8 мин.

Уйти, флопнув дверью

"All that bull[expletive]-ass calls they had out there. With Mike [Callahan] and Kenny [Mauer] -- you've all seen that [expletive]," Wallace said. "You saw them calls. The cats are flopping all over the floor and they're calling that [expletive]. That [expletive] ain't basketball out there. It's all [expletive] entertainment. You all should know that [expletive]. It's all [expletive] entertainment."

Рашид Уоллес о сути проблемы.

Давайте сразу же условимся по вопросу терминологии.

Центральное рассматриваемое далее понятие – флоппинг – прямому и цельно характеризующему явление переводу не поддается. В футболе и хоккее, например, есть «нырки», и этот термин имеет непосредственную связь с первостепенным значением - процессом погружения под воду - чисто по внешнему сходству. Ведь в попытке заработать удаление для соперника или право на пенальти игрок симулирует нарушение как бы ныряя, падая, словно подкошенный, в основном вперед, по ходу первоначального, но прерванного движения противодействием именно сзади. Конечно, все не столь однозначно, но для баскетбола такой вариант слабо применим, хотя бы потому, что на паркете ныряют в другом направлении, да и в целом корни самого явления изначально растут из других мест, нежели корыстные побуждения (об этом ниже).

Но флоппинг и симуляция – это все же несколько разные понятия.

Как не странно, ближе всех к истинному значению истинно баскетбольного флоппинга подбирается несколько абстрактное, используемое в русском языке шире, нежели обозначение лишь спортивного приема понятие симуляции – имитации нарушения ради получения выгоды. Хорошая имитация - когда искренне, с душой и талантом – может вполне быть принята за всамделишный акт противозакония. Кем принята? Судьей, конечно. Для него родимого все это представление, собственно, и устраивается. Судья-то (или вернее судьи) и оценивает эту игру по системе Станиславского и выносит вердикт. К сожалению, симулировать и изображать можно столь несчетное количество вещей, что само слово «симуляция» обрастает чрезмерным количеством неоднозначностей и недопустимо расплывается в трактовках. Симуляция как полноценное явление проявила себя в НБА лишь в относительно последнее время и сразу привлекла к себе повышенное внимание.

очень наглядно

Но флоппинг и симуляция – это все же несколько разные понятия. Но эту разницу несколько проблематично объяснить. Причем на некой стадии происходит даже слияние терминов и зачастую они оказываются взаимозаменяемы.

Итак, канонический баскетбольный флоп – это ситуация, когда защитник (не позиция, а статус – игра в защите) в попытке поймать своего оппонента, игрока атакующего, на чардже, иначе говоря – спровоцировать его на фол в нападении, демонстрирует последствия контакта с противником излишне красочно и утрированно: зачастую игрок падает на спину, а в совсем экстремальных ситуациях также размахивает руками и кричит о том, как сильно его обидели. В какой-то мере такой флоп даже простителен. Во многом из-за того, что при добросовестном исполнении в допустимых дозах он облегчает судьям работу. Зачастую решение ими принимаются уже от обратного: если защищающийся в результате столкновения не оказался лежащим на паркете – фол не фиксируется.

Другое дело, что так или иначе слово флоппинг – пейоратив, оно несет в себе эмоционально негативную окраску. Потому, что наряду с флоппингом традиционным, слово может использоваться и в значении флоппинга бессовестного и наглого, то есть, собственно, симуляции – варианта флоппинга, сотворенного на пустом месте, без предварительного контакта и физической близости тел игроков. Подобные махинации и вызывают всеобщее негодование, хотя бы потому, что основаны больше на актерском таланте субъекта, нежели на его игровых достоинствах.

Необходимо осознавать, что на самой-то площадке не все так однозначно и примитивно.

«Отцом» флопа заслуженно считается центровой команд «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Сакраменто Кингз» Владе Дивац (его карьера за «Хорнетс» примечательна разве что как начало эпохи Коби в Городе Ангелов). Считается, что именно усилиями бородатого серба флоп стал явлением повсеместным и узнаваемым, а для самого Владе – почти что визитной карточкой. Забавно также то, что в любых списках видных деятелей этого «искусства» большая часть отличившихся будет…  белой: Билл Лэймбир, Дэнни Эйндж, Ману Жинобили, Луис Скола, Андерсон Варежао и прочие, чуть менее одаренные. В почетные члены Лиги флопперов наверняка попали бы также Раджа Белл, Брюс Боуэн и Шейн Баттье, но упоминание их имен – палка о двух концах. Во многом потому, что флоп стал частью арсенала качественного и умелого защитника.

редж

Необходимо осознавать, что на самой-то площадке не все так однозначно и примитивно. Есть мнение, что условного Реджи Эванса журналисты, болельщики и прочие сочувствующие могут хоть до пены изо рта поливать помоями и обзывать нехорошими словами, но если симуляция даже с откровенной и неприкрытой игрой на судью поможет ему добыть для своей команды лишнее владение, которое, в свою очередь, предоставит его команде преимущество или еще того хуже станет в итоге решающим, то он, вне всякого сомнения, флопнет за милую душу и не покраснеет. И будет прав.

Баскетбол конкретно в НБА, как и футбол в НФЛ, может похвастаться тем, что вырос в условиях дикой брутальности и физической суровости. Рим строился не сразу и, несмотря на пацифистские начала баскетбола как бесконтактного вида спорта, на момент создания первых профессиональных лиг, баскетбол представлял из себя зрелище явно не для слабонервных. Не существовало понятия неспортивного фола, что вкупе с тактикой «мяча в холодильнике» (команда, которая вела в счете, могла себе позволить просто владеть мячом до конца времен) превращало баскетбол в занятие довольно бессмысленное и беспощадное. Так, в розыгрыше плей-офф 1953 года количество выполняемых обеими командами штрафных бросков в среднем за игру достигло пугающей цифры 80 – сегодня данный показатель примерно вдвое ниже. Пересказывать всю дальнейшую эволюцию правил не имеет смысла, хотелось бы отметить только три важнейших (на мой взгляд) этапа, становления флопа:

  1. Правила присуждения фола в нападении не менялись почти с самого начала – с 1954 года. Важно это отметить хотя бы потому, что соблазн умышленно и явно вынудить соперника заработать персональное замечание был всегда, но долгое время оставался невостребованным.

  2. Введение в 1997 году полукруга в трех-секундной зоне внутри которого фол в нападении не фиксируется. Поймать «на фол» игрока резко входящего в зону стало сложнее. И дело не только в педантичности судей, которых теперь можно частенько застать за разглядыванием пяток на видео повторе на предмет касания этой самой линии, но и в незавидном изначальном положении защищающихся ввиду наличия пункта №3.

  3. Введение правила трех секунд в защите в 2001 году. Название трех-секундной зоны стало актуальным на обеих концах площадки. Теперь взрывному нападающему после обыгрыша первого игрока мало что могло помешать унизить страхующего (обычно центрового) сочным данком – ведь зона расчищена аки взлетная полоса.

Лига, и без того не сильно жаловавшая угрюмые защитные редуты «трудовых» команд (вроде «Плохих Парней» из Детройта) отныне вынуждает защитников всех мастей все активней изощряться в попытках не допустить взятие кольца. Как по мне, так флоппинг – весьма естественная попытка уравнять шансы игрока с мячом и его визави. Хотя, безусловно, с другой стороны это зачастую не что иное, как проявление бессилия в честном поединке, например, в случае явного физического неравенства сторон.

дабл флоп

Памятный случай двойной флопа. Кликаем фото.

А вот чистая симуляция - отвратительна, и вряд ли в этом вопросе могут быть разногласия. Вспомните хотя бы увлекательные испанские перфомансы как в полуфинале с французами, так и в финале с США: Батюм аж пустил в дело кулаки от зависти к уровню исполнительского мастерства. Комментатор Джефф Ван Ганди разве что не призывал линчевать флопперов, лозунг Stop the Flop вылился в полномасштабный протест с петицией и сбором подписей (126 тысяч это не шутки), и даже Дэвид Стерн (кстати, если Вы еще не поняли – это имя будет упоминаться в данном блоге чаще, чем тема «пусечного бунта» в СМИ) уклончиво, но признал наличие проблемы чрезмерного флоппинга.

вставай и дерись трус

Вариантов борьбы с этой напастью, как не странно, на бумаге можно придумать достаточно много. Но на практике даже косметическое вмешательство в правила может радикальным образом сказаться на игре. Напомню, что предварительно советом директоров Лиги было принято решение со следующего сезона наделить судейскую бригаду, обсуживающую конкретный матч, правом на просмотр видеоповтора с целью определения «степени серьезности фола». Как и в случае с рекламой на форме, окончательное решение по вопросу будет принято только в сентябре, но уже сейчас ясно, что обращение к видеозаписям по любому подозрительному случаю может сильно навредить ритму игры (это больше касается болельщиков-зрителей), его ходу (опытный и бывалый тренер наверняка найдет, что скорректировать за время этого мини-перерыва) и даже продолжительности матча.

Пока что симуляция попадает под определение разве что неспортивного поведения, которое должно караться техническим замечанием и денежным штрафом. Самым очевидным решением вопроса будет ужесточение правил вплоть до рассмотрения специальной комиссией игрового момента на предмет симуляции и применения санкций аналогичных, например, для умышленных фолов. Размер нынешнего чисто финансового взыскания за нарушение выглядит несколько формально (35 тысяч долларов), зато вся планета будет знать своих героев, которые с соблюдением объективных критериев будут публично объявлены флопперами.

А перевод и значение подобного прозвища Вы можете сами посмотреть в словаре.

См. также:

P.S. Даже Шак.