17 мин.

Обменный курс. Вспоминая самые значимые сделки с участием «Сан-Хосе Шаркс». Часть 3

Приближается очередной дедлайн. До 3 марта команды должны успеть совершить все сделки на этот регулярный сезон. Судя по всему, «Акулы» могут стать одними из видных участников предстоящей суматохи накануне «Юрьева дня» НХЛ. Одна сага с потенциальным обменом Тимо Майера может потянуть на главную интригу ближайших недель и стать наиболее громким обменом с участием франшизы за последние 5 лет – с момента приобретения Эрика Карлссона накануне сезона 2018/2019.

Часть 1

Часть 2

Ниже – заключительная часть субъективного рейтинга Топ-15 обменов в истории «Шаркс». Пять главных сделок, оказавших наибольшее влияние на развитие «Сан-Хосе».

 

5 место. Оуэн Нолан в обмен на Сандиса Озолиньша

Одной строкой: классический взаимовыгодный обмен.

Сандис Озолиньш – третий выбор на драфте в истории «Сан-Хосе». Летом 1991 года молодой латыш ушел под общим 30-м номером (тогда это была уже середина второго раунда). Дебют защитника состоялся год спустя, а уже в следующем сезоне он стал одним из ключевых элементов команды «Акул», совершившей свое маленькое «чудо на льду». В регулярном чемпионате 1993-94 «Сан-Хосе» уверенно замкнули восьмерку на Западе, впервые выйдя в плей-офф, где в первом раунде в семи матчах одержали верх над «Детройтом». И лишь на следующем этапе дерзких выскочек с трудом остановили «Кленовые листья».

Сандис Озолиньш в том первенстве набрал 64 очка, включая 26 шайб, став лучшим защитником-снайпером в сезоне 1993-94 и тем самым с ноги открыв дверь в клуб элитных оборонцев НХЛ. Свидетельство тому – первый вызов на Матч всех звезд в компанию к Робу Блэйку, Элу Макиннису, Алексею Касатонову, Крису Челиосу и Полу Коффи.

В следующем сезоне Озолиньш несколько сбавил обороты, что, однако можно было бы списать на локаутный характер чемпионата 1994-95. Несмотря на спад в игре одного из лидеров, команда все равно смогла отобраться в плей-офф и вновь прошла первый раунд, столкнулась далее с «Крыльями» – и отлетела без шансов.

Тем не менее, два подряд выхода во второй раунд плей-офф позволяли всем причастным к «Акулам» перед сезоном 1995-96 рассматривать команду в качестве едва ли не «железного» представителя восьмерки лидеров на Западе. Однако реальность, как это часто бывает, оказалась намного более прозаичной. «Сан-Хосе» смогли избавиться от нуля в графе «победы» лишь спустя двенадцать игр с начала сезона.

Такой провальный старт не сулил «Шаркс» ничего хорошего, и команда весьма оперативно переместилась в разряд продавцов. Собиралась ли организация в обязательном порядке продавать своего лучшего защитника, которому только исполнилось 23 года? Очевидно то, что его очень хотели получить в «Колорадо», куда только-только из Квебека переехали «Северяне», переквалифицировавшиеся в «Лавин». До трейда Руа еще оставалось чуть более месяца – однако и без него франшиза из Денвера считалась одним из главных претендентов на Кубок Стенли. У «красно-синих» было почти все – кроме элитного атакующего защитника, способного разгонять атаки и поддерживать игру в чужой зоне, включая спецбригады большинства. Все-таки ни Фут, ни Гусаров, ни Крупп таковыми при всем к ним уважении не являлись.

Что не менее важно, «Колорадо» было кого предложить в качестве компенсации. Команда располагала целой россыпью молодых талантливых нападающих – пожалуй, даже лучшей в Лиге на тот момент по соотношению количество/качество. И на этом моменте стоит переключить внимание на Оуэна Нолана…

Уроженец североирландского Белфаста был выбран «Квебеком» под общим 1-м номером на драфте-1991, опередив Петра Недведа, Кита Примо и… Яромира Ягра. Силовой форвард-снайпер демонстрировал поступательный прогресс в НХЛ, к сезону 1995-96 уже демонстрируя статистику «очко за игру». Но была одна проблема: в «Квебеке»/«Колорадо» тех лет Нолану было очень тяжело развернуться и оправдать общий первый выбор на драфте. Линия нападения «Лавин» к осени 1995 года выглядела следующим образом: Джо Сакик, Петер Форсберг, Валерий Каменский вместе с Адамом Дедмаршем, Клодом Лемье, Скоттом Янгом, Андреем Коваленко… И это еще в результате не совсем удачного обмена парой сезонов ранее команду покинул уже блиставший Матс Сундин.

В результате обмена выиграли обе стороны (нечастый случай для НХЛ). «Колорадо» получили недостающий элемент в чемпионский паззл и летом 1996 года – спустя всего год после переезда – праздновали победу в Кубке Стенли. За годы в составе «Лавин» Озолиньш укрепился в качестве одного из элитных атакующих защитников НХЛ, съездив еще на три Матча всех звезд и попав в первую символическую сборную по итогам регулярного чемпионата 1996-97. Затем были по большому счету безуспешные странствия латыша по Лиге, завершившиеся, к слову, в Сан-Хосе (сезон 2007-08).

Оуэн Нолан, в свою очередь, стал лицом «Акул» на долгие сезоны. Несколько лет носил капитанскую нашивку. За 568 игр набрал 451 очко (6-е место в истории команды), включая 206 шайб (5-е место). В сезоне 1999-00 боевитый ирландский канадец финишировал пятым в голосовании «Харт Трофи» (для условных «Монреаля или «Бостона» это было бы рядовым событием – но для истории «Сан-Хосе» важная веха). В 2000 году его изображение даже красовалось на обложке NHL 2001.

 

Но большинство болельщиков помнят его не за это. 1997 год. Матч всех звезд в Сан-Хосе. Оуэн Нолан выходит на рандеву с Домиником Гашеком. И…

 

Легенда.

  

4 место. Микка Кипрусофф в обмен на выбор во втором раунде драфта-2005

Одной строкой: «эффект бабочки» в действии.

Совершенно точно не самый известный обмен в истории НХЛ и даже не самый заметный для «Сан-Хосе». Однако именно эта сделка, состоявшаяся 14 ноября 2003, не только оказала значительное (пусть и в разной степени) влияние на развитие двух команд Лиги, но и представляет собой наглядным доказательством того, насколько многогранным может быть обмен второго-третьего вратаря команды на выбор на драфте.

В течение нескольких сезонов перед менеджментом «Акул» стояла непростая задача: собрать пасьянс из трех вратарей, заслуженно претендующих на место первого номера: Евгения Набокова, Весы Тоскалы и Микки Кипрусоффа. Россиянин считался главной надеждой организации на последнем рубеже… и перед началом сезона 2002-03 не смог договориться о новом контракте с клубом. Кипрусофф получил шанс, которым благополучно не воспользовался. Менее 88% отбитых бросков (и это в эпоху «мертвой шайбы»!) и 14 поражений в 22 играх (а ведь тогда еще были ничьи).

Микка в форме "Акул". Источник: sharkspage.com

Как итог, перед чемпионатом 2003-04 Микка уже мог бороться лишь за место бэкапа в калифорнийской команде. И здесь ему не сопутствовал успех: боссы «Акул» сделали выбор в пользу Тоскалы. А незадачливый (как тогда казалось) бородач отправился в провинцию Альберта за последним шансом реанимировать карьеру.

А теперь стоит промотать вперед – до матчей плей-офф. «Калгари» с Миккой в воротах дошли до седьмого матча финала Кубка Стенли. 93% отраженных бросков в регулярном чемпионате, 92,8% - в плей-офф. Финский страж ворот буквально затащил свою новую команду в стадию игр на выбывание, а потом довел ее до решающего матча сезона. И еще небольшая деталь: в финале Запада Кипрусофф выбил… «Сан-Хосе». Иными словами, «Акулы», сами того не ведая, во многом обеспечили свой вылет. А если бы 14 ноября 2003 года в «Калгари» поехал Тоскала, или же Кипрусофф поехал в другую команду (например, на Восток)? Какое большое поле для маневра и фантазий на тему противостояния Набокова и Хабибуллина в финале-2004 открывает одно это допущение.

Что важно отметить – Кипрусофф не стал «вспышкой». Его вратарский огонь еще долго горел в Калгари, включая «Везину Трофи» по итогам сезона 2005-06. Лучший вратарь в истории «красной» части Альберты? Вполне возможно.

И вот, после всех дифирамбов в адрес карьеры Микки Кипрусоффа в «Калгари» так и хочется записать «Сан-Хосе» в проигравшие от данного обмена. Действительно, сами отдали сопернику криптонит, который в первый же сезон выбил их из плей-офф. А каким монументальным был бы вратарский тандем Набоков-Кипрусофф в середине – второй половине 00-х! Действительно, чтобы «выйти в ноль» по итогам сделки, «Акулы» должны были получить что-то очень серьезное.

А приобрели они выбор во втором раунде драфта 2005 года – той самой «ярмарки талантов», порядок выбора на которой из-за локаута во многом определялся случайными числами. По итогам лотереи полученный от «Калгари» пик получил порядковый номер 35. И «Сан-Хосе» превратили его в Марка-Эдуарда Влашика (Влэшика/Влэшича). Лучший оборонительный защитник в истории команды (и худший контракт – да, бывает и такое). Более 1200 матчей. Золотая медаль на Играх в Сочи. Вызов в состав сборной Канады Кубок мира-2016. С вероятностью 99% его свитер будет висеть под сводами арены в Сан-Хосе.

Можно уверенно говорить, что в сухом остатке «Акулы» нисколько не проиграли.

 

3 место. Веса Тоскала и Марк Белл в обмен на выборы в первом и втором раундах драфта-2007 и выбор в четвертом раунде драфта-2009 + обмен выборов в первом и втором раундах драфта 2007 на выбор в первом раунде драфта-2007

Одной строкой: как не надо менять свой лотерейный пик на драфте.

Самый сложный обмен из всех, представленных в этом рейтинге. И при этом – настолько красивый, что ему посвятил отдельный ролик главный гуру переходов в НХЛ:

Между тем, к драфту-2007 в «Сан-Хосе» сложилась классическая ситуация неизбежного выбора, когда команда располагает одновременно звездным стартовым голкипером в лице Евгения Набокова, а также сменщиком, который уже казалось бы очевидно перерос роль бэкапа и был готов к роли «первой скрипки» (Веса Тоскала). Более того, по итогам сезона 2005-06 могло сложиться впечатление, что финну удастся потеснить №20.

Однако Евгений провел сильный регулярный чемпионат 2006-07, что побудило руководство решиться на обмен второго голкипера. Но чтобы выручить за Тоскалу лотерейный пик первого раунда… Для осуществления такой сделки у «Сан-Хосе» мог быть только один партнер – безбашенное «Торонто» середины-второй половины 00-х. Команда из провинции Онтарио сезоном ранее уже попыталась усилить вратарскую позицию, и приобрела у «Бостона» Эндрю Райкрофта, отдав молодого проспекта Туукку Раска (упс!). Однако обладатель «Колдер Трофи»-2004 не стал палочкой-выручалочкой для «Кленовых листьев». Видимо находясь в отчаянии (или в состоянии аффекта), менеджмент «Торонто» поистине пошел ва-банк за Весой, попутно прихватив из «Сан-Хосе» сдувшегося Марка Белла (уникальный персонаж, радовавший в «Чикаго» и провалившийся рядом с праймовым Джо Торнтоном).

Но Веса Тоскала в итоге так и не стал спасителем «Торонто». А Марк Белл и вовсе допился (или доупотреблялся?) до ссылки в АХЛ. Похоже кто-то сильно проклял те «Кленовые листья»…

Логан Кутюр. Источник: nhl.com

А что «Сан-Хосе»? Получив два высоких выбора на драфте от незадачливых канадцев, Даг Уилсон не остановился на достигнутом и сразу отправил приобретенные активы в Сент-Луис в обмен на общий 9-й пик, который принес 18-летнего центрфорварда «Оттавы-67» Логана Кутюра. Во что это вылилось в итоге – капитанская нашивка в «Сан-Хосе» как вишенка на торте из почти 900 игр, около 700 очков и стабильно сильных выступлений в плей-офф. И все это – за второго вратаря и скатившегося в третье-четвертое звено крайнего нападающего.

(Только представьте, сколько суперталантов потеряли «Листья» буквально за 5 лет благодаря «гениальным обменам»: Туукка Раск, Логан Кутюр (да даже если Ларс Эллер), Тайлер Сегин, Дуги Хэмилтон… ох, и это еще наверняка не весь список).

Ну и напоследок:

2 место. Брент Бернс и выбор во втором раунде драфта-2012 в обмен на Девина Сетогучи, Чарли Койла и выбор в первом раунде драфта-2011

Одной строкой: главный защитник в истории команды.

К лету 2011 года «Сан-Хосе» подходили в статусе одного из главных фаворитов Запада. Команда два сезона подряд добиралась до финала конференции и вообще пребывала, пожалуй, на высшей стадии того командного цикла. Торнтон и Марло еще находились в своем прайме. Павелски и Влашик выходили на проектные мощности. Бойл и Клоу еще не начали сдавать. Ниеми стабильно закрывал позицию первого номера в воротах. Казалось бы, достаточно сделать один обмен – и Кубок гарантирован.

А в это время в «Миннесоте» играл защитник/крайний форвард Брент Бернс. Харизматичный канадец медленно, но верно прогрессировал к статусу элитного защитника с акцентом на игру в чужой зоне, В сезоне 2010-11 Бернс набрал 46 очков, 17 из которых – заброшенные шайбы. Проблем заключалась в том, что «Дикари» не были готовы поддержать успехи Брента. К межсезонью-2011 команда подходила с показательной серией в три сезона без выхода в плей-офф. Вряд ли уже начавший отращивать свою знаменитую бороду игрок горел желанием продолжать играть в перестроечной команде – особенно накануне своего контрактного года.

И тут на горизонте появились «Сан-Хосе». Судя по всему, тем летом офисы «Акул» и «Дикарей» в принципе очень тесно общались (тогда же состоялся обмен Хитли на Гавлата). Что же смогли предложить калифорнийцы? Выбор в первом раунде драфта (под общим номером 28). Чарли Койл, который вошел в топ-30 выбранных проспектов годом ранее. Девин Сетогучи, уже имевший в своем багаже сезон с 30+ голами, а также проблемы с соблюдением режима (японо-канадец периодически подпадал под пагубное влияние «зеленого змия»).

«Миннесоту» такая компенсация вполне устроила. Стороны ударили по рукам, и Бернс вместе с выбором во втором раунде драфта-2012 переехал в «Сан-Хосе». За 11 сезонов в Калифорнии Брент успел:

·      Провести 798 игр (причем за последние 8 лет не пропустил ни одной игры);

·      Набрать 594 очка, включая 172 шайбы (топ-5 и топ-7 соответственно среди всех игроков «Акул», и лучший с большим отрывом – среди игроков обороны);

·      Поиграть в защите, на фланге нападения (звено Гертл-Торнтон-Бернс было лучшим в сезоне 2013-14) и вернуться обратно в заднюю линию;

·      Сыграть в финале Кубка Стенли-2016;

·      Выиграть «Норрис Трофи» по итогам сезона 2016-17;

·      Съездить на пять Матчей всех звезд;

·      Забрасывать два сезона подряд по 25+ шайб (2015-16 и 2016-17).

Но что не менее важно – Бернс стал одним из лидеров команды, а также любимцем болельщиков и, пожалуй, «лицом» франшизы для широкой аудитории НХЛ. Последнее особо примечательно, учитывая, что «Акулы» (даже в лучшие годы) были далеки от внимания масс. Все-таки и Марло, и Кутюр, и Павелски – весьма скучные персонажи. Торнтона общественное внимание никогда особо не заботило. А вот Брент всегда с удовольствием притягивал к себе внимание СМИ и соцсетей – будь то экстравагантные костюмы или рекламные ролики.

К сожалению, любая франшиза НХЛ должна рано или поздно пройти через тотальную перестройку. Не избежали этой участи и «Акулы». Бернс после индивидуально неплохого сезона отправился в «Каролину», где сможет претендовать на Кубок Стенли. И это тот случай, когда ушедшему игроку хочется пожелать успехов. Во всяком случае, за «Ураганами» хочется следить более пристально.

(Что стало с выбором во втором раунде драфта, полученном вместе с Бернсом? Пик благополучно уехал в феврале 2012 года в «Тампу» в качестве платы за бесполезную «аренду» форварда Доминика Мура. Тот случай, когда отдали и забыли)

В общем, приобретение Бернса летом 2011 года уже определенно выглядит как однозначный успех «Сан-Хосе». Что может усилить такое впечатление? Осознание того, что команда по факту рассталась с активами, которые оказались намного менее ценными. И это – именно тот случай.

Девин Сетогучи так и не смог закрепиться в роли элитного снайпера. Бывший восьмой пик драфта повторил «пике Чичу», стремительно деградировав и довольно рано вылетев из НХЛ. Главное, что осталось после него, умещается в следующий вопрос. Разбазарил ли Девин свой нереализованный потенциал – или же 31 шайба, заброшенная в первый полноценный сезон (2008-09), и была его истинным «потолком» и разовой вспышкой, ставшей возможной благодаря игре рядом с праймовым Торнтоном?

В отличие от Сетогучи, Чарли Койл и по сей день играет в НХЛ. Габаритный нападающий достойно смотрелся в «Миннесоте» – но все же скорее на ролях второго плана, так и не сумев выйти на звездный уровень. После перехода в «Бостон» в феврале 2019 года американец продолжил держать планку полезного игрока – но не ключевой фигуры.

Наконец, выбор в первом раунде ярмарки талантов 2011 года. «Миннесота» благополучно отправила данный актив на свалку, выбрав Зака Филлипса. Канадский центрфорвард имеет в своем багаже 0 (ноль) игр в НХЛ. Кого еще можно было взять? 30-м в «Анахайм» ушел Рикард Ракелл. Если посмотреть в сторону тех проспектов, кто был рекрутирован в ходе второго раунда, то можно обнаружить Джона Гибсона (тоже к «Уткам»), Брэндона Саада («Чикаго») и, разумеется, Никиту Кучерова («Тампа»)…

1. Джо Торнтон в обмен на Марко Штурма, Брэда Стюарта и Уэйна Примо

Одной строкой: один обмен, изменивший историю команды.

Так часто бывает при составлении рейтингов: при всей суете первое место известно заранее, будучи абсолютно бесспорным.

30 ноября 2005 года «Сан-Хосе» приобрели лучшего игрока в истории организации. 1104 игры. 1055 очков, включая 804 передачи. «Арт Росс Трофи» и «Харт Трофи» в 2006 году. Три вызова на Матч всех звезд (если бы не Олимпиады – то было бы пять). Три попадания в символические сборные.

Что еще кроме сухих цифр? Будучи ориентированным на пас игроком, Торнтон за 15 лет в стане «Акул» поспособствовал раскрытию таких форвардов как: Джонатан Чичу, Девин Сетогучи, Джо Павелски, Райан Клоу, Логан Кутюр, Томаш Гертл, Кевин Лабанк, Мелкер Карлссон (да, в свой первый сезон швед играл в звене с Джамбо)… да даже Брент Бернс образца вингерства в сезоне 2013-14! Кто-то из этих игроков смог состояться в качестве самостоятельной единицы, кто-то так и остался вспышкой в истории франшизы (пусть порой и весьма яркой).

Но Торнтон преобразил не только отдельных игроков – а всю организацию. Кем были «Акулы» до его прихода? Условным «Тоттенхэмом» с классным вратарем. После обмена Джо команда превратилась в фаворита, коим оставалась в течение следующих десяти с лишним сезонов. Да, завоевать Кубок Стенли за это время удалось только на игровой приставке. Один выход в решающую серию и два подряд выступления в финале Запада – вот и весь урожай в плей-офф. Но такой расклад сложно ставить в вину Джо – он сделал все, что мог.

И ведь, пожалуй, нет более наглядного свидетельства изменения статуса «Акул», произошедшего в последний ноябрьский день 2005 года, чем оценка компенсации, которую получил за Торнтона «Бостон». Марко Штурм, Брэд Стюарт, Уэйн Примо. Хорошие, качественные игроки (Примо не забивал, но был боевитым). Немец даже на Матч всех звезд съездил один раз. Да и в дальнейшем Штурм и Стюарт провели хорошие сезоны. Однако – все они были на качественно другом уровне по сравнению с капитаном «Мишек». Обмен интересных игроков на суперзвездного превратил и всю организацию из просто «интересной» в «звездную».

Сыграет ли еще Джо Торнтон в НХЛ? Канадец еще объявил о завершении карьеры – но на 99% коньки на гвоздь уже повешены. Может, покатается еще сезон-другой в любимой Швейцарии… В чем можно быть уверенным – так это в том, что в скором будущем 19-й номер будет поднят под своды домашней арены «Акул» в ходе ужасно ностальгического мероприятия. Собственно, тизер мы уже видели.