6 мин.

Зе лишний? Какой «Спартак» строит Аленичев

Мельгарехо забивает в девятку, Кутепов – через себя, но «Спартак» не выигрывает у «Шерифа»

КАК ИГРАЛ МЕЛЬГАРЕХО

Освобождённый от «грязной» работы Ивелин Попов сохраняет достаточно сил, чтобы обмануть двух защитников и так скинуть мяч пяткой на Мельгарехо, что парагваец при желании может почеканить, прежде чем пробить с радиуса штрафной. Но Лоренсо делает все быстрее и сосредоточеннее: поднимает голову и с левой, мягко, крутит мяч в «девятку», за голову вратаря «Шерифа». Первый гол за «Спартак» Мельгарехо забивает по-новому, не в силовой, кубанской манере. Напротив, в хаотичной, фантазирующей связке с Промесом и Поповым парагвайский форвард открывает незнакомые нам качества. 

Когда Мельгарехо говорил о том, что хочет играть в центре атаки «Спартака», воспринималось это даже менее серьезно, чем слухи о подписании еще одного нападающего. Анализ игры парагвайца в «Кубани» указывал на очевидные проблемы:

1. Почти не обыгрывал и критически редко создавал моменты.

2. Забивал, но на него целенаправленно играла вся команда.

3. Был отстранен от комбинационной игры и редко отличался в матчах с командами, которые ставят на оборону.

Понимая скорость парагвайца, его физические качества и понимание игры — Мельгарехо виделся скорее крайним защитником высочайшего для России уровня, но, повторю, никак не первым форвардом.

Но в игре с партнерами более высокого уровня, Квинси и Поповым, Лоренсо действительно выдает «игру наоборот». В начале матча он портит два типично «кубанских» момента. На 9-й минуте оттесняет Квинси и бьет в трибуну с линии вратарской, на 18-й спотыкается после прострела Комбарова, так и не решив, с какой ноги пробить. А на 24-й открывается под пас Глушакова в глубину, обыгрывает защитника, входит в штрафную и умным пасом вкладывает мяч в ногу Квинси. Так счет становится 2:0 – и до своей замены на 70-й минуте Мельгарехо не только забивает, но и обыгрывает, комбинирует и борется. 

Если учесть, что Лоренсо — профи в прыжках в высоту, то его способности и умения значительно шире, чем у того же Зе Луиша, который запорол уже несколько десятков моментов — многовато для того, чтобы играть в основе. Хотя присутствие на поле обоих форвардов – один из вариантов новой схемы Дмитрия Аленичева

КАКА ИГРАЕТ «СПАРТАК»

Чем ближе старт сезона, тем яснее понимание, зачем «Спартак» отказался от семи футболистов. 

1. Кирилл Комбаров играет за «Спартак — 2», потому что в «Спартаке — 1» на его позиции тренер предпочитает лучше Евгения Макеева и Сергея Паршивлюка

2. Юра Мовсисян уезжает в США, потому что теряет скорость и мотивацию. Здоровья у армянского форварда толком не было ни в «Спартаке», ни в «Краснодаре». 

3. Сердар Таски якобы не хочет играть в Москве из-за политического конфликта с Турцией, но и в «Спартаке» на его позицию есть трое (Кутепов, Гранат, Пуцко) русских игроков, двое из которых не то чтобы слабее. Если вас все еще вдохновляет переход Таски в «Баварию», то посмотрите первый тайм субботнего матча Мюнхена с «Дармштадом».

4. Роман Широков счастлив вернуться в родной клуб. 

5. Денис Давыдов находится в таком даже не игровом, а психо-эмоциональном состоянии, что переход из зоны комфорта «Спартака» условия в «Младу Болеслав» являются чуть ли не единственным условием прогресса. 

6. Антону Митрюшкину надо играть.

7. Аразу Озбилизу – тоже, но в нынешней расстановке ему просто нет места. 

Расстановка Аленичева – это тема для отдельного разбора, наспех можно лишь провести ее контуры, которые очертят что-то хаотичное или даже мини-футбольное. Впервые тактику с тремя опорниками и без крайних полузащитников или вингеров Аленичев опробовал в игре с «Астаной». Стартовал эксперимент со счетом 5:0 в пользу «Спартака», продолжился игровым преимуществом над «Краснодаром» и любой другой командой, попадавшейся в контрольных матчах.

Схему можно обозвать как угодно, но к началу матча она выглядит как 4-3-2-1-1 и может видоизменяться как в стандартные 4-5-1, так и в сумасшедшие 2-4-4. Суть – во взаимозаменяемости, страховке и условии, что к позициям прикреплены лишь центральные защитники. Все остальное – диффузия, смена мест и ролей. Возьмем, к примеру, матч с «Шерифом».

1. Крайние защитники становятся вингерами, а опорники – крайними защитниками.

8 минута. Контратака «Спартака». Квинси играет в стенку с Поповым, а Мельгарехо бьет мимо. На дальнем плане мы видим Дмитрия Комбарова, который находится на одной линии с центрфорвардом. Ключевой момент этого эпизода в том, что атака развивается быстро, а не позиционно (когда подключение крайнего защитника считается естественным событием). В значительной части атак Комбаров действительно играет вингера, тогда как на его позицию садится Денис Глушаков. Та же картина и на другом фланге, где Александр Зотов страхует скоростного Евгения Макеева. 

После нескольких рывков Комбарова «Спартак» логично берет паузы. Так, на 14-й минуте, красно-белые делают больше 15 поперечных передач, прежде чем перейти к наступлению.

2. Попов и Квинси – освобожденные

При Романе Широкове Ивелина Попова пытались наигрывать то на фланге, то загружали его дополнительной оборонительной работой. В схеме же с тремя опорниками болгарский футболист занимается только тем, что умеет: атакует, обыгрывает и разворачивает атаки. Но даже у него нет такой свободы, как у Квинси. Безусловно лучший игрок «Спартака» свободен в своих выдумках и не ограничен конкретной позицией. Он может быть и вингером, и форвардом, и центральным атакующим полузащитником. 

3. Глушаков, Ромуло, Зотов – тройной box-to-box.

Если расположить опорников по линии, то Ромуло будет ближе к центру, Глушаков левее, а Зотов правее. Однако и здесь происходит постоянная диффузия со взаимной страховкой. Сказать, кто из них тройки – box-to-box, а кто чистый опорник – невозможно. Даже больше: при осторожном подключении Комбарова тот же Глушаков нередко оказывается на позиции крайнего атакующего полузащитника. 

4. Мельгарехо меняет все

Приобретение Мельгарехо позволяет Дмитрию Аленичеву перестраивать тактику в зависимости от результата. В случае, когда нужно будет дожимать и в игре с глубоко обороняющимся соперником существует вероятность смещения парагвайца налево, Квинси – направо, и выхода Зе Луиша в центр нападения. 

5. Центр обороны

В условиях всеобщего перемещения и веселой игры – особенно тяжело именно центральным защитникам. Первый гол «Шериф» забивает после того, как Комбаров и Боккетти замирают и штрафной и не понимают, кто должен играть отскочивший после навеса мяч. Несогласованность заканчивается корявым ударом соперника в девятку.

Сравнивает счет молдавская команда в похожей ситуации. Зотов садится на место Макеева, но теряет в штрафной высокого форварда, не успевая передать его Кутепову. Центральный защитник выпрыгивает к мячу, не чувствуя борьбы, а через секунду видит, как из-за его спины забивают гол. Третий мяч – привычная позиционная ошибка слишком эмоционального для защитника Боккетти.

6. «Спартак» — веселая команда

Сейчас уже точно понятно, что «Спартак» будет много и красиво атаковать и, скорее всего, веселить в обороне. Каждый из защитников может как отлично атаковать, что доказывает Илья Кутепов, (забивший чудесный гол через себя) так и привозить голы, что доказывают все, а особенно Евгений Макеев, который пасом назад от центра поля вывел форвард «Шерифа» 1 на 1 с Артемом Ребровым.

Что получится из «Спартака» весной разгадать очень сложно. Но рискну предположить, что унылых матчей с восемью защитниками точно не будет.

Дмитрий Егоров, «Чемпионат»