4 мин.

Страсти по Ноа

В блоге «С миру по Нитке» перевод статьи Питера Бодо (Tennis.com) об опрометчивых высказываниях Янника Ноа и излишне нервной реакции испанских теннисистов на слова импульсивного француза.

«Все знают Янника Ноа. Он был первым за 37 лет французом, выигравшим свой национальный чемпионат (который является одним из четырех знаменитых турниров «Большого шлема»), и пока что остается единственным французом, которому удалось это сделать в Открытой эре. Но все это было только взлетной полосой для Ноа, который в итоге стал – невероятно, но так обычно и бывает – настоящей поп-звездой.

Если вы сомневаетесь, что Ноа стал полноценной звездой, просто посмотрите на его недавние ремарки о допинге в теннисе. Они были настолько бездоказательными и безответственными, что только звезда могла их сделать и вызвать последовавшую реакцию. По вышеприведенной ссылке вы можете прочитать его измышления на тему того, как «волшебное зелье» помогло Испании стать ведущей страной во многих видах спорта, и главное – в теннисе.

Самым удивительным в комментариях Ноа было полное отсутствие доказательств и абсолютное незнание ситуации – он обращался к делу Фуэнтеса, которое сейчас кажется делом давно минувших дней. Но он же поп-звезда. Зачем ему следить за игрой так, как это делают Матс Виландер, Джон Макинрой или даже Ги Форже? Он знает только то, что когда он играл, французы спокойно размазывали по корту этих сопливых испанских чувачков. Стало быть, Испания – это нация ЭПО.

Я даже не представляю, с чего Ноа внезапно решил поднять эту тему. Похоже, что он однажды решил посидеть в спортивном баре и вдруг там услышал, как какие-то завсегдатаи высказывают темные подозрения насчет Надаля и компании. Тогда Ноа загорелся, заорал: «Эврика!», – побежал в Le Monde и сказал редакторам, что он хочет, как это говорят все любители, «тиснуть статейку!».

Будучи изданием довольно предприимчивым, Le Monde, должно быть, с радостью опубликовала такие сенсационные и противоречивые комментарии. Эффект не был бы достигнут, если бы газета оценивала Ноа по тем же стандартам, что и, скажем, завсегдатая французского бара, который захотел бы продвинуть свои взгляды на допинг в Испании через одну из ведущих газет страны. Я не знаю, есть ли в теннисе проблемы с допингом. Но я знаю, что делать такие выводы, основываясь на внешнем виде или спортивном превосходстве одного из игроков, оскорбительно и совершенно несправедливо. А публикация подобной громкой чепухи – абсолютная провокация.

И вот что еще мне очень трудно понять. Как Ноа мог вот так взять и загрести всех испанцев под одну гребенку? Получается, на допинге сидят и Рафаэль Надаль, и Давид Феррер (в конце концов, они оба в рейтинге стоят выше любого француза)? Если это так, то Ферреру точно достается поменьше зелья, ведь он-то парень достаточно тощий. А как же Фелисиано Лопес? Да, и Фернандо Вердаско! Он тоже на игле? Но если так, почему Фели и Нандо стоят намного ниже чистого по определению француза Жо-Вильфреда Тсонги? На этот ЭПО нет гарантии?  

Конечно, над этим можно долго смеяться – и я надеюсь, что испанские игроки так и поступили. Им надо просто закатить глаза и вздохнуть: «Бедный Янник, совсем не в теме…». Или: «Не могу поверить, что такой успешный и популярный человек может быть таким недалеким!» Если бы они приняли это с чувством собственного достоинства, Ноа, который на самом деле хороший парень, выглядел бы дураком.

Но вместо этого чемпион «Уимблдона» Маноло Сантана, кажется, не зная или не придавая значения тому, что Ноа и так знаменит, заявил: «Для таких людей единственный способ получить дешевую славу – это вступить в конфликт с человеком или организацией калибра испанского спорта». Феррер перешел на личности, заметив, что «сын Ноа играет в NBA, где нет никакого допинг-контроля, и не ему об этом говорить…» А Рафа Надаль даже предложил запретить Ноа выступать с комментариями в СМИ.

Все они отреагировали как-то излишне обиженно и агрессивно, хотя и объяснимо. Но, наверное, лучше всего на слова Ноа ответил один из ведущих французских игроков Микаэль Ллодра. Он извинился перед Надалем и его дядей и тренером Тони Надалем. Согласно сообщению испанской радиостанции COPE, Ллодра назвал Ноа «глупцом» и жестом предположил, что звезда Франции и бывший капитан сборных в Кубках Дэвиса и Федерации был пьян.

Мда.

Может быть, это так. А может быть, Ноа просто реализовал свое негласное право на использование звездного статуса и выдал все это, не подумав о значении своих слов и возможной отдаче от них – тех слов, о произнесении которых он, я готов поспорить, теперь жалеет. Но их уже не взять обратно, и это обратная сторона звездности и несдержанности на язык».