5 мин.

Установка на результат или контроль своих действий? Победа Юрловой с точки зрения психолога

Владимир Сафонов в блоге на Sports.ru смотрит на биатлон с психологической точки зрения.

Закончился очередной чемпионат мира по биатлону и… опять тоже самое. Чем ближе он был и чем больше гонок уже проходило, тем чаще в комментариях журналистов, высказываниях тренеров и редко в словах спортсменов появлялся термин «психология» и производные от него.

Отношение к биатлону у меня особое. Непосредственно с этим видом стал знакомиться, когда ко мне обратилась студентка специализации «спортивной психологии» СПбГУ — биатлонистка постоянно разъезжающая по сборам. Потом появился аспирант ЗМС тоже биатлонист, а ещё через время в августе 2012 года мне поступило предложение стать психологом мужской сборной, но при этом было добавлено — старший тренер позвонит. Про себя сказал — полтора года до ОИ. Нормально. Жду, проходит месяц-два звонка нет. Брат подзуживает — «забыли». Заключаем пари — после ЧМ позвонит. На третий день звонок: «Вы нам нужны». Но… взяли другого. Как работал, и как работалось этому специалисту — не знаю.

Со студенткой установился контакт по учебе и спорту (в основном через интернет). 11 марта 2015 года она становится чемпионкой мира. Да, это Екатерина Юрлова! Студенткой ещё третьего курса она подошла ко мне, представилась, рассказала о своей занятости и спросила совета, как ей в поездках и постоянных сборах делать курсовую. Договорились тогда, что она будет писать работу на материале своего спортивного дневника. Потом был диплом, попадание в сборную.

Катя — очень живой, отзывчивый и внимательный человек, увлеченный на 200 процентов тем, чем занимается. Каждый раз при нашей встрече получаю от неё какой-нибудь подарок — флешку, бейсболку с эмблемой сборной, ручку из Канады, а однажды цветы — за что не скажу. Уникальность и просветлённость Кати заключается в её мироощущении. Обсуждаем её состояние на конкретной гонке: «Моё состояние ни в какую классификацию не попадает», — шутит она.

Обратите внимание, что она говорила в интервью после гонок: ни одного негативного слова — ни об условиях, ни о соперниках, ни о себе. Нет, я с ней не работал. Мы обсуждали вопросы психического состояния и отношения к происходящему «здесь и сейчас» в конкретных ситуациях на тренировках и соревнованиях. То, что она сделала на чемпионате мира — это, конечно, фантастика. Смотрел, как она работала на всех четырёх огневых рубежах. Я скажу, что на третьей стрельбе у неё появился кураж. А её улыбка после последней стрельбы… Молодец!

Я не буду разбирать, конкретные эпизоды чемпионата, тем более, персонально. Это область доверительных, искренних и откровенных взаимоотношений спортсмена и психолога. Ведь то, что спортсмен говорит «не понимаю» — это действительно так. Причины успеха и поражения чаще всего в подсознании. Задача совместной работы разобраться в этих причинах и вывести на уровень сознания — определиться с отношением к этому, выработать навыки произвольного (сознательного) управления своим психическим состоянием.

Не могу не обратить внимание на высказывания тренеров. «Функциональное состояние хорошее, почему нет результата, надо разбираться». Или еще добавляется: «Дело в психологии». Да, в психологии. В том психическом состоянии, в котором находится спортсмен в моменты выполнения своего упражнения.

И при этом надо понимать, а когда его психика начинает готовиться к главному старту сезона? Я скажу — за три-четыре месяца! Это проявляется в сновидениях, мимолетных высказываниях. Наконец, СМИ и спортивные функционеры уже перед сезоном прессингуют спортсменов. Функциональное состояние как способность биатлониста выполнять спортивное упражнение с необходимым уровнем качества (скорость прохождения дистанции, точность стрельбы) — это тот функциональный потенциал, которым обладает спортсмен в данный момент. Но реализация его полностью зависит от психического состояния соревнующегося. От отношения к происходящему. От способности контролировать свои действия и эмоции. От направленности внимания (сознания).

Отношение к происходящему у нас какое. «Медального плана нет, но в каждой гонке будем стремиться к победе». «Медального плана не было, но на чемпионате выступили не успешно». И задание — каждому стрелять ноль при статистике значительно ниже 90% на протяжении уже нескольких сезонов.

Теперь о способности контролировать свои действия в момент заключительной стрельбы. Статистика у мировой элиты биатлона составляет 83–86 процентов попаданий из 20 выстрелов. Таким образом, два-три промаха — это мой уровень. Но если я сделаю это в гонке, в десятке я не буду. Поэтому установка: должно быть 100% попаданий. На пристрелке перед стартом спортсмены почему-то стреляют 20 мишеней. И как правило, все 20 в цель. А дальше психология — двух «Я». Я должен попасть все 20 в гонке. А моё подсознание знает, что я попаду всего лишь семнадцать-восемнадцать. Что же происходит со спортсменом, если на первом огневом рубеже уже промах? А когда ко всему прочему добавляется значимость последнего выстрела?

В предыдущих материалах я уже затрагивал вопрос о двух «Я» — сознание и подсознание. Хочет спортсмен или не хочет между ними идет постоянный диалог. «Сможешь — не сможешь», от этого «уверен — неуверен» и как следствие когнитивная (продуктивная) или эмоциональная (импульсивная) рефлексия. У каждого (!) спортсмена есть так называемые «повторяющиеся ошибки». Анализ статистики ошибок позволяет это увидеть и причина всегда в несогласованности этих «Я».

И последнее — о концентрации внимания, о чем сегодня говорят уже все тренеры и комментаторы. Если концентрация внимания — это направленность сознания, то есть актуализация в нём чего-то конкретного, то на чем же концентрироваться биатлонисту в ситуациях жесткого единоборства? На 100% попадания? На итоговом месте? Или на технике прохождения участков дистанции и элементах выстрела?

Один из тренеров на этом чемпионате сказал: «Психологическая подготовка не носит какой-то специальной направленности, но без этого нельзя». Скажу, что психологическая подготовка подсознательно идет постоянно, и она направлена на компенсацию неблагополучных исходов в жизненно значимых ситуациях. В психологии это называется «копинги» — индивидуальные приемы самозащиты. Осознаваемая же психологическая подготовка — это, прежде всего, понимание, что причины успеха, причины поражения лежат внутри спортсмена, а в не лыжах, снеге, ветре и т. д. Определение конкретных причин — это единственное основание для их устранения, выработки продуктивных копингов деятельности, в том числе, учете и устранении мешающих внешних факторов.

Принципиальным моментом в устранении причин неуспеха будет изменение отношения к происходящему. Но изменить сформировавшееся отношение, оказывается чрезвычайно непросто — наши стереотипы поведения особенно консервативны в лично значимых ситуациях.

В заключение отмечу, что интересуясь биатлоном довольно давно, постоянно наблюдаю эти стереотипы. Хочу высказать надежду, что процесс психологического просвещения как тренеров и спортсменов, так и спортивных функционеров будет иметь поступательное движение и приведет, наконец, к признанию необходимости постоянного контакта спортсмена, его тренера с психологом, имеющим лицензию на практическую деятельность (Свое отношение к происходящему в сборных по этому вопросу я уже высказывал).

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов