8 мин.

Вечная война Карпина с лишним весом игроков: кто-то бегал до тренировок, кто-то часами сидел в ванной, кто-то специально блевал

Стало помягче, но сахар все равно под запретом.

Карпин дерзко ворвался в сборную России: обновил состав, ставит другой футбол, номер Черчесова вообще оборудовал под массажный кабинет. А еще на первом же сборе ввел запрет на сахар: «Они профессиональные футболисты. До этого они, может, и водку пили. Я здесь при чем? Сахар ничего хорошего футболистам не дает».

Это быстро принесло результат: сам Карпин признался, что абсолютно все выполняли рекомендации, и все приехали на второй сбор с меньшей жировой прослойкой.

Суровые методы Карпина по борьбе с лишним весом известны давно: в его времена в «Спартаке» за каждые лишние 100 граммов платили 100 долларов.

Бешеные истории от футболистов, как Карпин заставлял их худеть: Шишкин ел одни ананасы, Махмудов никогда не ужинал, а Рыжов перед тренировками сидел в бане

Самую дикую историю рассказывал Дмитрий Рыжов – в 2006-м он выиграл юношеский ЧМ, считался одним из самых способных игроков той сборной Колыванова и даже попал в ЦСКА. Дальше не сложилось, а в 2015-м он приехал реанимировать карьеру в Армавир – там и пересекся с Карпиным. В открытом письме Рыжов рассказывал, как мучил себя, чтобы не платить штрафы из-за веса. 

«С Карпиным было очень тяжело. Приехал к нему из «Енисея» в игровом весе 90-91. Да, это мой игровой вес, хорошо себя при нем чувствую. У меня, повторяю, широкая кость, не могу стать худеньким. Карпин говорит: «Ты должен весить 84,2». Чтобы вы понимали: 84,2 весил в 15 лет, а мне тогда было 27. Ну как я могу в 27 весить столько же, сколько в 15? Пришлось побыть бойцом ММА и каждое утро заниматься весогонкой, чтобы не штрафовали и брали на выезд.

Я вставал в 6 утра с весом 88,6, бегал по лесу, потом в 7 утра шел в баню и сидел там час при температуре 100 градусов. К взвешиванию был 86 – это засчитывалось. Бывало, правда, не все в бане уходило. Пока остальные взвешивались, шел в горячую ванную, лежал еще 20 минут – еще грамм 400 уходило. Дальше в таком вот состоянии шел тренироваться.

Весь армавирский период у меня просто не было сил. Я там и хлеб не ел, ничего не ел. Только в первый день взял пирожное или кекс, а Карпин подошел: «Какой кекс? Ты сам уже как кекс, положи его на место».

О космических штрафах Карпина за лишний вес вспоминал и Эмин Махмудов: в 19 лет он приехал в «Спартак» в статусе очень перспективного игрока, но головокружительной карьеры не вышло. Сейчас ему 29, он уже несколько лет капитанит в азербайджанском «Нефтчи».

«Про штрафы за опоздания не помню, а за вес – как сейчас: лишние 100 грамм – 100 долларов. Во время сезона взвешивания каждый день проводятся. Принес лишний килограмм – и все. Правда, в «Спартаке» тренеры сами ставили вес. Мне поставили столько, сколько я весил в 15 лет! В «Сатурне» в свое время, наоборот, говорили: «Ешь побольше – будешь мощнее на поле». А в «Спартаке» часто ужин пропускал, чтобы не попасть на штраф. И это в 19 лет, когда организм растущий. Я сейчас вешу на кило на 5-6 больше, чем тогда».

Точно запомнил штрафы Карпина и Зотов – его историю как-то рассказывал в интервью Павел Комолов: «Саша Зотов рассказывал историю: у них в «Спартаке» были две тренировки, а взвешивание однажды назначили перед второй. Он поработал на первой и повез машину – то ли на мойку, то ли на ТО. Перекусил там сникерсом и вернулся на взвешивание. Потом рассказывал: «Это был мой самый дорогой сникерс в жизни».

Ирина Шишкина, мама экс-защитника «Спартака» Романа Шишкина, рассказывала историю про ананасовую диету сына:

«У каждого тренера свое видение, каким должен быть футболист. Вот Карпину казалось, что у него перевес, лишний вес, заставлял его худеть. Было такое, что Рома ел одни ананасы, от них вроде худеют. Правда, сейчас он эти ананасы никогда не покупает. Наверное, переел».

А Артем Ребров в своем блоге рассказал про самые жесткие методы экстремального похудения перед взвешиванием:

«Я почти не застал времена, когда был штраф 100 долларов за 100 граммов – при мне штрафовали, если вес был больше нормы на 1 кг. Люди чего только ни делали, чтобы этого не допустить: кто-то лежал в горячей ванной весь вечер и варился как креветка, чтобы вода вышла. Кто-то с утра перед тренировкой по лестнице бегал в болоньке, кто-то вообще клал два пальца в рот, чтобы проблеваться. Что угодно делали, лишь бы воду лишнюю согнать. Ну окей – вес вы скинули, а дальше как целый день тренироваться? Ты с утра уже без сил. Когда Карпин узнал, был в шоке: «Вы что, совсем с ума сошли?» Начал объяснять: «Я это делаю не для того, чтобы вы херней занимались, себя истязали».

После этого он и начал перестраиваться, отношение к тем же взвешиваниям, например, менять. Здесь то же самое, как с оценкой мастерства футболистов, когда он всех по себе равнял. Сделал поправку на то, что не у всех такая конституция, как у него, что не все такие худые, что не у всех такой обмен веществ. Слышал, сейчас в «Ростове», конечно, нет такого контроля веса, какой был в «Спартаке», но все равно Карпин за этим очень следит».

С тех пор многое изменилось: больше игроки Карпина себя не истязают, но за весом он все равно внимательно следит

Ребров прав, теперь Карпин не так строго контролирует за лишний вес игроков. Об этом говорил Дмитрий Чистяков из «Зенита», с которым тренер сборной долго работал в «Ростове»:

«Карпин реально за этим очень следит. Он по-хорошему помешан на этом. И это правильно. Два раза в неделю для всех игроков обязательное взвешивание. Раз в месяц — измерение жировой прослойки. Валерий Георгиевич делает все, чтобы футболист следил за собой и продлевал свою карьеру. В такой ситуации невольно думаешь — как бы чего лишнего не съесть, чтобы не «привезти» даже 500 граммов на взвешивание. Георгич может чуть поругать. Не сильно, но мол, хорош, давай, возьми себя в руки, питайся правильно».

«Карпин смеялся, что даже штрафовать некого, – рассказывал экс-вратарь «Ростова» Илья Абаев. – Даже если случались какие-то отклонения, то все возвращались в боевой вес очень быстро. Единственная проблема у него была со Скопинцевым. Он прятался в аэропорту, ел пирожки, а потом удивлялся, откуда у него лишний вес».

Как действует Карпин в 2021-м: теперь штрафы символические, в выходной разрешает даже пиво (но только не в сборной)

Вот что отвечал Карпин в интервью Жеке Савину на вопрос, что он разрешает игрокам:

«На первые сборы поедут жены. Пиво разрешаю. Но не каждый день, понятно. Только если вечером в выходной. Игроки сейчас сами себе назначают штрафы. За килограмм лишнего веса — тысячу рублей, по-моему. Вообще ни о чем, но дело не в этом. Дело в том, что если никто не платит, а ты один платишь — неприятно просто».

Правда, в сборной Карпин построже. Ни о каком пиве пока не идет и речи.

«Конечно, я запретил игрокам пить пиво после матчей. А как нет? Ну, давайте водки им дадим еще, чтобы еще больше расслабились. В Европе тренеры допускают подобное? Вопрос к ним. Я против этого. Особенно когда игры через два дня на третий. Если бы мы, например, играли 1-го числа, а затем 7-го, то может быть».

Хотя глобально Карпин не против. И приводит свой пример, что курение ему не мешало, а перед матчами в Испании на столах было вино.

«Не думаю, что это приносит огромный вред. Алкоголь, никотин – все должно быть в меру. Я курю с 19 лет. На своем опыте знаю: если тренируешься и играешь, выкуривая по 5-6 сигарет в день, то курение не вредит вообще. Если курить одну-две пачки в день, тогда, наверное, вредит. А так весь никотин выходит очень быстро.

Помню, когда мы только переехали в Испанию, были в недоумении: там перед матчем на столе стояло вино – для нас это был нонсенс. Поэтому мне странно слышать, что футболистам нельзя пиво или вино. Но всего должно быть в меру».

Не такой уж и тиран.

Катастрофа с крайними защитниками в сборной России: много травм, вызваны лишь два профильных игрока

От сборной отцепили Крицюка, Караваева, Бакаева, Зиньковского, Мухина и Тюкавина – как вам выбор на ключевые матчи?

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Гальперин, Юлия Честнова, Максим Богодвид