Корабли и самолеты. Почему у российского бизнесмена не идут дела в «Венеции»?
Весной 2011 года в итальянском футболе объявился богатый русский. Бывший мэр Химок и известный бизнесмен Юрий Кораблин привез в Венецию настоящее громадье планов, мечт, проектов и громких заявлений. Однако постепенно подходит к концу 2012 год, а успехов в копилке президента «лагунари» не так уж и много, зато проблемы множатся с каждым месяцем.
***
Фото: fbcunionevenezia.com
В феврале прошлого года побитые судьбой тифози «Венеции» приготовились ликовать – приезд настоящего российского богача фактически стал реальностью. Фанаты, измученные клубным безденежьем, начали мысленно тратить миллионы евро, прикидывая, как скоро команда превратится в гранда итальянского футбола. Те, кто не очень вникал в суть, ставили знак равенства между Кораблиным и Абрамовичем.
Правда, тот факт, что русский бизнесмен выбрал именно «Венецию», с самого начала насторожил самых скептичных и дотошных журналистов и специалистов. Сколько они ни приставали, Кораблин так и не раскрыл истинных мотивов – лишь улыбался и бросал в воздух дежурные фразочки, которые в елей для итальянских ушей конвертировала переводчица, чем-то внешне напоминающая Ольгу Смородскую. Многих сделка удивила, ведь куда проще было бы вложить средства, скажем, в клуб серии B – там и условия лучше, и до серии А подать рукой. Но выбор Кораблина едва ли был обусловлен спортивными амбициями.
Разумеется, в самом начале не обошлось без громких заявлений. В соглашении Кораблина с бывшим владельцем клуба Энрико Ригони и регионом установлен срок, за который «Венеция» должна добраться до серии А, – на этот подвиг было отведено всего-то пять лет. Милый Ригони, который не смог продолжать активную работу из-за неважного здоровья, «познакомился с потенциальными покупателями из России и оценил их человеческие качества». Но из любительской лиги в сильнейший итальянский дивизион – за пять лет?.. При постановке таких задач нужно с самого начала настраиваться на круглосуточную работу и иметь в арсенале не только человеческие, но и блестящие профессиональные качества.
Сначала Кораблин предпринял несколько вялых попыток обогатить структуру «Венеции» россиянами, но ничего не вышло. Менеджер Балашов не знал итальянского языка и быстро скис, состоявшиеся футболисты не могли перейти в клуб из-за турнирного регламента, а идеи с организацией детских стажировок из «Химок» и других российских клубов заглохли сами собой.
Вскоре место генменеджера занял опытный Оресте Чинквини (пожалуй, единственный действительно сильный и удавшийся ход Кораблина), известный по работе с «Фиорентиной», «Лацио», «Болоньей», «Пармой» и «Удинезе». С насущной задачей он справился уверенно: с первого же захода «Венеция» добилась повышения из серии D в серию С. Правда, все произошло, скорее, на старых дрожжах: в команде остались неплохие ветераны и грамотный тренер. Однако перед началом нового сезона закончил карьеру 38-летний капитан Маттиа Коллауто, ушел харизматичный 34-летний форвард Эмиль Зубин. В конце концов, покинул Венецию и сам Чинквини – Оресте стал помощником Фабио Капелло в сборной России.
Тем не менее, успех Чинквини успокоил тифози и дал им уверенность в том, что русский все делает правильно. Но теперь Чинквини нет, и в серии С «Венеция» играет посредственно – пока без особых перспектив варится в середине таблицы. За спортивного директора – Андреа Гаццоли, за главного тренера – Диего Дзанин. Главные лица самой команды – французский голкипер Матье Моро, 36-летний форвард Денис Годеас и несколько арендованных молодых ребят. Речи о серьезных покупках не шло – все сплошь аренды да свободные агенты. И негодование здесь ни к чему – Кораблин и не обещал мощных вливаний в команду. В здания, индустрию – да, но не в раздевалку, комнату для теоретических занятий, или, там, в треквартисту.
В каком-то смысле такая политика разумна и имеет право на жизнь, но только не тогда, когда на тебе висит обязательство продвижения в серию А, а до дедлайна осталось три года. Некоторые болельщики уже рассуждают о том, что при Ригони они жили небогато, зато с чувством собственного достоинства – а сейчас творится черт знает что. Все проблемы лежат на поверхности, и положение дел не устраивает ячейку активных тифози «Венеции». Непостижимым образом они не сразу сообразили, что миллионных приобретений не будет (по крайней мере в ближайшее время), а ведь Кораблин еще на одной из первых пресс-конференций назвал футбольный рынок «перегретым». Глупо было бы думать, что он просто так примется выкидывать миллионы на игроков. Более того, летом на новых футболистов не было потрачено ни единого евро – и это в преддверии старта в куда более серьезной лиге, чем любительская серия D. Вот и все о футболе, собственно говоря.
Сам Кораблин как-то незаметно отстранился от команды и сейчас тонет в венецианских нечистотах – сначала у него случился ряд конфликтов со спонсорами «Венеции», а вслед за этим обнажился и главный подводный камень. Им стал экстравагантный мэр Венеции Джорджо Орсони, с которым Кораблину предстояло согласовывать планы постройки нового стадиона и прилегающего к нему инфраструктурного комплекса – главной и истинной венецианской цели бизнесмена. 17-й мэр Венеции продолжил традиции предшественников и начал создавать Кораблину проблемы. Когда итальянцы впервые поинтересовались у бизнесмена, был ли он на стадионе, понравился ли он ему, россиянин саркастически улыбнулся и сразу завел речь о стадионе новом – о том, который только планируется построить. «Нынешний стадион – это история. Нам предстоит написать новую. Документацию в муниципалитет подадим в течение ближайших месяцев». Ах, как он был наивен.
Фото: fbcunionevenezia.com
Когда-то непробиваемая венецианская администрация укротила самого Маурицио Дзампарини, перекрыв тому кислород целой лавиной бюрократических нюансов, формальностей, препонов. В свое время Дзамп представил мэрии симпатичный план строительства нового стадиона недалеко от аэропорта Марко Поло и поставил единственное условие: он оплачивает все расходы, а город позволяет ему разместить в окрестностях большой торговый центр (что важно – разговор с мэрией Маурицио завел только тогда, когда «Венеция» уже стучалась в двери серии А, то есть в то время, когда необходимость строительства объективно назрела). Дзамп долго бился с бюрократией, но потом плюнул на Венецию и уехал на Сицилию, в «Палермо».
Похоже, что сейчас Джорджо Орсони готовится к новому противостоянию. (Кстати, именно этот человек завесил всю Венецию рекламными баннерами, именно из-за него Мост Вздохов стали называть Мостом Брэндов). Команда Кораблина уже давно представила все планы, расчеты, схемы и графики предстоящего строительства в распоряжение мэрии, но Орсони вновь и вновь оттягивает его начало – изучает возможный экологический вред, пытается найти какие-то пути экономии (или наоборот – максимального извлечения выгоды) и наиболее рационального использования территории. Но основная загвоздка даже не в Орсони – при всех странностях он, в принципе, уже обязался поддержать Кораблина.
Главная проблема – компания Save, управляющая венецианским аэропортом Марко Поло. В лице председателя совета директоров Энрико Марки она выступает категорически против освоения близлежащих территорий, потому что в ее планах значится создание новой взлетно-посадочной полосы (и эта идея пользуется поддержкой главы области Венето Луки Дзайи, считающего модернизацию аэропорта приоритетным инфраструктурным проектом). На согласование деталей, удовлетворение интересов каждой стороны и разрешение всех споров может уйти от года до доброго десятка лет, и терпение Кораблина уже иссякает, хотя в Венеции он пробыл не так уж и долго. Итальянцы говорят: «Мы можем прийти к соглашению, но не в том бешеном темпе, который навязывают русские. Это не так уж просто».
Все, что в данной ситуации может сделать Орсони – регулярно давать добро на всяческий мелкий ремонт и модернизацию «Пьерлуиджи Пенцо». Хотя, по сути, этим давно должен был заняться сам муниципалитет. А если говорить начистоту, аварийного монстра было бы правильнее и вовсе отдать на растерзание бульдозерам.
А тут еще и природа стала ставить палки в колеса Кораблину. Работы по подготовке «Пенцо» к дебютному сезону в серии С шли полным ходом – устанавливались новые кресла, заменялись системы освещения, создавались условия для организации видеотрансляций и качественного доступа в интернет. Однако в июне на город обрушился торнадо – стихия серьезно повредила и без того ветхий стадион (пострадала стена, оказалась повреждена электрика, вырваны кресла и заграждения). Все это привело к тому, что «Венеция» едва не провалила лицензирование стадиона, необходимое для участия в турнире серии С – пришлось даже в срочном порядке изучать возможность брони стадиона в Портогруаро. К счастью, практически за несколько дней до старта чемпионата строение все же удалось кое-как подлатать.
«С этого момента все усилия будут направлены на строительство стадиона. Время проектов и обсуждений закончилось, нам необходимо незамедлительно действовать. Я успокоюсь только тогда, когда разобью об стену нового стадиона бутылку шампанского», – заявил раздраженный Юрий Кораблин. От его прошлогодней улыбки не осталось и следа. Тогда он рассуждал о том, что «Венеция» – это долгосрочный проект и, соответственно, долгосрочные инвестиции, но вряд ли предполагал, сколько в действительности на это потребуется времени.
Дело в том, что сами итальянцы считают Венецию едва ли не безнадежным местом в плане создания футбольной инфраструктуры – об упертости местных чиновников ходят легенды. Уже упомянутый проект Дзампарини, кстати, не был первым – до этого муниципалитет блокировал и другие амбициозные бизнес-планы. Итальянцы советуют Кораблину забыть о новом стадионе и задуматься о масштабной реконструкции «Пьерлуиджи Пенцо», но эти разговоры просто несерьезны (да и не за тем бывший мэр Химок приезжал в Италию).
На острове Святой Елены просто нет места для расширения стадиона. 101-летняя обглоданная временем конура не может принять даже 10 тысяч фанатов, и это идет вразрез с любыми смелыми планами по созданию конкурентоспособного клуба. Все действительно крутится вокруг новой арены с рабочим названием «Venice Green Arena». Которая, кстати, уже сменила как минимум два проектных обличья усилиями иранского архитектора Масуда Эсмаиллу – пройден путь от оригинальной «змееподобной» конструкции до проекта, во многом копирующего туринский «Ювентус Стэдиум».
Кораблина действительно больше всего интересует земля Тессеры (пригорода Венеции), которую он мог бы застроить прибыльной инфраструктурой – в его планах возведение на материке спортивной клиники, гостиниц, аквапарка, автостоянок, кинотеатров, пабов и еще бог знает чего (места там красивые, но совершенно неосвоенные – туристу в Тессере толком даже негде перекусить). И все происходящее пресса уже окрестила «войной за Тессеру» (Guerra per Tessera).
Более чем вероятно, что для Кораблина покупка «Венеции» – простой промежуточный шаг к получению драгоценной земли. Вот и получается замкнутый круг – Кораблин хочет запустить бизнес; Орсони, видимо, хочет денег; Save хочет модернизировать аэропорт. Видеть прогресс команды хотят только фанаты.
Удивление происходящим высказал и все тот же Маурицио Дзампарини: «Я нахожу очень странным то, что русские вкладывают деньги в венецианский футбол. Те же 150 миллионов евро стоила «Рома» – и она-то уж точно во всех смыслах перспективнее. В Венеции невозможно играть в футбол на высоком уровне. И я думаю, что построить стадион в Тессере русским тоже не удастся». Специалисты ему вторят: «Еще одна смелая идея, которой не суждено увидеть свет».
Болельщики, разумеется, за всем этим следят. И сейчас они ставят Кораблину в вину то, что он практически не бывает в Венеции, не наладил с ними обратную связь и не интересуется командой, а только и делает, что выбивает из муниципалитета эту проклятую землю под стадион и свои проекты. В конце концов, фанаты постепенно начинают демонстрировать недовольство самым доступным способом – игнорированием матчей. Когда на первую игру в серии С пришло всего 1190 фанатов, Кораблин (тоже на ней присутствовавший) удивился: «А где болельщики?» Вскоре они ответили: «А мы спрашиваем себя, где был президент все эти месяцы?..» Фанатам нужна ясность. Богатый владелец у клуба то ли есть, то ли нет. Кораблин очень далек от образа типичного итальянского президента – он не рвет за команду последнюю рубаху, не громит СМИ ударными интервью. Он все время в тени и занимается какими-то своими делами, отдельными от «Венеции».
Дошло до того, что на матч 10-го тура против «Милаццо» на трибуны «Пьерлуиджи Пенцо» поднялось всего 368 болельщиков – это исторический минимум, позорный антирекорд и протест как против вялой и непонятной деятельности Кораблина, так и против твердолобого муниципалитета. Людям не нравится ни игра «Венеции», ни античная развалюха «Пенцо». Один стыд.
Можно спорить о том, что ждет «Венецию» дальше, но на сто процентов ясно, что если в ближайшее время возле аэропорта «Марко Поло» не начнут стучать отбойные молотки, Кораблин уедет «играть в футбол» в другое место.
***
Разговоры о строительстве новой спортивной арены гуляют по Венеции уже около пятидесяти лет – начало работ анонсировало еще предыдущее поколение чиновников. Но кажется, что «Пьерлуиджи Пенцо» действительно проклят: «Венеция» обречена вечно играть под присмотром майора-авиатора, давшего имя футбольной арене. Мрачная ирония – для того, чтобы попасть на стадион, каждому болельщику или футболисту необходимо преодолеть часть пути по воде. То есть сделать то, что погубило прославленного летчика Пьерлуиджи Пенцо – 29 сентября 1928 года его самолет налетел на электрические провода и рухнул в реку.
Ну а бюрократия здесь еще , конечно, та...
Оформить юридически обязательства Кораблина по отношению к клубу вряд ли получится. Как можно обязать бизнесмена финансировать клуб на определенном уровне - клуб, кой принадлежит ему. Подбор футболистов, их зарплаты никоим образом не смогут войти в компетенцию местных властей...
Ей бы не затонуть из-за тех же чиновников..
А стадион конечно ужасен.
И вот такая бюрократия не только в Венеции, в Италии она в принципе на подобном уровне - и эта основная причина,что в Италии по сути нет новых арен
а кораблин сам говорил в интер-ю что он помог бы химкам, если бы деньги действительно пошли в клуб, а не карманы мэра химок и тд.
Основная тема русского бизнесмена конечно не футбол. «Венеция» это шаг к популярности внутри региона, наращивание своеобразного «уровня доверия», что ли.
Футбол в Италии - это религия. Ошибки уже были допущены, когда Юрий увлекся непосредственно проектом, подзабыв о футболе (имею ввиду то, что Вами описано в статье). Сейчас наверное его команда это уже оценила.
Луки Дзайи - человек несомненно «заряженный». Наверняка уже сделаны выводы и будет второй «заход». В ближайшее время. Через кого и как - вопрос...
Кораблин тот еще тип. С его именем связаны не самые «законные» делишки. В Химках он навертел столько, что репутацию свою «отмыть» он не сможет. «Бегство» заграницу, после благодатного депутатства выглядело, как желание пристроить капитал, и тормоз в Италии дал реакцию - он снова начал деятельность на политическом «олимпе» Химок.
Кораблин и его соратник Петр Кацыв намутили в свое время столько, что теперь все в шоколаде. И его венецианский гастроль сложится думаю в итоге удачно - слишком скользкий и «прохаванный» человек. Но есть одно «но» - он похоже заразился идей вернуть власть в подмосковье, а там тоже есть кого «одарять» - деньги вещь наживная, но имею свойство кончаться.)))
Или для вас каждый чиновник плохой по определению?
Не забывайте, что даже такая пробивная акула бизнеса, как Дзампарини, предпочла смотать удочки, чем тратить годы на бесплодные переговоры.
А так - да, Венеция сейчас в дивизионе Lega Pro 2.
Хорошая статья!
Кораблин не зря выбрал Венецию. Думаю, что он в курсе и о чинушах и о футбольном хозяйстве, но риск в данном случае оправдан. Если конечно он добьется своего.
И мне кажется с появлением нового стадиона, при грамотном менеджменте (возможно и возвращении Чинквини, к тому времени более проникшемуся русской культурой) «Венеция» стала бы крепким клубом.
Посмотрим. Пока все настолько не ясно, что статья, безусловно хорошая и интересная, мне кажется, слегка опережает события.)))
Неужели «Венеция» стоила 150 миллионов?