10 мин.

Артём Комогорцев: «Вырасти можно только в конкурентной среде»

Главный тренер молодежной команды баскетбольного «Зенита» — об основных этапах карьеры, радости от того, что команда понимает задумки тренера, и пользе выездных матчей для сплачивания коллектива.

— Расскажите, как проходит подготовка к предстоящим матчам, все ли здоровы и готовы сыграть?

— Команда полностью готова, травмированных и заболевших, к счастью, нет, готовимся в обычном режиме. Когда перерыв между играми небольшой, как это было в случае с матчами с командами из Нижнего Новгорода и Казани, готовимся сразу к двум соперникам. Мы понимаем, что нам будет противопоставлять каждый из них и стараемся заранее отработать все моменты, поскольку за короткий промежуток времени между матчами мало что можно подготовить.

— В целом, на уровне молодёжного баскетбола, поединки с УНИКСом — это принципиальная история? Если посмотреть на результаты казанцев в последние сезоны, они даже в плей-офф не всегда выходят. Как ребята ощущают себя перед поединками с этой командой?

— Не скажу, что это настолько принципиальное противостояние, но всегда пытаюсь донести до ребят, что неважно, какой соперник, мы на всех должны настраиваться одинаково и показывать лучший баскетбол в каждом матче.

— Удаётся это сделать по ходу нынешнего сезона?

— Начало сезона было не очень хорошее, команда новая. Мы дважды выиграли дома, после этого было пять поражений, играли против сильных соперников, уступили в борьбе. Однако если вспомнить прошлый год, мы начинали также, но к новому году команда уже начала понимать, чего я от них требую, игра становилась всё лучше и лучше. Также происходит и в этом году.

— Если говорить о настрое на соперника, тут всё понятно, а что касается ситуации по ходу игры? В недавних матчах с Нижним Новгородом «Зенит» был сильнее, последнюю игру завершили со счётом 100:60. Вы довольны тем, как ребята доводят до конца такие матчи, где результат становится известен чуть раньше, чем звучит финальная сирена?

— Если брать второй матч с Нижним Новгородом, то первую половину мы играли ровно, в какой-то момент соперник даже повёл. Во второй половине получилось ребят перенастроить, сказать, что нам нужно защищаться, потому что в нападении мы забили 50 очков, но пропустили больше 40. Начали играть от защиты, и за вторую половину пропустили всего 20 очков за две четверти.

— То есть, вы довольны тем, как команда подстраивается?

— Да. В начале сезона были проблемы, мы вели 10-15-20, но не могли дожать соперника, сбавляли, и вместо 20 очков выигрывали 10.

— А это как раз из-за того, что расслаблялись? Обычно те, кто наблюдает за матчами с дивана, любят использовать такое клише: «Ну вот, полностью доминировали, а потом расслабились, и позволили сопернику вернуться в игру».

— Момент расслабления есть, но также влияет и другой фактор. В команде 8-9 основных игроков и 3-4 человека в запасе, хочется дать поиграть всем, но не всегда это даёт нужный результат, потому что люди выходят не готовыми и получается небольшой спад. К счастью, в последних играх мы эту ситуацию исправили, и каждый, кто выходил на площадку, только добавлял. По статистике можно увидеть, что у нас каждый игрок набрал очки, каждый имеет плюсовой показатель полезности.

— Это всегда приятный маркер, когда каждый, кто в заявке, кто выходит на паркет, набирает очки. Сигнал, что в команде всё работает хорошо. Вы сказали в начале разговора, что состав сильно поменялся, многие ребята пошли на повышение, в «Зенит»-2, в Суперлигу. В условиях, когда заявка команды так сильно меняется, усложняется ли процесс тренировок и подготовки?

— Не скажу, что это усложняется, просто у каждого тренера свои требования, своя философия, своё видение игры, и ребятам нужно время, чтобы перестроиться. Пришли ребята из ДЮБЛа, достаточно хорошие, быстро всё воспринимают, потому что до этого также работали с хорошим тренером. Как я сказал ранее, небольшие проблемы были, но к новому году ребята уже понимают, чего я от них требую.

— Если посмотреть на статистику некоторых игроков, то бросается в глаза, что им тяжело показывать стабильно хорошие результаты: условно, пять матчей подряд набирать по 15 очков. Как на молодёжном уровне это исправлять, как от молодого игрока добиваться такого качества, как стабильность?

— Постоянно проговаривать на тренировках, подбирать упражнения на концентрацию, чтобы игроки всегда были в фокусе на сто процентов, каждую минуту, каждую секунду.

— Впереди у молодежной команды «Зенита» много поединков в Единой молодёжной лиге ВТБ и в ближайшие два месяца все они будут выездными. Насколько это влияет на тренировочной процесс с моральной точки зрения, в том числе? Не тяжело будет ребятам?

— Я не скажу, что это как-то особенно тяжело. Наоборот, в каких-то моментах выезды команду объединяют, потому что ребята находятся вместе 24 часа в сутки, вместе ездят на тренировки, вместе ходят на обеды-завтраки-ужины. Единственный минус в том, что мы играем не при своих болельщиках, а так — не скажу, что это какой-то отрицательный фактор.

— Как организован день у команды, когда она играет на выезде? Есть ли время для экскурсий, посмотреть город? Всё-таки ребята молодые, им бы это было интересно и полезно.

— Чаще всего выезды двойные, мы с одной командой играем два матча, потом два дня перерыва, и еще два с другой командой. И вот в эти два дня перерыва иногда есть время, ребята могут выйти погулять по городу.

— Хочется также поговорить о вашем профессиональном пути. Расскажите, как так получилось, что в очень молодом возрасте, в 27 лет, вы уже работаете главным тренером?

— Когда мне было 18 лет, я играл в Саранске, в команде Высшей лиги. Мы выиграли золото и дальше я получил предложение перейти в «Спартак-Приморье», который выступал в Суперлиге-1. В том сезоне я получил травму, разрыв крестообразной связки. К концу сезона восстановился, получилось даже что-то сыграть. Затем были варианты поехать в Суперлигу-2, в Высшую лигу в не лучшие команды, либо начать тренерскую карьеру на Сахалине, в команде ПСК «Сахалин». В ней был хороший тренерский штаб, я подумал, что хочу попробовать что-то новое и так вот получилось, что стал тренером.

— Вообще это уникальная история, что позвали работать тренером в столь молодом возрасте?

— Мне ещё мой детский тренер говорил: «В будущем ты, наверное, станешь тренером».

— Я так понимаю, что в «Сахалине» вы — не в первый уже раз — пересеклись с Максимом Учайкиным. Напомню для слушателей, что, во-первых, Максим Андреевич тренировал молодёжку «Зенита», становился с ней чемпионом Единой молодёжной лиги ВТБ, а сейчас работает в штабе Хавьера Паскуаля.

— Главным тренером тогда был Эдуард Рауд, Максим Андреевич Учайкин был помощником, также там работал Глеб Геннадьевич Плотников, который сейчас трудится помощником в «Астане». Мне выпал шанс присоединиться к такому штабу, получать знания, опыт, и я этим воспользовался.

— Совпали ли ожидания от этой профессии с реальностью?

— Да, полностью. Я знал, что будет нелегко и в первый год работы не вылезал из компьютера, работал ночами. Даже сейчас мне в каких-то моментах полегче, нежели в том первом тренерском сезоне.

— Насколько я понимаю, за время своей работы вы успели сделать всё, что входит в функции тренера, начиная от подготовки скаутских отчётов и заканчивая непосредственно руководством командой во время игры. Есть ли какая-то задача, которая приносит вам больше всего удовольствия?

— Разумеется, самое большое удовольствие — быть главным тренером. Понятно, что это большая ответственность, потому что от тебя полностью зависит результат и с тебя будут спрашивать в первую очередь. Но с другой стороны, когда всё получается, испытываешь такие эмоции, которые невозможно передать.

— Подготовка тренировочного плана на неделю, руководство командой во время игры, комплектация состава, подготовка к сопернику — что, на ваш взгляд, вам даётся легче и лучше всего?

— Не могу что-то выделить, всё достаточно неплохо получается. Начинал я со скаутинга, разбирал соперника и сейчас я тоже это делаю, плюс у меня есть помощник. Возможно, это выделю.

— Насколько скаутинг - важная история в молодёжной лиге ВТБ? Со стороны может показаться, что ценнее подготовить свою команду, чем досконально изучить соперника, найти у него слабости.

— Возможно это не оказывает настолько серьёзного влияния, как на профессиональном уровне, в основной команде, но в любом случае это важно. Соперник может играть в зонную защиту, зонный прессинг и, если к этому быть готовым, это пойдёт только на пользу. Конечно, сложно разобрать какие-то моменты досконально и передать это команде. Ты можешь разобрать всё и понять, как против этого действовать, но самое важное, чтобы это поняла команда.

— А насколько подопечные восприимчивы к вашим идеям, насколько им удаётся воплотить это на паркете?

— Сейчас стало намного лучше. Когда я пересматриваю игры и вижу, что ребята выполнили то, что я им говорил, становится очень радостно и приятно. Ты видишь, что делаешь это не зря, это не просто куда-то в воздух улетает, а ребята слушают, понимают и выполняют на площадке.

— «Купол-Родники» - команда, в которой вы были главным тренером, что, безусловно, важная ступень для любого специалиста. Как оцените тот сезон? Тогда у вас совпали ожидания с реальностью?

— Это был очень тяжёлый и сложный сезон. Я приходил туда в роли помощника, но главный тренер в середине сборов перешёл в другую команду. Мне предложили это место и я, естественно, согласился, потому что такой шанс бывает раз в жизни. Я был главным тренером, занимался скаутингом и физподготовкой, потому что не было финансовых возможностей нанять ещё нескольких специалистов и всё приходилось выполнять самому. Были задержки по зарплате и другие сложности. Тяжело заставить 30-летних мужчин играть в баскетбол, когда им не платят зарплату. Так что сезон был очень тяжёлым, но это - хороший опыт. Если отмотать время назад и предположить, что я получу такое предложение, я бы все равно согласился.

— Сколько времени вам потребовалось, чтобы согласиться на предложение «Зенита» два года назад?

— Долго не думал, потому что это большой клуб, хорошая система, такие предложения выпадают очень редко. Многие тренеры хотят здесь оказаться, поэтому отказываться от этого предложения было бы глупо.

— Расскажите, чем отличается работа с теми 30-летними мужиками, которые были в команде «Купол-Родники» от работы с молодёжью? Я так понимаю, что нюансов просто тьма.

— Да, есть свои моменты, разная специфика. Здесь мы больше времени уделяем обучению техническим навыкам, чтобы ребята умели играть один в один, потому что на этом всё строится, могли быстро принимать решения. Мы не загружаем их большим количеством комбинаций, взаимодействий, разными формами защиты и так далее. Даём какой-то минимум, но чтобы они чётко понимали, что делать против той или иной защиты, и как действовать самим в обороне и в нападении.

— Чувствуете свой собственный прогресс в этом плане? За тот целый сезон, который уже провели в молодёжке «Зенита».

— Естественно, нужно проводить самоанализ, потому что если этого не делать, можно скатиться в яму. Я сравнивал с тем, что делал в прошлом году в тренировочном процессе, вносил корректировки и старался не допускать тех же ошибок.

— Вечный вопрос, который задают всем тренерам вне зависимости от вида спорта: кто из игроков молодежного «Зенита», на ваш взгляд, готов играть за основную команду в ближайшем будущем?

— Могу сказать, что шанс есть у каждого. Например, есть у нас такой баскетболист - Дмитрий Родионов. В начале сезона он играл, потом случился спад, он не поехал на выезд, а в последних двух матчах стал лидером по результативности. Это ещё дети и шанс будет у того, кто больше хочет, вот и всё.

— У него внутри просто что-то щёлкнуло, и он стал больше выкладываться, или это результат ваших диалогов с ним, в том числе?

— Стараемся вести диалоги с каждым игроком, с ним он тоже был. Я указал, в чём нужно добавить, он это принял, что пошло ему только на пользу.

— Самое главное, чтобы была стабильность, о которой мы чуть раньше говорили. Стабильности хочется пожелать всем игрокам молодёжного «Зенита», там много ярких ребят, особенно отмечу Тимофея Ващенко. Со стороны удивительно, когда капитаном и лидером становится самый молодой парень. Может быть, у меня было какое-то неправильное детство, но я себе такое представить не могу.

— Он по возрасту молодой, но по характеру и по тому, что у него в голове, давно уже не ребёнок, и в коллективе является лидером, поэтому мы и решили сделать его капитаном команды.

— Это было именно коллегиальное решение или игроки сами выбрали?

— Нет, выбирал тренерский штаб. Был разговор с ним, готов ли он, и Тимофей ответил утвердительно.

— Со стороны также кажется, что у молодёжки «Зенита» и «Зенита»-2 очень высокая конкуренция в передней линии, много талантливых ребят. Чего стоит один только Егор Рыжов, который уже дебютировал в Единой лиге ВТБ, или Артём Антипов. Более того, этим летом ко второй команде присоединились Ильвовский, Диденко. Можно ли сказать, что это дополнительный плюс для ребят? Ведь несмотря на то, что сложнее выцарапывать себе место, лучше прокачиваются их умения.

— Я считаю, что только в такой конкурентной среде можно вырасти, ты бьёшься за своё место, за свои минуты и тем самым вылезаешь наверх. А если ты всегда находишься в комфортной среде, не думаю, что из этого может что-то хорошее выйти.