4 мин.

Про Энке

Это шокирующая история, безусловно. И объяснять, почему - вряд ли стоит.

У меня свое отношение к ней, и я хочу об этом рассказать. Хотя, возможно, получится слишком лично. Но тут, считаю, надо. Мы вообще редко думаем о смерти. Даже когда она приходит в нашу жизнь, она почти никогда не внезапна, чаще всего она в контексте возраста, болезней, да мало ли чего. Здесь же - молодой, крепкий парень, известный сам по себе, может, и не всему миру, но вратарь сборной Германии тем не менее фигура, о которой весь мир может в любой момент узнать всё, если не больше.

Позавчера играл на глазах десятков тысяч людей. Сегодня - ффух! - и его нет. Смерть пришла.

Меня немного пугает всеобщесть сочувствия несчастному, конечно, парню. Ключевой, на мой взгляд, вопрос - слова одного из официальных лиц о том, что вся эта история очень похожа на самоубийство. Судя по всему, сам Энке не оставил предсмертной записки, так что в этом есть сомнения. Дай Бог, чтобы это было не так; но сейчас очень похоже, потому что случайно попасть под поезд и вообще-то сложно, а в Германии ещё сложнее.

Вот скажите, честно: разве это не меняет суть дела? Что, если он покончил с собой?

Я не хочу жалеть самоубийцу. Не вижу ни одной причины. Во-первых, если это так, то это выбор человека. Почему нужно жалеть, растрачивать себя, свои душевные силы на того, кто отказывается от жизни самостоятельно? Я не настаиваю в данном случае на том, что самоубийство вообще страшный грех; даже если относиться к этому просто как к выбору человека - при чем тут жалость? Сочувствие?

Во-вторых, я не то чтоб глубоко верующий человек, но все-таки христианин и православный. Вот в этой системе ценностей самоубийство - страшный грех. Потому, что это отказ от дара. Отказывайся от того, что ты сам заработал, завоевал, заслужил - это твое право. Но жизнь была тебе дана. И ты не знаешь, не можешь знать, зачем - не дано это. Не хочу сейчас обсуждать тонкости вроде эвтаназии неизлечимо больных, тяжело страдающих от болей раковых больных, например; во всем есть частные случаи, которые нужно хотя бы для себя обсуждать отдельно. Сейчас не об этом.

Вот правда, можно в Бога-то не верить. Многие не верят; академик Гинзбург, например, был атеистом. Теперь уже сам всё проверил, но нам не скажет. Владимир Владимирович Познер атеист. Нет, тут дело не в Боге. Но отдавать себе отчет в том, что не всему, с тобой связанному, ты господин, как мне кажется, очень полезно. Например, я так отношусь к таланту. Есть у человека талант; ну, откуда он берется, почему у каждого свой? И как много примеров, когда человек живет, а талант уже кончился, иссяк. Явно же человек этим в себе не управляет вполне. Может развивать, может беречь, но... Чего в тебе нет, то не откроешь. И пределов знать не можешь.

Зарывать талант в землю, на мой взгляд, - тоже преступление. Не твое это, тебе дали.

И такое отношение полезно. Продуктивно. Скромности способствует.

И в-третьих вот что. Самоубийство - всегда тупик. Следствие тупика. Жизненных ситуаций, в которые мы с вами теоретически можем попасть, в общем-то не так много. И нет такой, которая автоматически ведет вот к такому исходу. Так что самоубийство не из трудностей жизни проистекает, а из личности - как она к этому относится, как она это переживает.

Не поверю, что есть взрослые, умственно полноценные, образованные люди, которые вообще никогда не думали о самоубийстве. Не то чтоб с пистолетом у головы останавливались, нет; а просто - о том, чтобы убить себя в той или иной ситуации. Количество самоубийств реальных неизбежно приводит нас к мысли, что это проявление слабости, и большинству хватает сил ее избежать. Конечно, думать о себе, что уж мне-то сил всегда хватит, тоже самообольщение. Но как-то хотелось бы на это надеяться.

Поэтому для меня в страшной истории Роберта Энке вопрос, самоубийство ли это, - важнейший. И если это подтвердится, я не хочу посвящать этому событию ни грана собственных душевных сил. Вокруг меня много живых людей, которым они могут потребоваться. Может быть, когда-нибудь мне удастся удержать кого-то от большой беды. Или кто-то удержит меня. В конечном счете ведь и смерть бедного Роберта Энке наступила как раз потому, что кто-то не успел, не додумал или не догадался.

Поэтому... Боже, прости Роберта Энке. Пожалуйста, прости.

А мы будем жить. Жизнь прекрасна. Жить хорошо!

P.S. Оказалось, что предсмертная записка найдена. Вопросов почти не осталось.