, LatImages.

История команды Brabham: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

История Дэна Герни

История Йохена Риндта

История Жаки Икса

О Ники Лауде

Загадка Карлоса Ройтемана

История Денни Халма

Про Нельсона Пике

Про Джека Брэбема

 

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал