«Федерер принадлежит миру эстетики так же, как миру спорта». Танцевальный критик – о грации великого
Маэстро как воплощение красоты.
За последние недели у нас начал складываться сериал, в котором мы выделяем определяющее качество современных топ-игроков. Джокович – эластичный, Медведев – небрежный, а еще чуть раньше мы обсуждали то, что первым бросается в глаза в Надале – его мышцы (если интересно, ссылки на эти материалы будут в самом низу).
Теперь очередь дошла до Роджера Федерера, игру которого зачастую обсуждают не как спортивный, а как эстетический феномен. Даже его соперники восхищаются тем, что самые сложные вещи он заставляет казаться простыми и непринужденными. А в мае прошлого года феномен Федерера осмысляла танцевальный критик The Washington Post Сара Кауфман в статье «Почему Роджер Федерер – самый грациозный спортсмен наших времен».
Конечно, в ней много классического фанатского восхищения Маэстро, но в целом это интересный взгляд из другой сферы. И Кауфман рассуждает не только о спортивной, но и человеческой грации Федерера.
***
«Роджер Федерер приезжает на «Ролан Гаррос» не только королем кортов и образцом высокого стиля. Он – чистое поэтическое вдохновение с ракеткой.
Не только древние видели в атлетах классические идеалы и воплощения красоты. Для многих хардкорных поклонников спорта и любителей тенниса, как и для страстно уникальных Федфанов, швейцарец принадлежит миру эстетики так же, как миру спорта.
Конечно, могут быть те, кто относится к этой позиции скептически. Как может существовать поэтический теннисист?! Но в то же время, почему нет? Давайте согласимся, что статус Федерера уникален, и многие считают его величайшим игроком в истории. Но его статистика и рейтинг в этом вопросe не очень актуальны. Меня интересует живое и постоянное удовольствие от просмотра его матчей, их художественная ценность.
Легкая, текучая работа ног, прекрасная пружина торса в начале ударов, перенос веса, как будто нет веса, только воздух и ритм, его дробные шаги и протяжные прыжки и разница в скорости между ракеткой и запястьем. Федерер с легкостью совмещает надежную организацию и будоражащую спонтанность и таким образом создает эффект, который выходит за пределы тенниса, спорта и даже тела.
(Тут идут неинтересные примеры восхищения Федерером, которые мы опустим – Sports.ru).
Изысканность, интеллект и красота игры Федерера могут ввести нас в прямое и мгновенное взаимодействие с грацией. Мы видим человека, который в своей природе настолько идеален и свободен, что почти приближен к божеству. Так на нас влияют великие художники.
Когда русская звезда балета Михаил Барышников взлетал в воздух, он забирал с собой тысячи сердец зрителей, потому что непринужденная растяжка и выразительность его тела передавали им какое-то безымянное, приятное ощущение, порожденное в глубинах нервной системы. Влияние было сложным и непонятным. Были времена, когда наблюдая танец Барышникова, я осознавала только завороженность, как вспышку света, от которой кружилась голова.
Именно такое невообразимое восхищение я испытываю, когда Федерер пролетает по грунту и, не знаю, кружится на полпути, совершает мах ракеткой между ног или через плечо не глядя и посылает мяч на заднюю линию соперника, как молнию с пальцев Зевса. Мы видим удар и в то же время его не видим. Сознание не может понять, как он произошел. Но взаимодействие его движения и наших эмоций влияет на нас на уровне чистого чувства. Наука и монотонная работа создают такой беспечный удар, комбинацию уникального мозга Федерера и многих лет тренировок. Но он кажется чудом, не только потрясающим, но и не требующим усилий. Это грация Федерера. Он почти не потеет, а мы сидим, задыхаясь.
Потрясающая точность Федерера сейчас, возможно, встречается реже, чем несколько лет назад, но легкость движения и гармоничность течения игры никуда не делись. Он может быть в полете или скакать по покрытию, но движение постоянное – одно вытекает из другого. Меняются темп и динамика – взрыв тихонько смягчается и замедляется, рывок вперед останавливается, прежде чем Федерер снова отпрыгивает. Но всегда есть ощущение мягкой чуткости и понимания линии и формы.
И он знает, как хорошо выглядит. «Я всегда считал, что удары получаются очень красивыми, когда ты в движении, – рассказывал он о своем форхенде и подрезке. – Так они намного зрелищнее и элегантнее, чем удары с места. Поэтому я люблю бить в движении».
Обычно мы не обсуждаем профессиональных спортсменов с позиций грациозности, хотя, если задуматься, это странно. Если грация – самая хорошая, самая приятная сторона тела, то у элитных спортсменов ее должно быть в избытке. В конце концов, их тела работают на выдающемся уровне, а доведение движений до идеала – это их работа. Но мы все равно обсуждаем спорт в основном со сверхмужественных позиций жесткости, доминирования и мощи. Но будем откровенны: в спорте грации все равно мало. Преобладает стероидная эстетика, взрывная сила и агрессивность ценятся больше таких тонких моментов, как ловкость, равновесие и координация.
В плане грации поведения и социального взаимодействия герои спорта тоже не всегда блистают, а внимание чаще привлекают скандалы. Когда мы думаем о спортсменах, социальное изящество приходит на ум далеко не в первую очередь.
Но Федерер воплощает обе категории грации – и физическую, и социальную. Он порхает, спокойный и естественный, несет груз идеала так же легко, как его блестящие локоны болтаются над налобной повязкой во время матчей. Он не стонет и не воет. (Это, кстати, распространенный, но миф. Посмотрите, например, прошлогодние решающие матчи на «Уимблдоне». Федерер стонет мужественным басом – Sports.ru).
Федерер находится под давлением славы и неизбежного влияния возраста, но он не мучается экзистенциальными вопросами. Вместо этого у него вроде бы стабильный брак, четверо милых детей, теплая дружба с соперником и почти полной противоположностью Рафаэлем Надалем. Он даже фанатеет от Хью Джекмана.
Для него важны уход за собой и стиль, и, судя по избытку доказательств, он относится к людям с уважением. Все это довольно отрадно в эпоху, когда… Скажем так, нельзя воспринимать такую благопристойность как данность.
Наверное, главное проявление грациозности Федерера – это, как легко он ее несет. Она непрерывна на корте и за его пределами.
Я считаю это признаком поистине грациозного спортсмена. Федерер такой не один – причем далеко не один. Грациозность субъективна, и разные люди могут придавать ей разные значения, но я свожу ее к легкости и щедрости, объединенным в теле и духе.
Мохаммед Али был примером этого. В ринге у него была парящая, почти музыкальная плавучесть. Тело как будто создал Микеланджело: прекрасно сложенное, но не слишком массивное. И его жизнерадостная зрелищность и привлекательность для зрителя были воодушевляющими, а не отталкивающими. Еще Али был ярым гуманистом, использовал славу в борьбе с расизмом. И даже ослабев от болезни Паркинсона, он продолжал бороться за то, что ему важно, и, например, помогал освободить американских заложников в Ираке.
(Дальше Кауфман пишет о бейсболистах, что для нас не особо интересно. Поэтому их описания пропустим – Sports.ru).
В теннисе была Крис Эверт с ее прекрасными манерами и аурой загадочности. Она была собрана под давлением и не ошибалась в самых напряженных ситуациях, обладала тихим профессионализмом. Фигуристка Мишель Кван была художницей на льду и примером для подражания за его пределами. Многократная рекордсменка мира и олимпийская чемпионка Кэти Ледеки излучает счастье и считается щедрым партнером по команде. Она обладает непоколебимым трудолюбием и полезной тягой к выступлениям против наркотиков.
Крис Эверт – символ эпохи: первой в спорте заработала миллион и на грунте добилась больше Надаля
Это неполный список, но вы понимаете суть. Грациозные спортсмены – это живые предметы искусства, поэзия в движении. Их тела выточены по принципам искусства, с приятными пропорциями и балансом. И они функционируют гармонично, с ощущением организованного движения и живого, интересного ритма. Их как будто несет невидимая сила, они не обладают ни массой, ни трением. Для них время замедляется, а гравитация отворачивается. Равновесие – их родственная душа.
Конечно, Федереру не чужды проблемы смертных, что доказало его снятие с турнира в Риме. Но все равно там он играл с характерной плавностью, и очень трудно заметить неудачное скольжение в матче с Чоричем, которое он обвинил в травме. Возможно, все случилось в начале второго сета, когда он поскользнулся на линии и жестко тормозил, бросил вес назад и почти, всего на миллисекунду, потерял равновесие. Положение он выправил в основном коленями – и когда они согнуты под прямым углом видно, как мгновенно напрягаются сухожилия под кожей, часть сети мышц и соединительной ткани, борющейся с притяжением и тягой назад. Он оправился мгновенно, федерерично (в оригинале было Federerly – Sports.ru).
Тот матч он выиграл, вышел в четвертьфинал, но получил повреждение. Новость о его отказе поселила тревогу в тысячи сердец. Каждая травма 37-летнего спортсмена – или танцора, раз на то пошло, – кажется значимой. И мы же говорим о Федерере. Но если он тоже переживал, то ничего не показал. Объявление было щедрым и теплым, немного сдержанным: «Для меня Рим всегда был одним из любимых городов, и я надеюсь вернуться в следующем году».
Есть что-то скромное и человечное во фразе «я надеюсь вернуться в следующем году», что-то воплощающее грациозность Федерера. Это одновременно выражение желания и признание, что не все зависит от него, что он может потерпеть неудачу. Как бы он ни любил игру, судьба тоже определяет, приедет ли он на все запланированные турниры и как далеко на них пройдет.
Однажды блестящие волосы поредеют и поседеют. Придет время, когда он больше не сможет танцевать на корте и наших экранах. Но то, как Федерер сейчас живет и играет, как он надеется и не останавливается, – это кажется обещанием, что он не потеряет то, что вдохновляло его по ходу многих лет величия и откровения. И это продолжит вдохновлять нас. Федерер демонстрирует идеал очень часто, и теперь мы знаем, что он достижим».
Сила Медведева – в небрежности. Но он всегда на грани расхлябанности, и это его слабость
Джокович – резиновый. Тянется с детства (потому что был слабым), спокойно садится в шпагат
Надаль – самый мышцатый теннисист мира. Но он редко ходит в качалку
Теннис свернулся из-за коронавируса, но наш инстраграм про него – нет. Подписывайтесь
Фото: Gettyimages.ru/Justin Setterfield, Clive Brunskill, Yong Teck Lim / Stringer, Ian Walton, Christopher Lee / Stringer; РИА Новости/Валентин Барановский
- "ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто смог вывести перекидывание мяча за пределы спорта".
Единственный, поняли? Какие ещё там Лэйверы, Борги, Макинрой, Лендлы, Коннорсы, Сампрасы? Это всё перекидывание мяча. Теннис начался с Федерера.
Дальше.
- "ПЛЕБЕЯМ не дано понять всей уникальности Роджера".
Плебеи все, кто не визжит от восторга при одном упоминании имени Федерер.
Дальше.
Ваш же комментарий, где вы называете двух из трёх величайших теннисистов в истории "цыганом" и "стероидным".
То есть, в комментариях к восхваляющей Федедера статье его фанаты полили грязью и оскорбили всех остальных великих теннисистов и их болельщиков, и при этом удивляются, как кто-то может ненавидеть их вместе с их кумиром. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.
В этом плане Рафа и Джока куда скромнее. И Месси тоже.
После одного из проигрышей Рафе: "Я всегда тот, от кого зависит результат наших матчей. Он побеждает не тогда, когда выигрывает, а тогда, когда я играю плохо".
После упущенного матчбола на своей подаче и последующего поражения от Новака в полуфинале USO2011: "Это была не лучшая подача, но то, как он её принял - он просто не тот парень, который продолжал верить в победу. И проиграть кому-то вот так - это очень разочаровывающе, потому что ты чувствуешь, что он ментально уже проиграл и просто у него получился удачный удар в конце".
После финала Шанхая 2017, который Рафа играл с очевидной травмой и прихрамывая: "Я не видел никаких проблем с коленом у Рафы. Он играл, как обычно".
После проигрыша Тиму в группе на итоговом 2019: «У меня не возникло ощущения, что соперник меня переигрывает»
Теннис Роджера..когда его ничего не беспокоит...бег Болта после 30 стартовых метров...зависание в воздухе и проходы под кольцо..от " Его воздушества"...пархание Али по рингу...комбинации Рой Джонса..оборону Флойда..на работу с мячом и передачи пиковых Зидана и Иньесты...
Фанатеть можно от кого хочется, но вот с выбором аргументов против оппонента обычно сложности у таких персонажей. Вот это вызывает огромное отторжение
В теннисе то Роджеру больше ничего уже не светит!
И одновременно ответ на вопрос - почему Деда так любят болельщики.
Роджер - это не просто случай суперрезультатов. Это случай суперрезультатов, помноженных на суперзрелищность. Красоту движений, адреналиновую атакующую стихи.
Федерер демонстрирует мужской остроатакующий теннис, беря, как всякий настоящий мужчина, инициативу и риск на себя. И при этом не стонет, как это распространено в женском теннисе.
А Надаль и Джокович осторожничают "как бабы" (прошу женский пол не обижаться, специально утрирую) и трусливо выжидают когда соперник ошибется? И при этом стонут и стонут.
Как вам такой инь-ян тенниса?
Вот этот вариант и есть правильный. Потому что я обсудил то, что зависит от воли игроков. В этом Федерер наиболее соответствует классическому образу мужчины.
А то, что движения Федерера красивы - это его дар. Ему дана такая пластика, и с этим он ничего поделать, слава богу, не может.
Единственное, что могу вам ответить по существу - у Надаля и Джоковича не меньше таких высказываний. Поэтому в своей реплике я написал, что культура этой троицы дает возможность вести себя корректно и уважительно "в большинстве случаев", а не всегда.
Что же касается не интервью, а поведения на корте, то тут швейцарец, не пользующийся стонами и воплями радости при ошибках соперников, на голову выше.
В баскетболе в плане зрелищности Джордану действительно трудно подобрать равного.
В футболе тот же Месси ничем Пеле не уступает, а, на мой взгляд, превосходит в плане зрелищности (видел целые матчи Пеле, причем удачные - не сбил с ног).
В боксе Али можно найти двух-трех значимых равноэстетичных бойцов.
А вот в теннисе, как и в баскетболе Джордану, не вижу Федереру серьезной альтернативы в эстетичности. Чтобы и движение по корту и сама игра так радовали глаз. Сампрас, наверное, ближе всего, но не совсем - палитра более скупая.
Я вам описал явные мужские признаки тенниса Федерера. Расчет на самого себя и свою активность, сдержанное поведение на корте.
Пассивность и крикливость - известные признаки женского типа.
Далее - Роджер играет в атакующий теннис и с первой подачи, и со второй, и на приеме.
Все сравнения с Раоничем и прочими даже не нуждаются в опровержении, они смехотворны сами по себе. Не те величины.
Джокович сперва не смог помешать Федереру отыграть брейк в решающем сете Уимблдона, потом не смог помешать сделать ещё один брейк, а потом не смог помешать довести счет на его подаче до 40-15. Не выкидывайте эту часть истории из рассказа. Это всё о том же мужском.
Дальше у Деда тупо не хватило сил на ещё небольшое усиление - думаю, усталость была столь громадна, что ему просто не из чего было прибавить. Он в том гейме итак 40 набрал подачей. Конечно, в принципе он способен и 4-е раза подряд подать эйс или неберущуюся первую. Но не в конце длиннющего пятого сета длиннейшего финального матча. Там ему не хватило топлива.
А характер Ноле умалять не стоит - сам он ничего и никогда не отдаст. Свою ошибку не сделает. Будет упираться изо всех сил. Нужно взять. Для этого нужны силы. В самом конце финала Уимблдона, как и большую часть полуфинала Австралии их у Деда просто не было. Кончились.
Ищем все остальные. Н2Н Рафа-Роджер по сезонам.
2004: 1-0
2005: 1-1
2006: 4-2
2007: 2-3
2008: 4-0
2009: 1-1
2010: 1-1
2011: 3-1
2012: 1-1
2013: 4-0
2014: 1-0
2015: 0-1
2017: 0-4
2019: 1-1
Из 14 сезонов,в которых они играли между собой, кол-во сезонов, завершившихся по личке в пользу Рафы, - 6. В пользу Роджера 3. Ничьих 5. Из 6,завершившихся в пользу Рафы, доминированием ознаменовались максимум 4,но строго говоря лишь два-три, потому что,например, 4-2 в 2006 при 1-1 по матчам на ТБШ, с Римом на тоненького до предела весьма спорный вопрос насчёт доминации (у Надаля в том году вообще ни одной проходной победы не было).
Итак, автор данного поста, если упростить его посыл, утверждает, что Федерера не любят потому, что его поклонники на спортсе иногда пишут неприятные для поклонников других игроков вещи. Иногда справедливые, иногда не совсем.
Увы, это утверждение лишено всякой логики.
Федерер, его теннис и его результаты, не имеют никакого отношения к высказываниям его поклонников.
Теннисиста любят или не любят за стиль его игры, его результаты и его поведение на корте и вне его.
Так что данное утверждение порождено либо заблуждением автора, либо его неискренностью.
И тут я со своей стороны хочу сказать, что мне лично хейтеры Федерера не нравятся именно тем, что их претензии к швейцарцу в 80% случаев настолько же лишены всякой логики и являются порождением странных фантазий, как и утверждение, разобранное выше.
Как теннисист он велик, а как личность он мне очень симпатичен.
Вообще не вижу оснований, симпатизируя одному из теннисистов БИГ-3, поносить других.
Когда мы влюбляемся в женщину/мужчину мы восхищаемся ими, а не проводим время за оскорблением всех остальных. Симпатия - штука жизнеутверждающая, а не разрушительная.
Я лично могу выслушивать слова, подчеркивающие сильные сторона Новака, без неприязни.
Многие наверное заметили, что игроки меньше падали и травмировались по сравнению с прошлыми годами. Можно предположить, что организаторы подготовили для этого специальную траву. И оказалось, что не работают максимально эффективные на траве удары - резаный бэкхенд, удары с отскока, игра с лёта - козыри Федерера.
Журналисты это заметили, и после финала задали вопрос Федереру .
"Да нет, это всё таки трава" - был ответ Федерера.
Это на всякий случай для будущих прогнозов.
Вы свои тексты проверяйте на качество аргументов.
Сказалась именно усталость. Новак на матчболлах вцепился особенно серьезно. Вариант выиграть был лишь либо, подав смертоносно, либо передержав на задней линии. Подачи в том гейме к счету 40-15 у Деда закончились, перебегать не было сил.
Но что позитивного Дед вынес из того финала - это утраченную на какое-то время уверенность, что ему вполне по силам без лишних усилий переигрывать Джоковича на более-менее быстрых кортах, когда он сам в порядке. Что он с блеском продемонстрировал на Мастерс-капе, а потом повторял в первом сете Австралии пока опять же силы не подошли к концу.
Концовка Уимблдона и 2,5 сета полуфинала Австралии очень похожи по рисунку именно потому, что в обоих случаях швейцарец был без бензина и не мог делать экстра-усилия. А матч на Мастерсе, первая половина первого сета в Австралии, да и первые четыре сета Уимблдона похожи, потому что это были отрезки, где Дед был свеж и имел игровое преимущество.
Финал Уимблдона-2008-го года Федерер проиграл, потому что именно в том году у него начался первый серьезный игровой спад в карьере. Он был очень плох в целом и по сезону и в первых двух сетах финала, но показал какую-то чудесную лебединую песню в третьем и четвертом сетах. Но это было все чудеса, на которые он был способен в ту пору.
Что касается двух последних финалов БШ Джоковича, то ему оба раза немало повезло, что опять же, не умаляет его бойцовских качеств и игры.
На Уимблдоне Роджер в целом выглядел получше и свои 40-15 получил заслуженно. Реализовать не хватило силенок, а Новак не слил по глупости и сделал всё, чтобы выжать из уставшего Деда ошибки.
Потом Роджер 2,5 сета подряд повторял с Новаком то, что он делал в выигрышных сетах на Уимблдоне. Убедительно и по игре и по счету выигрывал сверхагрессивным теннисом. При качественном исполнении эта тактика работает.
В Австралии же Тим тоже выглядел получше Новака и играл блестяще, но там он упахался за турнир и, начиная с середины 4-го сета, заметно ослабил игру - блестящий уровень точности 2-го и 3-го сетов он в продолжении матча показать не смог.
Новака колбасит, когда соперник не имеет очевидных слабых мест, как Тим в Австралии, не ломается в розыгрыше и мощно атакует. Вавринка научился с Новаком так играть - хорошая первая, терпеж и мощнейшие переходы в атаку. Тим по сути примерно повторил этот рисунок и качество исполнения во втором и третьим сетах было высочайшим. Так что сенсационным происходящее не выходило - это мы уже несколько раз видели. Но в том матче Тим до конца не сдюжил физически.
Доля везения - это нормальный элемент игры. Но отмечать её уместно, потому что это то, что переменно и то, чего может не хватить в следующих матчах при в остальном похожих условиях.
Перед турниром абсолютным фаворитом был Джокович. Прогнозы немногих оптимистов - а вдруг Федерер? И это вдруг едва не случилось.
40 - 15 это конечно "вишенка" драмы. Но многие забывают, что Федерер проиграл три тая. Для меня конечный результат матча стал очевиден после проигранного Федерером 1го сета. Три сета подряд Федереру у Джоковича не выиграть. Значит 5ый сет и решающее значение будет иметь физика.
При счёте 40 - 15: Неужели 21ый шлем? Но нет, Федерер остался верен сам себе.