10 мин.

Игра на выбывание

Позиции тех, кто в следующем сезоне может пополнить ряды КХЛ, мы обсудили в одной из прошлых заметок. Теперь пришло время для "антирейтинга" – поговорим о клубах, которые имеют шансы понизиться в классе или прекратить существование в ближайшее время.

Немножко о предыстории вопроса. При формировании КХЛ был принят «нулевой вариант» - все 20 участников последнего сезона Суперлиги получили «членские билеты», независимо от состояния инфраструктуры и спортивных успехов. Требования к финансам на старте КХЛ были скорее декларативны (за счет этого «на флажке» в лигу смог пролезть воскресенский «Химик», бюджет которого в реальности уступал возможностям ряда клубов Высшей лиги). Почему был принят именно такой вариант? Если отвлечься от поэзии, организаторам КХЛ на тот момент жизненно необходимо было обеспечить поддержку проекта всеми клубами Суперлиги. Позиции ФХР были сильнее нынешних, политическая «крыша» также имелась, поэтому Третьяк и ко бились всерьез и до последнего. Не стоит забывать, что именно разобщенность клубов стала одной из причин гибели ПХЛ за 2 года до этого.

Сейчас достаточно широко распространено мнение, что это была ошибка и по итогам «массовых расстрелов»-2008 в нынешней КХЛ наступила бы божья благодать. Однако проповедники методов «железной руки» не слишком задумываются о том, что такие методы вполне могли привести к победе ФХР или к расколу чемпионата (прецеденты уже были).

С моей точки зрения, главный плюс «нулевого варианта» в том, что все получили ШАНС. Шанс на развитие инфраструктуры, шанс на финансовую стабилизацию и развитие клуба без опаски стремительного вылета. Другое дело, что не все смогли этим шансом воспользоваться.

Что мы получили на практике? Из 20 «ядровых» команд была реально потеряна лишь одна (надеюсь, что небезвозвратно). Во всех городах с устаревшими аренами есть проекты развития инфраструктуры. В лиге из 26 команд лишь парочку можно назвать «слабыми звеньями».

Ряд клубов полностью оправдал надежды и значительно улучшил исходные позиции. Пожалуй, самый удачный пример – челябинский «Трактор». Клуб, 6 лет назад имевший минимальный бюджет, одну из худших арен и скромную посещаемость, сейчас чувствует себя уверенно и входит в число лидеров «Востока». Дошло даже до проведения в Челябинске дорогостоящего и «статусного» Матча Звезд.

Теперь же поговорим о тех, кто предоставленными шансами не воспользовался, и чье время в КХЛ подходит к концу.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ

Сейчас в конференции выступает 14 клубов, представляющих 6 российских регионов и 5 зарубежных стран. Проблемным на «Западе» традиционно является столичный регион, Москва и ее окрестности. Если в первом сезоне КХЛ здесь было 7 клубов, то сейчас их уже 5. Впрочем, секвестр здесь естественен и логичен. Пришествие в лигу слепцовского «Химика» без адекватных спонсоров, с поддержкой регионом лишь на словах, было откровенной авантюрой без перспектив. Райцентр без крупного предприятия и без поддержки властей региона физически не в состоянии потянуть затраты на команду КХЛ.

В свою очередь, ХК МВД, главный путешественник в истории нашего хоккея (Тверь-Подольск-Балашиха), успешно влился в «старшего брата». Результатом стала финансовая стабильность единого «силового» клуба и самый «дешёвый» Кубок Гагарина.

Можно констатировать, что следующим в очереди на выход стоит еще один подмосковный коллектив – «Витязь».

Мог ли кто-то себе представить такую версию "русского Детройта" лет 20 назад?

Чеховцы ни разу не приблизились к плей-офф КХЛ, перманентно испытывая финансовые трудности. Клуб выступает на самой маленькой арене в лиге (впрочем, и она заполняется нечасто) и каждое межсезонье ходит в числе претендентов «на выход».

«Витязь» длительное время был игрушкой околокриминальных структур, которые его и создали. При их прямом участии были построены арены в Чехове и Подольске (впоследствии взаимодействие с властями второго города было утрачено). Именно с подачи владельцев команды (а не генерального менеджера или тренеров, как казалось некоторым) устраивались все бесчинства и безобразия. Достаточно продолжительное время остальные клубы и общественность требовали от лиги обуздать «Витязь» (отметим, что КХЛ, пусть и не сразу, это удалось).

Финансовый поток в южном Подмосковье на протяжении четырех лет был неизменно скуден (впрочем, на тафгайскую «развлекуху» без спортивных задач вполне хватало), пока окончательно не пересох. После этого «Витязь» по-тихому перешел в руки Михаила Головкова, состоящего в родственных связях и близких отношениях с президентом КХЛ.

В результате заметно увеличился бюджет (впрочем, по меркам лиги он все равно остался низким), постоянные драки и беспредел на хоккейной площадке ушли в прошлое, улучшилось качество комплектования состава. Однако от плей-офф «Витязь» остался, по-прежнему, далек (несмотря на лучший результат за 5 лет). Сложилось впечатление, что клуб перешел под «ручное управление» КХЛ.

Уже в сентябре поползли первые слухи о подготовке к объединению с «Атлантом», традиционно курируемом Московской областью. Отмечу, что союз клубов, базирующихся в разных городах, на практике реализуем только в формате подчинения или недружественного поглощения.

По ходу сезона слухи лишь усиливались. Дополнительным информационным поводом стал переход в стан «старшего брата» генерального менеджера чеховцев, Алексея Жамнова. Вспоминая историю с ОХК «Динамо», к которой по совпадению (по совпадению ли?) был причастен Михаил Головков, эта версия не кажется нереальной. Тогда тоже все всё отрицали до последнего момента.

Тем более, что в «Атланте» ситуация выглядит откровенно предреволюционной (и рекламные ролики с образом Ленина здесь не при чем). Областная власть не скрывает желания плавно перевести подмосковные команды в частные руки (клубов во всех видах спорта за «громовский» период в Подмосковье развелось чрезвычайно много). «Атлант» стал притчей во языцех в связи с сомнительным расходованием денежных средств и ежегодным тотальным обновлением состава (такое ощущение, что больше людей за 5 сезонов КХЛ прошло лишь через минское Динамо). В то же время, в клубе сложился противоестественная троица менеджеров – не очень понятно как совмещаются бывший директор «Арены Мытищи» Веревко, бывший генменеджер «Амура» Попугаев и бывший «витязь» Жамнов. Рискну предположить, что структуру «желто-синих» в ближайшее время ждут серьезные перемены, при этом не следует исключать параллельное превращение «Витязя» в фарм-клуб.

Уход Чехова из КХЛ едва ли станет потерей. К хоккейным школам в Подольске и Витязе, как показал предыдущий драфт, «витьки» де-факто не имеют отношения (финансирование выделяется из других источников). Посещаемость клуба находится возле плинтуса - не заполняется даже трехтысячник. Головков упоминал о варианте с переездом в Подольск, однако пока в это верится с трудом. Спортивные результаты клуба плачевны – за всю историю лишь один выход в плей-офф (тогда во второй этап чемпионата попадали 16 из 19 команд). В КХЛ же можно вспомнить лишь отдельные успешные отрезки (достаточно короткие) и своевременную победу над «Сибирью», которая позволила «Автомобилисту» попасть в розыгрыш Кубка Гагарина.

Да, на определенной стадии бесчинства «Витязя» помогали продвижению КХЛ, так как зачастую отрицательное привлекает больше, чем положительное. Однако чеховский беспредел откровенно приелся и дальше продолжаться не должен, если КХЛ себя уважает. Да и если рассуждать в подобном ключе, то и гибель Черепанова вывела лигу в федеральные новости. Не думаю, что постоянный негатив – хороший фон для популяризации КХЛ, а постоянное избиение игроков КХЛ «позитивом» назвать сложно.

 

ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ

В конференции сейчас выступает 12 клубов, представляющих 9 российских регионов и одну зарубежную страну. Проблемным на «Востоке» продолжительное время являлся триумвират – Тольятти, Екатеринбург и Новокузнецк. Однако сейчас ситуация изменилась.

«Лада» в результате полного равнодушия властей региона и «Автоваза», после множества предупреждений отправилась бороздить ВХЛ и ждать достройки арены. Поразительно, как вообще клуб смог столь долго держаться на плаву при полном отсутствии денег (закат клуба начался после локаута, когда «Автоваз» впервые существенно урезал бюджет). За поддержание жизни в охлаждающемся трупе «Лады» можно лишь рукоплескать главному тренеру (Петру Воробьеву) и генеральному менеджеру (Александру Чеботареву). Впрочем, сменившие их «специалисты» достаточно быстро отправили клуб в грязь.

Сейчас, после долгих лет мытарств близка к завершению «Лада Арена», власти в регионе поменялись, сменились и менеджеры, что полноценно возвращает клуб в число кандидатов на участие в чемпионате КХЛ.

Не менее трагичные обстоятельства имели место и в екатеринбургском «Автомобилисте». Один из самых многострадальных хоккейных городов страны в первом сезоне пролетел мимо КХЛ, а в последующих трех больше мучился, чем играл. Корень проблем клуба крылся в противостоянии между Потехиным, владельцем КРК «Уралец», где клуб проводит матчи, и руководством региона, которые совместно управляли и финансировали клуб. Пиком конфликта стал запрет на проведение матчей команды в подконтрольном бизнесмену сооружении. Хотя ситуацию тогда и удалось разрулить, осадок остался. Из-за спора хозяйствующих субъектов, возникали постоянные проблемы с финансированием, как результат – регулярные задержки по зарплате и долги.

Остается лишь удивляться, как при столь скромном бюджете и составе команде удалось разок попасть в плей-офф (впрочем, за это следует сказать спасибо тогдашнему тренеру клуба с Урала, Мареку Сикоре, и нерасторопным конкурентам).

Лишь прошлым летом ситуация в «Автомобилисте» наконец стабилизировалась. Впервые клуб без нервотрепки смог набирать игроков (впрочем, комплектование оказалось откровенно неудачным), не было новостей о задержках по зарплате и долгах перед сторонними организациями. «Автомобилист» полностью перешел под контроль областных властей, а недавно за ним последовал и КРК «Уралец». Таким образом, екатеринбургский клуб перестал входить в число «проблемных», и в это межсезонье потерять место команде в КХЛ не грозит. Следует отметить, что где-то с год назад со стороны КХЛ последовало предупреждение, что если после первого исключения из рядов лиги (для «Авто» случилось в 2008 году) шансы вернуться есть, то второй вылет означает «прощай навсегда».

Таким образом, на «Востоке» остался лишь один явный претендент на выход – новокузнецкий «Металлург». Ситуация до боли напоминает «ладовскую» -  прославленный в прошлом клуб все глубже увязает в долгах и проблемах (относительно спокойно для Кузни прошел лишь сезон 11/12). Меняются тренеры, генеральные менеджеры и президенты клуба, неизменно лишь одно – финансовые проблемы и равнодушие со стороны властей и бизнеса. Клуб, единственный на «Востоке», ни разу не добрался до плей-офф КХЛ. Кажется, только на днях Борис Михайлов в качестве ГТ Кузни жаловался на безысходность, а с тех пор прошло уже 5 лет, и ситуация не изменилась в лучшую сторону. Каждое лето клуб находится в числе должников и потенциальных претендентов на исключение, регулярно команда не достает до обязательного «пола» зарплат.

Пожалуй, самый сомнительный проект строительства в КХЛ (особенно учитывая рендер, одолженный у Минска)

«Евраз», которому принадлежит комбинат, финансирует хоккейный клуб по остаточному принципу. Откровенно плохо себя чувствует и второй клуб региона, прокопьевский «Шахтёр». Родная команда Сергея Зиновьева не нашла денег на вступление в ВХЛ и все глубже увязает в болоте РХЛ, где откровенно не с кем играть. Властям Кемеровской области давным-давно плевать на хоккей (поступательный закат «Кузни» идет уже лет 10). Ранее Аман Тулеев продвигал бендийный «Кузбасс», однако сейчас и он в упадке (10 место из 14 команд). Остается лишь удивляться, насколько плохо себя чувствует спорт в одном из немногих регионов-доноров. Впрочем, причины этого на виду – откровенно «засидевшиеся» власти, озабоченные лишь собственным благосостоянием, в то время как все основные предприятия принадлежат крупным корпорациям, где местные уроженцы не играют серьезных ролей.

Тревожным звонком стало и расставание с генеральным менеджером «Кузни» Леонидом Вайсфельдом, который на протяжении двух сезонов удерживал нокузнецкий клуб на плаву за счет грамотной трансферной политики (недорогих приобретений и своевременных «распродаж» с максимальной выгодой для клуба), а также успешной работы по привлечению талантливой молодежи из школы в тандеме с тренером Емелиным.

В активе у Новокузнецка лишь старая арена на 7 тысяч мест, которая удовлетворяет нынешним требованиям КХЛ по вместимости. На счастье «Металлурга» в Восточной конференции КХЛ банально не хватает команд, и заменить Новокузнецк долгое время было некем.

Трудно предсказать, покинет ли Кузня КХЛ с 5ой попытки, но исключать, к примеру, рокировку с «Ладой» точно нельзя.

Таким образом, в каждой из конференций есть по одному клубу, которые выглядят «слабыми звеньями». Как сложится судьба чеховского «Витязя» и новокузнецкого «Металлурга» покажут события ближайших месяцев. Возможно, в смертельную игру на выход сыграет кто-то еще, чьи позиции пока кажутся стабильными.

P.S. пока писался пост,вслед за Вайсфельдом «Кузню» покинул Емелин . Что симптоматично, перешел Анатолий в "успокоившийся" «Автомобилист».