6 мин.

20 к 1. Дмитрий Долгих

В очередной анкете «20 к 1» к 10-летнему юбилею Sports.ru на вопросы отвечает Дмитрий Долгих – давний читатель сайта, со временем переквалифицировавшийся в ведущего обозревателя английского футбола и неанглийского нефутбола – мужского волейбола.

1. Ваш возраст?

25 лет.

2. Семейное положение?

Не женат.

3. Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

Нет – просто потому, что не являюсь им. В финансовом смысле.

4. Ваш любимый напиток?

Не знаю. Чай, наверное, и что-нибудь попроще и понейтральнее. В детстве почему-то очень любил «Фанту», когда она еще только появилась. Но на то оно и детство :) Алкоголь не употребляю совсем.

5. Ваши вредные привычки?

Не пью :) (а последовательность вопросов хитрая :)) А вообще их полно – от неумения вовремя ложиться спать до умения позанудствовать по любому поводу. Впрочем, это уже недостатки наверно, а с ними дело обстоит еще хуже :)

6. Какое блюдо вы готовы есть 7 раз в неделю?

Я, мягко говоря, не гурман и в еде довольно прихотлив, потому рацион мой очень ограничен, но 7 раз в неделю – это все равно перебор. Люблю качественную свежую выпечку, кабачки (наличие буквы «ч» в этом слове обязательно).

7. Ваше любимое времяпровождение?

Очень многое зависит от того, с кем. Есть люди, с которыми приятно делать что угодно. А если наедине с самим собой – блуждание по интернету, чтение. Да и работа, поскольку выросла из хобби, тоже вполне является любимым времяпровождением. Да не прозвучит это заявление кощунственным :)

8. Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике.

Случился два с небольшим года назад. От нечего делать написал огромный корявый текст про сборную Англии и отправил его на один из спортивных сайтов. Пару месяцев спустя примерно из тех же соображений написал Дмитрию Навоше на sports.ru. Мне повезло, я увлекся и с тех пор начал к этому занятию (написанию огромных корявых текстов:))) относиться серьезно. Со временем это стало профессией.

9. Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

Как и прежде, болею в основном за конкретных игроков, а не за конкретные клубы. Очень уважаю людей, которые всю жизнь несмотря ни на что переживают за одну команду, но мне, видимо, этого не дано. Раньше очень яростно болел за самые разнообразные наши клубы и сборные в любых видах спорта, особенно в волейболе и футболе. Помню, как гол Евсеева «Галатасараю» через минуту после гола Хасана Шаша «Локомотиву» разбудил полподъезда :) Что уж говорить о мяче Карпина французам. Вряд ли когда забуду и гол Чугайнова АЕКу, и победу Сафина над Федерером на открытом чемпионате Австралии, и разгром «Арсенала» «Спартаком» в морозной Москве, и шайбы Буре финнам, и первую победу баскетбольного ЦСКА в Евролиге... А еще – слезы после обидного поражения России от Швеции на ЧМ-94 и по-детски беспомощное чувство несправедливости после ответного матча «Спартака» с «Антверпеном», уверенность в том, что «Чернятински» – это «черт» по-польски (хоть Алекс, кажется, и не поляк), а судья того матча просто сам черт и есть :) Сейчас экстремальные эмоции спорт у меня вызывает гораздо реже, не знаю уж, хорошо это или плохо.

10. Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике?

Никогда не думал, что стану спортивным журналистом, потому рассматривать кого-то в качестве образца и возможного объекта для подражания не приходило в голову. Да и вообще слово «кумир» звучит страшновато. Первым пишущим журналистом, которого запомнил и выделил из числа других, был Александр Шмурнов из еженедельника «Футбол». Потом появились и другие. Помню (разбудил же прошлый пункт воспоминания:)), первый раз услышал на НТВ комментарий Василия Уткина и походя брошенную фразу «времени еще вагон... впрочем, вагон – это про «Локомотив», а не про «Спартак». Не бог весть какая шутка, но тогда я вдруг понял, что про спорт можно говорить живо и интересно, а не как это обычно делалось. Вообще же чему-то научиться, что-то подсмотреть, подслушать и перенять можно практически у каждого и в самых неожиданных местах. Нужно только хотеть и уметь это делать.

11. Ваша любимая книга о спорте?

Не так много книг о спорте прочитал, к сожалению. Выделю классическую «Футбольную лихорадку» Ника Хорнби – просто потому, что ее нельзя не выделить. Но это наверное все равно что сказать, что любимый поэт – Пушкин?

12. Слова-паразиты, которые поселились в вашем творчестве?

Пишущим журналистам проще держать себя в руках – всегда есть возможность перечитать сотворенное и подправить неудачные места. От традиционных речевых паразитов это обычно спасает. За собой замечаю чрезмерное употребление слов «впрочем» и «однако ж» – иногда они встречаются в каждом предложении абзаца. Стараюсь также бороться с бессмысленными вводными конструкциями, но порой без них тоскливо :)

13. Слова-паразиты, вызывающие у вас наиболее яростную реакцию?

Ну нет – если слова-паразиты вызывают яростную реакцию, наверное есть повод побеспокоиться о собственных нервах. Мне очень не нравится неоправданное использование местоимения «свой» – от совсем уж тавтологической «своей автобиографии» до выражений «в своем интервью», «со своей речью» и проч. Не люблю и заезженных псевдооригинальных конструкций (сравнений, оборотов и – мыслей) – выражений, которые когда-то, быть может, и были интересными, но со временем превратились в клише и штампы и все очарование совершенно точно утратили. Совсем без таковых, конечно, нельзя, но когда речь, устная или письменная, состоит из них одних, желание слушать/читать пропадает очень быстро. Если хочешь сказать что-то просто, скажи обычными, всем понятными нейтральными словами, хочешь сказать оригинально – придумай нечто свое. Впрочем, слишком увлекаться последним мне тоже представляется неправильным.

14. С кем из людей спорта вам работалось легко?

У меня абсолютно минимальный репортерский опыт, так что ничего существенного (и почти ничего несущественного) по этому поводу сказать не могу.

15. Считаете ли вы необходимым для себя поддерживать с людьми спорта приятельские отношения, либо считаете, что они вредят работе?

Могу рассуждать лишь теоретически, но постановка вопроса мне представляется весьма странной. Здоровые приятельские отношения взрослых людей не должны существовать по необходимости.

16. Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

Нет. Возможно, еще просто не успел, но почему-то думаю, что и в будущем вряд ли пожалею. Хотя мне приходилось сталкиваться с презрительным отношением к этой профессии и своей деятельности, но тут уж ничего не поделаешь. Другое дело, что у меня периодически возникают сомнения по поводу собственных способностей, но при правильном к ним отношении (сомнениям, да и способностям) они могут быть полезны. В любом случае, если не добьюсь успеха, виноват буду сам, а не профессия, которая мне очень нравится.

17. Какое СМИ (газета, журнал, телеканал, радиостанция, сайт) вы считаете близким к образцу?

Рассуждать о неспортивных СМИ не решусь – недостаточно их знаю для этого. А из спортивных выделю соответствующие разделы британских BBC и The Guardian. Очень надеюсь, что Sports.ru продолжит стремление к образцу, во всех смыслах.

18. Насколько высок, на ваш взгляд, уровень спортивных СМИ в России – по сравнению с западными?

Плоховато знаю современные российские СМИ и посчитать среднее арифметическое их уровней с математической точностью не возьмусь (да и не вижу в этом, если честно, глубокого смысла), но общее впечатление на западном фоне, конечно, невыгодное. С другой стороны, отдельные наши СМИ развиваются довольно быстро и есть надежда...

19. Чего в российских спортивных СМИ вам не хватает прежде всего?

Опять же не могу похвастаться исчерпывающим их знанием, так что придется обойтись без конкретики. Не хватает разнообразия, нестандартного подхода, неожиданных тем и ракурсов, отвлеченных размышлений. Да много чего еще не хватает, но сидеть и брюзжать по этому поводу мне кажется неконструктивным и странным (см. п.1). В моих силах открыть Word и попытаться ситуацию исправить – во всяком случае в собственных идеалистических представлениях.

20. Ваши творческие планы?

Без конкретики – продолжить расти и развиваться. Я по-прежнему только в начале пути...