1 мин.

Тактика Аллегри или стратегия Мотты? «Болонья» в сезоне 2023/24 Часть II

Глава I. Информативность метрик в результатах Тьяго Мотты.

В первой части исследования работы Тьяго Мотты в Болонье, целиком построенного на анализе игровых действий по АВП-методике, мы разбирали старт чемпионата (10 туров) в исполнении существенно обновлённой команды (57% состава – новички).

Сегодня речь пойдёт о более расширенной турнирной дистанции, равной первому кругу чемпионата (19 туров), который команда завершила на пятом месте, пропустив вперёд лишь Интер, Ювентус, Милан и Фиорентину.

АВП - концепция активной выгодной позиции - состояния, в котором игрок, получивший мяч, имеет возможность продолжить атаку, не снижая скорости и не нарушая ритма игры. Система оценки учитывает различные факторы, такие как скорость игрока при приеме мяча, сложность игровой ситуации и эффективность последующих действий.

Ключевая метрика методики:

Soccer Soul IQ (игровой интеллект или качество игры) — баллы, набранные за продвижение мяча через активно выгодную позицию и удары по воротам.

Лабораторная работа команды Soccer Soul AI, разбитая на несколько этапов обработки статистического материала выявляет динамику изменений, происходящих в команде в рамках сезона, и проверяет саму методику на предмет корректности выдаваемых данных.

Особенно наглядно это показывает сравнение корреляций метрики IQ с исходами матчей. По итогам стартовых 10 туров мы определили вероятности определенных исходов матчей.

На примере последующих 9 туров первого круга посмотрим, как соблюдалась эта вероятность, а именно:

  1. 1. Как подтверждалась вероятность исходов матчей;

  2. 2. Как скорректировалась эта вероятность после 19 туров.

Дополнительно сравним корреляции метрик IQ от Soccer Soul и популярной метрики xG от Understat

С точки зрения IQ, интервал с 11 по 19-й тур команда провела лучше, чем с 1 по 10-й. Собственный средний IQ стал выше на 9%, а средний показатель, который набирали соперники упал на 36%!

Таким образом, Мотта последовательно решает задачи, необходимые для получения результата: сначала формирует необходимую типологию игровых действий, постепенно поднимает IQ собственной команды и затем, окончательно встроив новичков в свою игровую схему, настраивает противодействие игре через АВП со стороны соперника.

Корреляция после 10 матчей: при значении IQ выше 18,0 баллов, вне зависимости от показателя эффективности вероятность победы Болоньи - 100%. 

В пяти матчах Болонья набирала больше 18,0 IQ. В активе команды 3 победы (Торино, Салернитана, Рома) и 2 ничьи (Лечче и Дженоа).

Уточнение показателей после 19 матчей: при значении IQ выше 18,0 баллов, вне зависимости от показателя эффективности вероятность не проиграть - 100%, выиграть - 75%.

Важным фактором в игре Болоньи являются сложные командные взаимодействия, средняя доля которых на старте чемпионата поднималась от 9% до 17% по мере адаптации новичков к требованиям главного тренера и повышения сыгранности состава.

На втором игровом отрезке всплыла крайне любопытная деталь… После матча с Фиорентиной из-за травмы на несколько игр выпал Орсолини. Снижение доли сложных действий подтолкнуло к дополнительному анализу цифр и всплыл факт, что присутствие Орсолини на поле увеличивает интенсивность выполнения командой успешных сложных элементов на 25%!

Речь не о том, что Орсолини выполняет все эти сложные действия сам, но скорее, что его перемещения на поле и взаимодействия с партнёрами создают подходящие игровые ситуации для успешной реализации таких действий.

Этот факт вызвал интерес к влиянию сложных игровых элементов на вероятность победы команды. 

В итоге было определено, что вероятность победы Болоньи в матчах Серии А составляет 90%, если значение IQ команды равно или превышает 19,4 балла, при доле сложных действий не ниже 18%.

Сами по себе вероятности, рассчитанные на базе данных десяти туров, показали достаточно высокую точность с исходами последующих 9 матчей. Случаи, когда вероятности не сработали, соответствовали заявленным показателям корреляции, равным 100%, что на дистанции всегда требует уточнения, в процессе расширения линейки собираемых данных.

 Однако, уже сейчас можно утверждать, что 10 игр является вполне приемлемой дистанцией для того, чтобы выставлять анализируемой команде чёткие цифровые ориентиры для дальнейших матчей.

Глава II. «Soccer Soul IQ vs Understat XG»

Сравним как коррелировалась метрика IQ от Soccer Soul с исходами матчей, в сравнении с популярной метрикой XG от Understat. Сейчас речь идёт только о сравнении с исходами матчей Болоньи в первом круге сезона:

Корреляции*: 

1. Корреляция между исходом матча и IQ: 95%. Это значительная корреляция, демонстрирующая, что показатель IQ в высочайшей степени информативен относительно исходов матчей Болоньи. 

2. Корреляция между исходом матча и XG: 74%. Это указывает на то, что показатель XG имеет умеренно высокую информативность. 

* - из 19 матчей команды лишь в одной игре (с Фиорентиной) итоговые значения IQ команд не соответствовали итоговому исходу матча. У метрики xG таких игр 5 (включая игру с Фиорентиной, оказавшейся в высокой степени аномальной). Ничейные исходы являются корректными для обеих метрик.

xhttps://t.me/soccersoul_ai

Вывод:

  • IQ является более информативным индикатором для прогнозирования исходов матчей. Его высокая корреляция с результатами подчеркивает его значение как ключевого показателя общей эффективности и успешности команды.

  • XG менее информативен в контексте предсказания исходов игр. Его низкая корреляция с результатами указывает на то, что для более точного прогнозирования необходимо учитывать другие аспекты игры, помимо создаваемых голевых моментов.

Рекомендация: 

Для улучшения результатов Болонье следует фокусироваться на повышении IQ, что напрямую связано с улучшением исходов матчей. XG может использоваться как дополнительный инструмент для оценки атакующего потенциала, но не может быть основным критерием при принятии тактических решений.

Глава III. «Наиболее продуктивные действия в арсенале команды»

42% длинных передач приходились на атаки, завершавшиеся ударами по воротам и еще 8% на голевые атаки (было 45% и 3%) – это самый эффективный элемент простого типа, который стал результативнее практически в три раза;

36% обводок приходились на атаки, завершавшиеся ударами по воротам и еще 5% на голевые атаки (было 42% и 4%) – это самый эффективный элемент индивидуального типа;

18% стенок на третьего приходились на атаки, завершавшиеся ударами по воротам и еще 14% на голевые атаки – это самый эффективный элемент сложного типа (после 10 туров эффективнее были передачи пяткой).

В целом Болонья совершает в фазе продвижения 33 успешных действий через АВП за игру (показатель вырос на 10%). 

Увеличение успешных действий в фазе продвижения при неизменном их количестве в фазе завершения, привело к снижению средней эффективности продвижения команды: с 28% он опустился до 27%.

Сам факт для Болоньи не определяющий – мы видели, что метрика IQ для успехов команды важнее, но рост IQ с постоянной отрицательной динамикой EF может завести команду в тупик, поэтому проследим за развитием событий далее.

Глава IV. «Мотта vs Аллегри»

Тьяго Мотта – потенциальный кандидат на пост главного тренера Ювентуса, как пишет итальянская пресса. Насколько эта информация соответствует действительности и состоится ли такой тренерский трансфер вопрос пока открытый, но коротко сравнить, как работают эти тренеры можно уже сейчас. Не так давно мы делали подробный разбор первого круга Ювентуса, поэтому сравнительный массив данных вполне релевантен.

Общая типология игры:

Аллегри чаще использует простые игровые элементы (67% против 54% у Мотты), что свидетельствует о более прямолинейном подходе, с меньшим количеством риска и большим акцентом на качество исполнения основных элементов.

https://t.me/soccersoul_ai

Мотта значительно больше внимания уделяет сложным взаимодействиям (17% против 10% у Аллегри), что указывает на предпочтение комбинационной игры и стратегий, предусматривающих многоходовые разыгрывания.

https://t.me/soccersoul_ai

Эффективность сложных игровых элементов трудно переоценить. Они существенно влияют на итоговый результат игры. На примере Болоньи это особенно очевидно, у команды сложные игровые элементы не просто есть - они эффективны!

Индивидуальные действия игроков (29% против 24% у Аллегри) говорят о том, что оба тренера имеют определенную зависимость от технических навыков отдельных футболистов.

Эффективность ударов и действий через АВП:

Команда Мотты инициировала суммарно больше действий через активно выгодную позицию (636 против 612 у Аллегри).

В целом Ювентус наносит большее количество ударов за матч (Болонья — 10,7, Ювентус — 12,7), но у Болоньи выше точность этих ударов (41% против 31% у Ювентуса), однако Ювентус результативнее (12% против 10% у Болоньи).

https://t.me/soccersoul_ai

Сравнение:

Обе команды показывали определенные колебания показателя IQ, однако Ювентус стартовал на отрезке с более высокого значения, а закончил более низким, в то время как Болонья сохраняла более стабильный уровень. В середине дистанции (10 тур) Ювентус опережал Болонью по среднему IQ: 19,4 – 16,3. В конце игрового интервала Болонья вышла вперёд: 17,1 – 16,9. Это говорит о том, что Мотта смог в целом обеспечить более устойчивое выполнение командой игровых задач на протяжении первого круга, несмотря на некоторые неудачи.

Ариго Сакки не так давно сказал: «Аллегри – тактик, Мотта – стратег. Тактик ждёт ошибки соперника, стратег выстраивает игру». Цифры подтверждают, что Тьяго Мотта работал на отрезке первых 19 туров более последовательно, что очень важно для команды с высоким процентом кадровых обновлений на старте сезона и меньшими ресурсами в сравнении с Ювентусом.

Работа тренеров:

Исходя из этих данных можно сделать заключение, что Тьяго Мотта работал на отрезке более последовательно, учитывая, что он смог поддержать стабильный уровень IQ на протяжении первых 19 туров, что очень важно для команды с меньшими ресурсами по сравнению с Ювентусом и высоким процентом кадровых обновлений на старте сезона.

https://t.me/soccersoul_ai

Выводы:

- Мотта ставит комбинационную игру, для Аллегри это свойственно в меньшей степени;

- для Аллегри не свойственно усложнять игровые действия – его ставка на качество игроков и их способность выжимать максимум, без лишнего риска;

- для команды Мотты сложные элементы - важный фактор для победы, для команды Аллегри - не определяющий.

Способен ли Мотта заменить Аллегри? Это покажет только время, но, судя по всему, команда под его руководством будет выглядеть по-другому. Подобная тренерская смена не будет являться заменой с целью добавить свежий взгляд на уже существующую игровую концепцию, это будет перестройка самой игровой концепции.

Продолжение следует...

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/soccersoul/3228323.html

Если вы тренер, аналитик или руководитель клуба любого уровня, методика подходит как для профессионального, так и любительского футбола 5х5, 7х7, 8х8, как для женского, так и для мужского и детского, кроме того, её возможно интегрировать в тренировочный процесс!

 Хотите разобрать матчи своей команды, прокачать собственное понимание активно-выгодной позиции в игре, получить конкретные цифры по игрокам и подобный отчет в виде презентации пишите @DPrecab (https://t.me/DPrecab) (Дмитрий) и запишитесь на бесплатную консультацию в удобное вам время.

Обязательно подпишись на мой тг-канал «Нейросеть о футболе»: там можно скачать все отчеты в формате презентации.