7 мин.

Полоса белая, полоса черная. Особенности трансферов «Удинезе»

«Удинезе» славится своей селекцией. Найти талантливого молодого игрока, купить его не очень дорого, довести до уровня звезды и продать за хорошие деньги, тому, кто хочет и способен платить. Декларируют приверженность этой схеме многие, не у многих выходит претворить декларации в жизнь. У «Удинезе» это получается, причем получается не от случая к случаю, а постоянно. Как и почему это происходит, студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA рассказали топ-менеджеры итальянского клуба.

- Расскажите об основных принципах работы селекционной службы «Удинезе».

Фабрицио Ларини, спортивный директор: Мы прежде всего отталкиваемся от наших финансовых возможностей, в этом смысле мы не можем сравниться с такими грандами, как «Ювентус», «Интер» или «Милан». Мы не можем ни покупать готовых звезд за огромные деньги, ни платить им невероятные зарплаты. Следовательно, все, что остается нашей скаутской службе, – искать перспективных молодых игроков. Замечать проблески таланта раньше, чем это сделают конкуренты, и работать с этим талантом, доводить его до блеска, чтобы потом продать его, и на этом заработать.

Мы особенно углубленно работаем на рынках, которые еще не до конца освоены: Чили, Колумбия, некоторые другие южноамериканские страны. Там, на наш взгляд, можно отыскать настоящие жемчужины. Впрочем, это ни в коей мере не отменяет работы и на других футбольных рынках, в том числе на европейском.

Собственно, это все принципы. Мы следуем им уже довольно давно, и они работают. Например, когда мы нашли Алексиса Санчеса, ему было 17 лет, и нам он обошелся в 3 миллиона евро, а в «Барселону» он перешел за 40 миллионов. 19-летнего Ислу мы купили за 500 тысяч евро, а «Ювентус» отдал за его переход 8,5 миллионов. Примерно столько же они заплатили за Квадво Асамоа, а нам в свои 20 лет он достался за миллион. Самир Ханданович восемь лет назад вообще пришел к нам свободным агентом, а в «Интер» мы его недавно продали за 11 миллионов. Это самые удачные трансферы только за последние два сезона.

- С какого возраста «Удинезе» забирает в свою школу молодых игроков, которым требуется проживание в интернате?

Фабрицио Ларини: Итальянские законы разрешают проживание ребенка отдельно от семьи, под опекой взрослых с 14 лет. И еще не так давно в нашей школе была такая группа – 35-40 человек – которая там же, при школе, постоянно и проживала. Однако теперь мы решили сменить курс. Теперь мы стараемся не интегрировать в свои команды парней издалека, особенно иностранцев, до достижения ими 17, ну или в самом крайнем случае 16 лет.

На наш взгляд, отрыв от семьи, переезд в незнакомую местность с другим климатом, другими традициями, обычаями, кухней и так далее может нанести ребенку, и прежде всего его психике, весьма серьезный ущерб. Поэтому до указанного возраста мы просто следим за интересными нам игроками на привычном для них месте – в тех школах, где они занимаются. Мы подписываем с этими школами соответствующие меморандумы, а уже с 16-17 лет с теми, кто к этому возрасту доказал свою перспективность, заключаем контракты и перевозим их в Удине.

Тут, кстати, упомяну о таком важном моменте: все наши легионеры, независимо от возраста, обязаны с первых дней пребывания в клубе изучать итальянский язык, для этого к ним прикрепляются специальные преподаватели. Непонимания между членами коллектива быть не должно.

- Почему у вас получается регулярно находить юнах талантов и зарабатывать на них, а у других клубов – не всегда?

Стефано Кампоччи, вице-президент: Скаутская служба «Удинезе» – одна из самых разветвленных и информированных в мире. На разных рынках на нас работает около 100 человек. Поскольку людей так много, они имеют возможность тщательнее отслеживать каждого игрока, составлять о нем максимально полное впечатление, наблюдать за его развитием на протяжении длительного периода времени.

Решения о покупке того или иного футболиста у нас не скоропалительны. Они не основаны только на мнении представителей клуба, которые по наводке скаута посетили один или два матча, в которых игрок, может быть, не показал всего, на что способен – просто потому, что нервничал, зная о присутствии на трибунах потенциальных покупателей. Они основаны на гораздо более глубоком анализе.

Мы очень тщательно готовим каждое свое приобретение. И именно потому, что эта подготовка настолько тщательна, мы, бывает, получаем некоторые преимущества перед конкурентами из более богатых команд. Они могут заплатить больше, но, не разобравшись досконально в игроке, иногда предлагают за него лишь часть требуемой суммы, ставя дальнейшие выплаты в зависимость от того, как он проявит себя на новом месте. Мы же, будучи твердо уверены в том, что именно этот футболист нам и нужен, готовы платить за него сразу, без всяких оговорок. Понятно, что продавцам это нравится гораздо больше.

Мы всегда точно представляем, кого и в расчете на что мы покупаем, кто способен сразу влиться в основной состав, а кому может понадобиться аренда в наших клубах-партнерах, «Гранаде» и «Уотфорде». Решение о том, кто и в какую аренду может быть отдан, принимается именно исходя из того, какие компоненты игры тому или иному футболисту надо подтянуть, и насколько их совершенствованию могут способствовать особенности английского или испанского футбола.

- Во сколько обходится содержание такой разветвленной скаутской сети?

Стефано Кампоччи: Недешево, но конкретной цифры я вам не назову. Но содержать эту сеть, особенно с учетом результатов ее работы, для клуба все равно гораздо выгоднее, чем пытаться конкурировать с грандами на рынке футбольных звезд – для нас это смерти подобно.

- Как рассчитывается момент, когда игрока нужно продавать?

Фабрицио Ларини: Основных принципа два. Во-первых, игрок должен реально раскрыться, продемонстрировать в игре за наш клуб лучшие свои качества и свою готовность выступать на принципиально новом уровне. Только за такого игрока можно получить хорошие деньги. Именно поэтому одним из главных наших достоинств я считаю умение терпеть и ждать, пока талантливый футболист разовьется в полной мере, готовность не форсировать, не подгонять это развитие, а пережидать, если речь идет об иностранцах, период акклиматизации к итальянскому футболу и итальянскому образу жизни.

Во-вторых, в процессе подготовки к продаже того или иного игрока мы всегда держим на прицеле другого, сопоставимого по потенциалу, который мог бы адекватно заменить его в основном составе.

- И все же частые продажи лидеров влияют на спортивные результаты, или для «Удинезе» они стоят не во главе угла?

Стефано Кампоччи: Для нас регулярная продажа своих звезд – это данность. Болельщики были огорчены расставанием с тем же Санчесом, но момент настал. Давайте подумаем, что было бы, если бы мы, например, его не отпустили? Нам пришлось бы многократно повышать его зарплату, и мы бы на этом разорились. А с другой стороны, даже пойдя на это, мы бы, уверяю вас, не достигли никаких спортивных результатов. Потому что мотивация футболистов уровня Санчеса не сводится к одним только деньгам. Они думают об игре в больших клубах, мечтают о больших трофеях: если лишить их этой возможности и этой мечты, они будут несчастными людьми. Несчастные люди не будут с полной отдачей работать на тех, кто сделал их такими. Ну, так и что же лучше: продать Санчеса как раз тогда, когда за него дают прекрасную цену, или уморить его в профессиональном плане, и добиться того, что за него вообще ничего давать не станут?

- Ди Натале играет за «Удинезе» с 2004-го, он звезда. Неужели за все это время у него не было предложений от больших клубов?

Фабио Вивиани, помощник главного тренера: Это совсем другая история. Ди Натале – это символ «Удинезе». Для нас значит примерно то же, что Тотти для «Ромы». Он уже возрастной игрок и никуда уходить из клуба не собирается, закончить карьеру в «Удинезе» – его решение. В это межсезонье у него было предложение от «Милана», но он отказался. Он сам сказал, что не ушел бы, даже если бы его позвали в «Реал». С другой стороны, Антонио продолжает приносить нам пользу не только на поле. Многие из тех молодых футболистов, которых мы подписываем, соглашаются на наши предложения еще и потому, что «Удинезе» в их глазах это клуб, за который играет Ди Натале.

- Какую долю в доходной части бюждета «Удинезе» занимают средства, вырученные от продажи игроков?

Стефано Кампоччи: Весьма существенную, именно за счет этих средств мы уже довольно давно являемся прибыльным клубом, одним из немногих в мире. Но – я подчеркну – речь идет именно о ситуации на данный момент. Как она будет развиваться дальше, непонятно. Потому что можно более или менее точно планировать доходы от продажи телевизионных прав, от билетов, от мерчендайзинга. Планировать же доходы от продажи футболистов невозможно. Если вы будете составлять бюджет, закладываясь на них, вас ждет крах.